Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Триумфальное шествие «Носа» в Нью-Йорке

В последнее время все привыкли, что на премьерах авангардных спектаклей в Метрополитен Опере критики и зрители дружно ругают постановщиков. Похоже, что эта тенденция, ставшая почти традицией, прервалась вечером 5 марта премьерой «Носа» Д.Шостаковича.

Критики единодушно удостоили самых высоких похвал и постановщиков, и исполнителей. Режиссер Вильям Кентридж (ЮАР) перенес действие из гоголевской России в советскую эпоху конца двадцатых годов прошлого века, в общественную атмосферу времени, когда сочинялась опера.

На этот раз столь смелый художественный демарш никого не покоробил. Более того, обозреватели (а рецензий в американских газетах было необычайно много) отмечают удачное использование видео и анимационных эффектов. Уже сам занавес представляет собой коллаж из политических лозунгов того времени, маловразумительных фраз на русском и английском, дорожной карты Санкт-Петербурга, фотографий исторических фигур. На протяжении всего почти двухчасового действия на большом экране, расположенном в глубине сцены, непрерывно демонстрируются анимационные картинки, показывающие путешествие и приключения Носа.

Исполнитель главной роли - коллежского асессора Ковалева бразильский бас с польскими корнями Пауло Шот (Paulo Szot) доминировал в спектакле своим «богатым, мужественного тембра, с отличной фразировкой голосом». Но временами, отмечают обозреватели, «ему не хватало мощи перекрывать оркестр». Спектакль стал дебютным выступлением на сцене Мета для мариинца Андрея Попова (Квартальный), «тенора с высоким регистром». Отмечают успешное выступление Сергея Скороходова, Геннадия Беззубенкова, сопрано Эрин Морлей и других солистов – всего их насчитывается в спектакле почти 80! И, конечно, все без исключения подчеркивают блистательное руководство оркестром Валерия Гергиева.

Гастроли Мариинки в Вашингтоне развернулись в «Войну и мир»

Гастроли оперной труппы Мариинского театра в Центре им. Кеннеди, о начале которых мы сообщали в предыдущем обзоре, достигли своей вершины исполнением оперы Прокофьева «Война и мир». На сей раз – всё как полагается: костюмы, декорации, режиссура Андрея Кончаловского.

Критики назвали спектакль «лучшим из всего, что было показано Мариинкой на этих гастролях». В первую очередь отмечают «достоверное, почти кинематографическое отображение характеров персонажей». Однако оговариваются, голоса основных исполнителей (Стеблянко, Марков, Матаева, Петренко, Скороходов и другие) «не произвели столь же сильного впечатления, как их внешность и актерские дарования». Возможно, по причине усталости. График сжат до предела и многим солистам приходилось петь почти каждый день. Так, например, тенор Сергей Скороходов перед этим спектаклем пел два вечера подряд Водемона в «Иоланте», к тому же еще участвовал в репетициях и премьере «Носа» в Мете. А что же тогда говорить о Валерии Гергиеве, который ухитрился выступить на закрытии Олимпиады в Ванкувере, продирижировать «Носом» в Нью-Йорке, и работать почти все вечера (а также утром и днем на репетициях) с оркестром Мариинки! Но на спектакле «Война и мир» он выглядел свежо и бодро, уверенно и энергично руководил оркестром на протяжении всех четырех часов. Как всегда, много хороших слов было сказано в адрес хора: «Хор Маринки вновь продемонстрировал лучшее, что есть сегодня в русской музыкальной культуре».

Здание Пермского оперного будут перестраивать по проекту англичан

В Перми подвели итоги международного конкурса на выбор архитектурного решения по строительству новой сцены Пермского театра оперы и балета им. Чайковского. Свои эскизные проекты представили пять иностранных архитектурных бюро и одно российское.

Перед участниками было поставлено несколько задач, главная из которых - спроектировать новую сцену на 1,1 тыс. мест и провести реконструкцию действующего театра с залом на 900 мест. Вместе с этим необходимо провести работы по перестройке театральной площади.

Лучше всего с заданием, по мнению жюри, справилось архитектурное бюро Дэвида Чипперфильда (Великобритания), которое и было признано победителем. Проект, представленный этим бюро, предполагает строительство новой сцены «спиной к спине» существующей, что позволит создать «ощущение непрерывности основной формы театра» и сэкономить площади, необходимые для театральных служб.

По оценкам губернатора Пермского края Олега Чиркунова, реконструкция и строительство новой сцены обойдется в $100 млн (около 3 млрд руб.), а на проектирование потребуется 7-10% от этой суммы.

Пласидо Доминго успешно перенес операцию

Великий тенор покинул нью-йоркскую больницу Mount Sinai Hospital в воскресенье, 7 марта, после удачно проведенной операции по удалению полипа в брюшной полости. По словам его спикера Нэнси Зельтцер, певцу понадобится полтора месяца для полного выздоровления. Все это время он должен провести в Нью-Йорке, под наблюдением врачей.

В связи с операцией Пласидо Доминго отменил все свои концерты и выступления в Токио, Лондоне, Берлине. Однако, если выздоровление пойдет хорошо, он может скоро вернуться на сцену. Зельтцер заметила, что Доминго, не исключено, сможет петь уже 16 апреля в Милане, в опере «Симон Бокканегра». А 30 мая ему предстоит выступить в «Валькирии» в рамках показа «Кольца» в Лос-Анжелесе.

Школьники в зале и на сцене

«Не люблю школьные утренники», - признается обозреватель «Гардиан» Гай Дамманн. Но и ему пришлась по душе поставленная в Глайндборне совсем свежая опера современного британского композитора Джулиана Филипса «Knight Crew» (можно перевести как «Дружина рыцарей») с участием хора из 60 школьников и детских музыкантов в составе оркестра (две трети). В опере есть и взрослый хор, в основном набранный из числа родителей. Журналист пишет: «Аудитория зрителей в рубашках с расстегнутым воротничком на этом спектакле выглядит более уместной, чем накрахмаленные сорочки и чопорные бабочки».

В основе либретто – легенда о короле Артуре и его верных рыцарях, перенесенная в наши дни. Здесь нет «рыцарей круглого стола». Вместо них – банда школьных хулиганов. По мнению Дамманна, «трансплантация работает» и спектакль воспринимается хорошо.

Композитор храбро смешивает разные музыкальные стили для достижения драматического эффекта. Контрастирующее столкновение поп-музыки и классической оперной мелодики удачно сочетается с исполнительским взаимодействием между солистами - профессиональными певцами и любительскими хорами.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ