Третье пришествие Хосе Куры

Третье пришествие Хосе Куры
Оперный обозреватель

Тенор – голос особенный. Его возможности в экстремальном для нормального мужского диапазона регистре завораживают – часто на каком-то физиологическом уровне. И оттого, наверно, в том числе, наше всегдашнее пристальное внимание к этому голосу, к тому певцу, кого природа наделила уникальным, по сути, даром. Так было не всегда – тенор выдвинулся на первые роли не сразу. Но вот уже почти два столетия он полновластно царит на оперной сцене, потеснив все другие голоса и уверенно соперничая с примадоннами. Двадцатый век начался феноменом Карузо, а завершился феноменом Паваротти – конечно, в середине века была как минимум одна недосягаемая primadonna assoluta, Мария Каллас – но безусловное и повсеместное благоговение перед тенором явление великой гречанки не отменяло.

Сегодня репутация тенора – под большим вопросом. Не то чтобы их вовсе нет: каждый вечер в тысячах оперных театрах планеты на всех пяти континентах гаснет свет и начинаются спектакли, редкие из которых не предполагают наличие певца-тенора – кто-то выходит и поет все эти мудреные партии. Но качество предлагаемых Каварадосси, Радамесов и Зигфридов повсеместно оставляет желать лучшего. Причина глобального бестеноровья – вопрос весьма интересный и не праздный, и наш журнал уже пытался обращаться к нему: с уровнем оперного вокала сейчас и вообще-то ситуация не блестящая, а уж что касается главного мужского голоса, то в 99 случаев из 100 приготовьтесь, что вас постигнет горькое разочарование при посещении любого оперного спектакля в любом городе мира.

Но романтическое желание встретиться все-таки с настоящим «золотым голосом» неистребимо в истинном меломане. Поэтому всегда так ожидаемы визиты западных звезд, и аншлаги на концертах таких современных теноров как Аланья, Флорес или Вильясон всегда гарантированы – порой вне зависимости оттого, стоят ли они того, и в какой форме находятся в данный момент. Особое внимание – когда заявлен тенор драматический, коих вообще практически нет в мире: указанный репертуар нередко поют исполнители, чья весовая категория весьма далека от задумок композиторов. Как говорится, на безрыбье…

Аргентинец Хосе Кура, напротив, как раз и зарекомендовал себя в течение всей своей двадцатилетней карьеры именно как tenore di forza, подвизаясь на самом кровавом репертуаре – позднем Верди, веристах и пр. Его мощный, с баритональной окраской голос темного тембра оказывался весьма подходящим своей стенобитностью в таких партиях как Отелло, Самсон, Джонсон или Шенье. Однако одной выносливостью, безотказностью успех Куры объяснять было бы неправильно: в его голосе есть и мягкие лирические краски, и обаяние южного тембра, красивого, насыщенного и яркого. По крайней мере, таким мы его знаем по многочисленным записям, приходившим в Россию в 1990-2000-е гг., свидетельствовавшим об успехах певца на сценах «Ковент-Гардена», «Ла Скала» и других мировых театров.

Третий, нынешний визит певца в российскую столицу принципиально ничем не отличался от двух предыдущих – разве что площадка избрана иная: в 2002-м это был циклопический Кремлевский дворец съездов, позже – камерная Новая опера, теперь же Светлановский зал Международного дома музыки, представляющий нечто среднее между первым и вторым. В отношении репертуара Кура решил не экспериментировать: прозвучали фрагменты опер Верди, Пуччини и Леонкавалло, то есть то, с чем певец появляется на мировых подмостках все годы своей карьеры.

Открыл концерт пролог из «Паяцев», ария, которую мы все привыкли слышать в исполнении баритона. Кура появился из глубины зрительного зала и под овацию проследовал на сцену. Этот экстравагантный ход, рассчитанный скорее на модную, чем на академическую публику, задал тон всему выступлению: элементы шоу-бизнеса, пусть и не такие яркие как восемь лет назад в кремлевском ревю с Любовью Казарновской, сопровождали слушателя-зрителя весь вечер – Кура активно общался с публикой по-английски, шутил, ударялся в воспоминания, по причине чего вокальные, оркестровые и разговорные номера были на данном концерте почти равновеликими по времени. По всей видимости, «проповеди» от Куры – обычное явление, практикуемое артистом повсеместно, оправдывая свою несколько смешную для русского уха фамилию (в переводе означающую – «священник»).

Каков же он сегодня, знаменитый аргентинский «мачо от оперы», еще один «четвертый тенор» (если не изменяет память, реклама подобным титулом награждает также Аланью и Вильясона – в зависимости оттого, кого надо продать в данный момент)? Он все так же богато одарен природой, хотя его тембр утратил былое роскошество обертонов, слегка измельчал и выплощился. Верхним регистром по-прежнему певец пользуется очень странно – он как бы существует совершенно отдельно от всего остального голоса, ухо фиксирует совершенно четкий переход, после которого голос звучит обеднено и несколько разболтанно. Несмотря на то, что Кура берется за баритональные арии, да и тенор его по праву относят к драматическим, его нижний регистр совсем не впечатляет – звук на нем плоский, прижатый, певец выдавливает его из себя словно пасту из тюбика. Вокализирует Кура преимущественно в силовой манере – его fortissimi безусловно впечатляют, хотя отсутствие динамического разнообразия несколько утомляет. Там где нужны пиано и кантилена тенор частенько рвет фразы, переходит на мелодекламацию, а некоторые фразы (как, например, первая фраза в арии Каварадосси из третьего акта «Тоски») толком не озвучиваются и вовсе. В целом в пении именитого аргентинца присутствует много экспрессии, напора, брутальности, но мало пения как такового, хотя избранные фрагменты (например, дуэт из «Отелло» или упомянутая ария Каварадосси) позволяли продемонстрировать не только силу, но и лиризм.

В чем однозначно преуспел Кура – так это в децибелах, а также в умении расположить к себе аудиторию: простой южный парень, горячий и страстный, в то же время вальяжный и не лишенный светского лоска предстал перед московской публикой и в целом покорил ее. А еще, как известно, подобно своему давнему патрону Пласидо Доминго, Кура претендует на дирижерскую «корону», и эта претензия не кажется слишком натянутой – оркестр «Русская филармония» под его руководством исполнил три симфонических фрагмента (увертюра к «Сицилийской вечерне», «Танец ведьм» из пуччиниевских «Виллис», интермеццо из «Сельской чести»), а также сцену и арию Амелии из «Бала-маскарада». И надо признать, что дирижирует Кура вполне профессионально – видимо, сказывается его хормейстерское прошлое (именно в этом качестве он когда-то начинал свою карьеру в первом по значимости латиноамериканском оперном театре «Колон»).

В дуэте с Курой выступала россиянка Ольга Романько, поющая ныне исключительно на Западе – среди ее недавних ангажементов европейские и американские театры средней руки, такие как Финская национальная опера в Хельсинки, пуччиниевский фестиваль в Торре-дель-Лаго, Кёльн, Лиссабон, Прага, Мехико и Тель-Авив. В описываемый вечер в ММДМ Романько пела упоминавшуюся уже Амелию, а также Дездемону, Тоску, Баттерфляй и на бис Лауретту из «Джанни Скикки». Голос певицы не слишком красив и не очень богат, у нее ровное, но не очень интересное лирическое сопрано, несколько проблемное внизу, но вполне грамотно выстроенное на середине и в верхнем регистре. Надо отдать должное, владеет своим инструментом Романько хорошо – голос выровнен по всему диапазону, в нем отсутствуют какие-либо дефекты, певица вполне «на ты» с различными нюансами и совершенно не пасует перед верхами. Ее претензии на драматические партии не вполне убедительны, но там, где требуется больше лирического звучания (Дездемона и Баттерфляй), Романько в общем-то впечатляет – видимо потому наиболее удачными номерами вечера можно назвать длинные дуэты из «Отелло» и «Мадам Баттерфляй».

Аккомпанемент звездам вокала обеспечивал на этот раз, как уже упоминалось, оркестр «Русская филармония». Резкое, даже неприятное звучание струнных резануло ухо уже в первом номере (вступлении к «Паяцам»), а «шамканье» духовых было общим местом всего вечера – впрочем, как и у многих отечественных оркестров. Соотечественник Куры маэстро Марио де Росе, ведший музыкантов большую часть вечера, сносно справлялся с ролью капельмейстера – как говорится, и на том спасибо.

На фото:
Хосе Кура

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ