Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Большой: реконструкция предъявила новый фасад

В церемонии открытия отремонтированного фасада театра приняли участие заместитель руководителя администрации Президента Российской Федерации Александр Беглов, министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев, мэр Москвы Юрий Лужков.

Александр Авдеев, отдавая дань театральной славе Большого, назвал его также символом Победы. И не только потому, что место встречи ветеранов изменить нельзя. Театр был символом стойкости и сопротивляемости врагу. Люди театра и других творческих профессий защищали свою Родину на фронте.

Юрий Лужков провел параллель между днем сегодняшним и днем минувшим: в 1941-42 гг., самые тяжкие годы и для Москвы, и для всего народа, Большой был укрыт защитными полотнами, и вот в начале XXI века он тоже оказался "укутанным", закрылся на ремонт. Однако именно в честь Дня Победы лучшая, парадная часть его экстерьера во всей обновленной красе предстала перед горожанами и потенциальными зрителями.

В ознаменование торжества прозвучала увертюра к опере Дж. Россини "Вильгельм Телль" и "Славься" из оперы М. Глинки "Иван Сусанин" в исполнении духового оркестра Большого театра (дирижер Владимир Андропов). "Вдоль по Питерской" спел ведущий солист оперы Большого Михаил Казаков.

Москвичи и гости столицы увидели здание золотисто-песочного цвета, как это было задумано архитектором Альбертом Кавосом в 1856 г. и каким оно было в год открытия театра. Выбранный для покраски тон полностью соответствует цвету старинной краски - правильность выбора подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен.

К началу осени планируется завершить реставрацию квадриги Аполлона, венчающей главный фасад. В настоящее время она закрыта панно с ее собственным изображением.

Вашингтонская опера держит марку

Переживающая большие финансовые трудности, сократившая до минимума свой репертуар, выступающая временно в Центре имени Кеннеди Национальная опера в Вашингтоне делает все от нее зависящее, чтобы оставаться на плаву, завлекать публику в зал, привлекать внимание прессы. Кажется, это ей удалось, поставив «Свадьбу Фигаро», чья премьера прошла в субботу, 24 апреля. Местная критика оценила спектакль весьма благосклонно. И это уже немало, если учитывать придирчивый и капризный характер здешних ценителей (и «оценщиков») музыки, что, впрочем, характерно не только для Америки.

Анне Миджетт, обозреватель Washington Post, выделяет двух исполнителей – тенора Тедди Роудса и нашего Абдразакова, неожиданно спевшего партию Фигаро. Неожиданно по той причине, что, во-первых, мы знаем его по басовому репертуару. А, во-вторых, эта партия написана Моцартом для баритона довольно высокого регистра. Но Ильдар сегодня – мировая звезда и может себе позволить многое. Во всяком случае, у критиков к нему существенных претензий по этому спектаклю не было. Воздав патриотически необходимую хвалу англосаксу Роудсу, Миджетт отметила «техническое превосходство» российского певца. Единственно, что ей показалось у него не вполне подходящим для этой партии – слишком «мягкие и гладкие» интонации там, где требуется больше «резкости и жесткости».

Зато исполнителю партии графа Альмавивы мужественности и в осанке, и в голосе не занимать. Тедди Роудс, по мнению Анне Миджетт, пел эту партию в духе моцартовского же Дон Жуана – «весьма убедительный повеса, стремящийся уложить в постель всех красоток, попадающих в поле зрения». Что ж, поверим даме. Из певиц выделяют дебютировавшую в этом театре Веронику Канжеми в роли Сюзанны. Начав партию не совсем ровно, потом распелась и продемонстрировала красивое звучание. Менее удачно спела графиню Вирджиния Тола: «выходная ария «Porgy amor» прозвучала просто слабо, немного лучше – «Dove sono».

Постановка Гарри Силверстайна не нова. Она заимствована Вашингтонской оперой из Хьюстона. Дирижер Патрик Фурнийе предложил очень быстрые темпы, за которыми порой не успевали ни музыканты, ни певцы.

Спектакли Ла Скала в прошлом году посетили полмиллиона зрителей

Административный совет Фонда Teatro alla Scala обнародовал результаты финансовой деятельности в 2009 году. Бюджет в 124 с половиной миллионов евро сведен с небольшим, но плюсом. И это можно расценить в кризисном году как успех.

Некоторые другие показатели. Занавес поднимался 319 раз (для сравнения: 200 представлений в 2004 году). Эта цифра достигнута во многом благодаря обширной гастрольной программе, включавшей Рим, Берлин, Париж, Тель-Авив, Токио, Копенгаген.

Спектакли Ла Скала за год посмотрели около 500 тысяч человек (в 2004 году – 300 тысяч).

«Передвижная опера»

Opera Brava – из числа наиболее популярных и успешных в Британии профессиональных оперных «передвижных» трупп. Каждое лето она колесит по малым городам страны, предлагая репертуар из 20 и более оперных наименований, от седой классики до модерновых произведений. Это подлинно демократичный театр, доступный всем – и пенсионерам, и школьникам. И действительно, где еще в Великобритании можно послушать оперу в исполнении профессиональных певцов за 3 фунта стерлингов! Самые же дорогие билеты идут по 25 фунтов (для детей – вдвое дешевле). Не удивительно, что Opera Brava собирает на свои спектакли до тысячи и более жителей городков и деревень, расположенных вдали от главных очагов британской культуры. Мне это напоминает советскую практику «кинопередвижек», которая осуществлялась в довоенные и первые послевоенные годы под лозунгом «Культуру в массы!».

По словам художественного руководителя театра Хейвардcа Хита, «в этом году - как никогда насыщенная программа гастролей. Причин тому несколько. Во-первых, интерес к оперному жанру подогревает исключительно популярная в Британии телепрограмма Popstar to Opera Star. А, во-вторых, страна, кажется, выходит из рецессии и спрос на качественные зрелища растет».

Нынешний сезон труппа начинает 5 июня оперой «Волшебная флейта» в театре города Лизерхэд (Leatherhead), затем музыканты и артисты едут в Чисуик (Chiswick), где дадут «Свадьбу Фигаро». Впереди еще дюжина городов. Кстати, в афише значатся и малоизвестные спектакли «Лев», «Ведьма», «Платяной шкаф»…

Интересующиеся могут ознакомиться с деталями программы на сайте www.operabrava.co.uk

Премия молодой певице Сюзанне Филипс

Премия имени знаменитой оперной дивы Беверли Силлз в размере $50 000 вручается ежегодно дирекцией Метрополитен Оперы перспективным певцам (в возрасте от 25 до 40 лет). В этом году лауреатом стала Сюзанна Филлипс.

28-летняя уроженка штата Аляска дебютировала на сцене Мета в партии Мюзетты («Богема»), а также спела Памину в «Волшебной флейте». Она закончила учебный центр при оперном театре в Чикаго и уже успела победить в престижнейшем конкурсе Пласидо Доминго «Оperalia».

«Operalia – 2010» стартовала в Милане

Почему в этом году в Милане? Отец-основатель конкурса Пласидо Доминго отмечает 40-летие своего дебюта в Ла Скала выступлением в опере «Симон Бокканегра».

40 молодых людей вступили в соревнование за приз в 30 тысяч долларов, которым награждаются победители – отдельно мужчина и женщина. За вторые и третьи места тоже вручаются премии, размером поменьше. Каждый из участников должен исполнить в рамках тура две арии, одну по собственному выбору, другую – по выбору жюри.

Хотя конкурсу всего несколько лет, он пользуется бешеной популярностью у молодых певцов. Еще бы – в нем участвовали и побеждали такие звезды как Р.Виллазон и Дж.Ди Донато! Любопытно, что в числе победителей еще не было баритона. По разу побеждали бас и меццо-сопрано. Доминировали сопрано и тенора. И в Милане их 24 среди стартующих участников.

Накануне открытия конкурса сам маэстро Доминго спел в «Бокканегре», впервые после вынужденного перерыва, и, как отмечают критики, без видимых последствий перенесенной им операции.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ