11 богатырей «Новой Оперы» плюс маэстро-дирижер

Парад теноров к 110-летию И.С. Козловского

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

21 марта, за три дня до 110-летнего юбилея великого русского и украинского певца Ивана Семеновича Козловского, на сцене «Новой Оперы» прошел концерт его памяти. В сопровождении оркестра театра, которым руководил молодой и удивительно талантливый дирижер Денис Власенко, состоялся настоящий парад теноров – солистов «Новой Оперы». Как тут не поверить в магию цифр: 110-я годовщина и 11+1! Одиннадцать – это именно то количество теноров, которое смогла выставить в один вечер «Новая Опера» (какому еще театру в Москве под силу подобное – не Большому же!). Один – это дирижер, благодаря которому теноровая гвардия «Новой оперы» смогла предстать по полной музыкальной выкладке.

Одним словом, музыкальная дюжина! Денис Власенко работает в театре с января 2009 года, и пока в его репертуаре – лишь «Глория» Пуччини, однако на счету музыканта уже числятся два таких ответственных и важных дирижерских ангажемента в Италии, как «Путешествие в Реймс» Россини в рамках молодежной программы фестиваля в Пезаро (август 2008 года) и «Турандот» Пуччини в Бари на сцене Teatro Petruzzelli (март 2009 года).

Программа концерта в «Новой опере» состояла из двух неравных частей: первая, наиболее масштабная, была отдана западноевропейскому репертуару, вторая – русской опере. За вечер были исполнены три симфонических номера: увертюра к «Свадьбе Фигаро», антракт к III действию «Лоэнгрина» и «Вокализ» Рахманинова. Всё остальное время дирижер был буквально «растворен» в певцах, весьма чутко и бережно «подавая» каждого из них, что для оперного дирижера – очень ценное качество. Безусловно, все певцы не могли продемонстрировать одинаково безупречный уровень (это и понятно), однако в целом планка их профессионального мастерства оказалась весьма высокой. Сколько теноров на свете – столько, по сути, и разных голосов, которые трудно уложить в узкие рамки привычной классификации. И теноровая палитра отдельно взятого московского театра не исключение. Честно говоря, перед этим концертом меня охватывали сомнения, ведь настоящий «музыкально-теноровый продукт» – товар штучный и по нынешним временам крайне дефицитный, поэтому, прежде всего, поражает, откуда в этой труппе такой сильный теноровый состав! Но так и есть: факт остается фактом.

Безусловными фаворитами вечера стали Алексей Татаринцев (романс Неморино, ария Ленского), Хачатур Бадалян (арии Калафа и Владимира Игоревича) и Георгий Фараджев (каватина Фауста и романс Молодого цыгана из «Алеко»). Алексей Татаринцев и Хачатур Бадалян – лауреаты Международного конкурса памяти Паваротти в Санкт-Петербурге (2008). Первый – уже вполне сложившийся профессионал, обладатель звонкого, сильного лирического голоса, в его пении властно проступает недюжинный артистический кураж, интонации выразительны, «верха» уверенны. Его Неморино далеко не простак, а Ленский, скорее, сильная, чем мечтательная натура: певец, конечно, еще не лирико-драматический тенор, но лирический тенор с драматизмом в душе. Хачатур Бадалян со времени его запоминающегося дебюта в вагнеровском репертуаре (главная партия в «Лоэнгрине») до недавнего времени ассоциировался у меня с лирическим тенором отстраненно-холодного, с позволения сказать, отчасти даже «героического» амплуа. Сейчас этот голос можно назвать уже лирико-драматическим, в его фактуре появилось тепло и страсть – и петый-перепетый шлягер Пуччини (ария Калафа), которому каждый раз внимаешь под повышенным слуховым прицелом, обрел в лице исполнителя очень даже неплохую «итальянскость» и не был омрачен надсадностью взятого верхнего «до». Коварная нота прозвучала уверенно, без видимых для слушателя усилий. В качестве произведения русского репертуара несколько непонятным был выбор певцом именно арии Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина, всегда являвшейся вотчиной ярко выраженных лирических теноров, но, за исключением одной досадной оплошности, на мгновенье нарушившей общую целостность кантилены, трактовка арии предстала вполне убедительной.

Пожалуй, особо теплых слов заслуживает Георгий Фараджев, обладатель маслянисто-мягкого и теплого лирического голоса, но при этом подвижного, легкого, хорошо сбалансированного во всех регистрах. На относительно недавней премьере «Севильского цирюльника» Россини он был вторым номером после нашумевшего – не без творческих оснований, конечно! – Сергея Романовского. Последний, удачно попав в поле зрения зарубежных импресарио, в театре уже не работает, а Георгий Фараджев, замечательный певец и профессионал своего дела, продолжает радовать нас своим искусством. Особое удовольствие доставил он исполнением популярнейшего меломанского хита – каватины Фауста из одноименной оперы Гуно, спев ее очень лирично, мягко, истинно благородно, изящно блеснув верхним «до», которого меломаны обычно ждут с не меньшим нетерпением, чем в арии Калафа. Но и романс Молодого цыгана из «Алеко» Рахманинова стал его творческой удачей. Во французском блоке следует отметить и стилистически выдержанные исполнения Ярослава Абаимова (романс Надира из «Искателей жемчуга» Бизе) и Георгия Васильева (романс Вертера из одноименной оперы Массне). Оба певца, возможно, и не обладают яркими и запоминающими от природы вокальными данными (оба – тенора лирические), однако их небольшие аккуратные голоса склоняют к расположению, прежде всего, культурой и скрупулезной продуманностью исполнения. Особенно показателен случай Ярослава Абаимова, которого я слушал просто затаив дыхание, наслаждаясь музыкальной нюансировкой. В отличие от него голос Георгия Васильева более фактурен: исполнение певца оставляет ощущение уверенной безусловной добротности.

Четверо певцов – Александр Богданов (баллада Герцога из «Риголетто», песня Левко), Александр Скварко («Прощание» Лоэнгрина, ария Князя из «Русалки» Даргомыжского), Нурлан Бекмухамбетов (ария Рудольфа из «Богемы» Пуччини, сцена и романс Дубровского из одноименной оперы Направника) и Сергей Поляков (ария Лориса из «Федоры», ариозо Германа) – наиболее уверенно чувствовали себя в западноевропейском репертуаре. И это в который раз убедило, что русский оперный репертуар петь вовсе не легче, чем зарубежный. Трое из четырех названных певцов выбрали в качестве произведений русского репертуара далеко не «шлягерные» арии. Александр Богданов, обладатель голоса мощной лирико-драматической фактуры предстал вполне неплохим Герцогом, но малоинтересным Левко, персонажем «Майской ночи» Римского-Корсакова. «Условно приемлемо» спев арию Князя из «Русалки», Александр Скварко, в голосе которого драматическая составляющая явно преобладает над лирической, удивил вокально-драматической зрелостью трактовки «Прощания» Лоэнгрина. Нурлан Бекмухамбетов, ярко выраженный лирический тенор достаточно плотной «пронзительной» фактуры («лирический тенор «в квадрате»), взял мастерством вокальной фразировки, тонкостью и скрупулезностью мелодической отделки, неимоверным обаянием и артистизмом, но и здесь та же ситуация: Рудольф на обе лопатки положил Дубровского. В русском блоке Сергей Поляков в шлягерном ариозо Германа из «Пиковой дамы» так и не смог до конца справиться с коварным драматизмом этого номера, только на первый взгляд кажущегося лирическим. Однако исполнение романса Лориса из «Федоры» Джордано стало настоящей удачей певца: на его голос, драматическое начало которого только-только начинает обретать свои очертания, она легла просто замечательно. В арьергард впечатлений вечера попадают выступления Сергея Тужика, слишком мощным голосом спевшего арию Каварадосси из III акта «Тоски», и Владимира Реутова, продемонстрировавшего пока лишь иллюстративное «пропевание» оперного материала (романс Де Грие из «Манон Леско» Пуччини).

Когда основная программа вечера была исчерпана, публику ждали сразу три сюрприза – три коллективных номера, спетых на бис. Популярный шлягер «Гранаду» представили на три голоса Сергей Тужик, Хачатур Бадалян и Георгий Васильев, а «Sole mio» – Хачатур Бадалян, Алексей Татаринцев и Нурлан Бекмухамбетов. Для исполнения финального хита концерта, песенки Герцога из «Риголетто», на сцене россиниевской «грядкой артишоков» выстроились сразу все участники концерта, однако солировали лишь двое (Алексей Татаринцев и Нурлан Бекмухамбетов), зато финальную ноту под бурные овации зрительного зала брали хором сразу 11 теноров! Такое нечасто услышишь в концертах – разве что на таких вот эксклюзивных памятных вечерах.

На фото:
Новая опера

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ