На просторах СНГ: Молдавская опера

На просторах СНГ: Молдавская опера
Оперный обозреватель

Прошло немного-немало восемь лет с момента моего рассказа на страницах нашего журнала о буднях и праздниках Большого театра оперы и балета Белоруссии. Приходится констатировать не без досады, что за это время практически ничего не изменилось в плане восстановления единства постсоветского культурного пространства: почти также мало мы знаем о том, чем живут сегодня оперные театры бывших союзных республик, а проблемы, затронутые в первых абзацах моего белорусского отчета, остаются актуальными и поныне для подавляющего большинства из них.

Тем не менее, жизнь продолжается: театры на постсоветском пространстве живут и выживают в большинстве случаев – кажется, кроме Туркменской оперы в Ашхабаде, закрытой в начале 2000-х годов Сапармуратом Ниязовым за «несоответствие традициям туркменского народа», никто столь радикально не пострадал, ибо больше никто из политиков на подобный «культурный демарш» пока не решился.

Да и в Ашхабаде ситуация вроде бы начала меняться: нынешний президент Гурбангулы Бердымухаммедов вскоре после «восшествия на престол» заявил о намерении восстановить оперный театр наряду с академией наук, драматическим театром и пр.

Мы же сегодня попытаемся приоткрыть «завесу таинственности» еще над одним оперным театром на просторах бывшего СССР: в фокусе нашего внимания оказался Национальный театр оперы и балета Молдавии. Читатели, постоянно следящие за нашими публикациями, конечно же, сразу догадались, что выбран объект не случайно: в августе на страницах нашего журнала они могли встретиться с примадонной Молдавской оперы, народной артисткой СССР Марией Биешу, к знаменательному юбилею которой мы подготовили большое интервью с артисткой. После оного наш журнал получил приглашение на 18-й международный фестиваль оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу», который проходил в Кишиневе с 10 по 17 сентября. Вашему покорному слуге довелось посетить три оперных спектакля из программы фестиваля и побеседовать с рядом деятелей молдавской музыкальной культуры. Рассказ о нынешнем дне Молдавской оперы и увиденных спектаклях мы предлагаем вашему вниманию сегодня, а с интервью вы сможете ознакомиться в последующих выпусках журнала.

Некоронованная царица Молдавии

Мария Биешу

Молдавский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина (а именно так назывался единственный музыкальный театр республики до распада СССР и провозглашения независимости) впервые заявил о себе в 1956 году. За полвека существования на его сцене певало немало интересных вокалистов, составивших славу молдавского искусства. Но не будет преувеличением сказать, что его расцвет и всесоюзная известность в 1960-80-е годы связаны прежде всего с именем Марии Биешу: певица дебютировала на его сцене в 1962-м и сразу заявила о себе очень ярко, в 1966-м она побеждает на конкурсе Чайковского в Москве, в 1967-м на конкурсе исполнительниц партии Чио-Чио-сан в Токио и очень скоро становится знаменитой на всю страну. Обладая первоклассными вокальными данными, от природы поставленным голосом, талантом драматической актрисы, Биешу стала настоящим брендом не только родного театра, но и Молдавии в целом, ее слава, а вместе с ней и слава ее республики перешагнули границы Советского Союза – певица становится мировой знаменитостью. Все сколько-нибудь значительные работы Молдавской оперы того периода связаны исключительно с именем Биешу: на нее ставят спектакли, она выбирает репертуар, под ее возможности и вкусы приглашают постановщиков. Особое место, какое Биешу заняла в молдавском оперном искусстве, в молдавской культуре, было совершенно оправданно – театр во главе со своей примадонной становится очень популярным и в Молдавии, и в целом в СССР, он ходит непроторенными репертуарными путями (неслыханные в те годы «Норма», «Сила судьбы», «Адриенна Лекуврёр», «Набукко» и пр.), ставить спектакли на западной окраине Союза не чураются мэтры отечественной режиссуры и сценографии.

Долгая карьера Биешу, ее высокий профессионализм держали театр на плаву и в трудные 1990-е. Певица оставалась в прекрасной вокальной форме, давно перешагнув рубежи, когда обычно принято покидать сцену. Последний раз вживую мне довелось слышать молдавскую диву десять лет назад, на праздновании 75-летия Ирины Архиповой в Большом зале Московской консерватории: 65-летняя примадонна исполнила единственный номер – выходной монолог Адриенны Лекуврёр из одноименной оперы Чилеа – исполнила совершенно блистательно, вновь продемонстрировав сильный, необыкновенной красоты неувядающий голос, прекрасную вокальную школу, яркое, эмоциональное, заставляющее слушателей буквально замереть пение. О совершенной красоте голоса Биешу написано немало: ее не раз заслуженно сравнивали с самыми именитыми итальянскими примадоннами, в особенности часто звучала параллель с гедонистическим звучанием Ренаты Тебальди, но лично я бы вспомнил в этой связи о дивных голосах более раннего периода, таких как Роза Понсель, Клаудиа Муцио и Джина Чинья.

В 1990-е она взваливает на себя огромный груз забот по спасению молдавской музыкальной культуры от буквального истребления вследствие политических неурядиц и откровенной бедности: именно в начале лихого десятилетия она создает фестиваль «Приглашает Мария Биешу», который на протяжении почти двадцати лет остается самым ярким событием сезона Молдавской оперы, привлекая на ее сцену исполнителей из самых разных стран, давая мощный, животворный импульс всей культурной жизни республики, переживающей далеко не лучшие времена перманентного кризиса.

Время неумолимо и берет свое. Но даже сегодня, когда примадонну одолевают естественные немощи, ее имя по-прежнему является тем магнитом, что притягивает в Кишинев деятелей оперного искусства, а фестиваль ее имени остается главным культурным событием Молдавии. И Молдавия платит своей примадонне той же монетой: только лично побывав в республике можно прочувствовать тот глубокий пиетет, что питают к Биешу и представители элиты, и простые молдаване – здесь она непререкаемый авторитет, и в то же время, человек абсолютно свой, близкий многим, со многими и многими лично знакомый. Становится совершенно понятным, почему в свое время певица отвергла самые заманчивые предложения от Большого до «Метрополитен», оставшись верной своей земле, своему театру: здесь она не просто певица, пусть и именитая и титулованная всеми мыслимыми и немыслимыми званиями и наградами, но подлинная царица, богиня, поклоняется которой уже не оно поколение жителей республики.

Несмотря на пошатнувшееся здоровье Мария Биешу лично приветствовала участников и гостей фестиваля на его открытии, выйдя на родную для себя сцену и выразив искреннюю благодарность всем, кто пришел в этот вечер в театр. Вместе с ней в церемонии открытия участвовали официальные лица республики, директор Молдавской оперы Валерия Шейкан, а также бывший многолетним директором Венской Штаатсопер Иоан Холендер, ныне рекрутирующий молодых вокалистов для американских театров: ровесник молдавской дивы и почти ее соотечественник (Холендер по происхождению – румынский еврей, родившийся в Тимишоаре) обратился к аудитории на литературном румынском языке, вызвав немалый энтузиазм собравшихся. В программе фестиваля значились четыре оперы, два балета, один камерный рецитал и заключительный гала-концерт во Дворце республики. В нашем обзоре мы обратимся к трем вердиевским шедеврам, украшавшим сцену Молдавской оперы первые три вечера фестиваля. За рамками нашего повествования останутся (что вполне естественно) балетные спектакли, а также, в силу сложившихся обстоятельств, пуччиниевская «Мадам Баттерфляй» и финальный концерт.

«Аида» эпохи нестабильности

сцена из Аиды

Африканская повесть о противостоянии любви и власти – единственная из увиденных в Кишиневе опер, поставленных уже в новое время: ее премьера состоялась летом 2005 года. «Аиду» давали в день открытия фестиваля и именно на ней, естественным образом, сосредоточилось основное внимание и публики, и СМИ, и всех многочисленных гостей. «Аида» по своим изначальным кондициям, казалось бы, как нельзя лучше подходит для всякого рода официоза: грандиозная драматическая фреска, в которой нашлось место всему – и лирике, и трагедии, и помпезной торжественности, всегда производит впечатление. Но, забегая вперед, скажем, что претендуя на статус события во всех отношениях, этот спектакль по-настоящему таковым не стал, отдав первенство своей вердиевской сестре, точнее брату – прозвучавшему в третий вечер «Балу-маскараду». И причиной этого стало музыкальное наполнение обоих спектаклей, которое в случае с «Аидой» оказалось не столь удачным, как бы хотелось в отношении перформанса-презентации всего фестиваля, подтвердив еще раз вполне банальную истину – музицирование в опере есть дело первостепенное.

Новые постановки по нынешним временам в Кишиневе не часты (об этом еще скажем ниже), поэтому «Аида»-2005 воспринимается как некоторое программное произведение, отражающее устремления коллектива в целом, его сегодняшнюю ориентацию на тот или иной тип спектакля. И в этом плане, несмотря на свою относительную новизну, «Аида» гармонично вписывается в триаду увиденных работ, две из которых родом из советской эпохи: она воспроизводит стиль большой оперы времен соцреализма, когда соответствие месту и времени действия либретто, дотошная «всамделишность» рассматривались как неоспоримые добродетели оперной продукции.

Спектакль, поставленный режиссером Молдавской оперы Михаем Тимофти, относится к числу традиционных и иллюстративных, и такое решение само по себе по нынешним временам даже можно назвать интересным: не так часто в Европе сегодня увидишь «Аиду», действие которой разворачивается в эпоху фараонов. Кто помнит стародавнюю «Аиду» образца 1951 года в Большом или ныне идущий спектакль Мариинского театра (постановка 1998 года), также выдержанный в эстетике большого стиля, безусловно, узнает в молдавской «Аиде» младшую сестру названных российских продукций: фронтальные позы солистов на авансцене, пробежки и шествия миманса из кулисы в кулису и даже темно-синее а ля Образцова платье Амнерис в сцене судилища погружают вас в мир давно знакомого и привычного. Впечатляет сценография Феликса Бессонова: однообразие африканских песков расцвечено фресками по лотосовидным колоннам и яркими костюмами солистов и хора. Все в целом радует глаз и не вызывает лишних вопросов – все ожидаемо, предсказуемо, традиционно; на ум приходит не слишком оригинальный почти каламбур: «“Аида” и в Молдавии “Аида”». Что не слишком понравилось в спектакле, так это то, как он содержится сегодня, как за ним следят: всего лишь через пять лет после премьеры и при наличии в театре режиссера-постановщика, то тут, то там, ан нет, да выглядывают какие-то мелкие детали, предательски напоминающие о том, что находитесь вы, конечно, на опере циклопической по своим замыслам, а все же провинциально реализованной. Накладки с освещением, непрофессионально заштопанное трико у мальчиков из кордебалета, отплясывающих в покоях царской дочери «негритянские» танцы, недозолоченный сзади трон фараона, который при выносе владыки показывает черным фломастером начертанный свой инвентарный номер – эти мелочи смешат и не дают вам целиком погрузиться в красивую и трагическую сказку, которую театр вроде бы честно пытается вам поведать.

Краеугольной идеей фестиваля все восемнадцать лет его существования было и остается приглашение на ведущие партии иностранных гастролеров. Таковых в «Аиде» было двое: итальянка Даниэла Стильяно выступила в титульной роли, а ее пылкого возлюбленного спел испанец Игнасио Энсинас. Итальянская прима обладает вполне подходящим для своей героини голосом – приятным лирико-драматическим сопрано с яркими, обжигающими верхами на форте. Однако существенным недостатком певицы было неточное интонирование, недотянутости верхних нот, в особенности на пиано, ритмическая приблизительность, многочисленные парландо и портаменто, так неподходящие вердиевскому стилю. Актерски ее Аида была несколько пресной, анемичной – в целом образ получился скучноватым. Тенор Энсинас в принципе убедил в том, что его претензии на героический репертуар не беспочвенны: у певца настоящий драматический голос, плотный и мужественный, но, увы, звучавший несколько устало - случались и несмыкания, подъезды к нотам, не всегда уверенное и точное их взятие, хотя, в общем-то, все верха были озвучены стабильно и ярко. Как и его партнершу испанца не назовешь вердиевским певцом – тонкости интерпретации, разнообразия нюансировки ему явно недоставало, все было спето напористо и грубовато, и не слишком точно в плане ритма. Двумя днями позже Стильяно и Энсинас спели концерт в Органном зале Кишинева, программа которого состояла преимущественно из арий и дуэтов из веристских опер, и стало очевидно, что этот репертуар им подходит намного больше – свободное дыхание пуччиниевской или джордановской кантилены, вполне уместное здесь рубато раскрепостили европейских гастролеров: их искусство представилось куда в более выгодном свете.

Прочие партии были исполнены местными солистами и в целом весьма достойно. Надежда Стоянова в роли Амнерис вполне соответствовала не столько классическим представлениям об этой героине, сколько теперешней практике европейских сцен: у певицы небольшой и не слишком индивидуальный голос, но прекрасно обработанный, она поет аккуратно, точно и музыкально – и в этом плане Стоянову можно только приветствовать за куда более верное следование вердиевскому стилю, чем у ее западных коллег. Ключевая для гордой дочери фараонов сцена судилища была проведена уверенно и вдохновенно. Совершенно сразил красотой тембра, прекрасной кантиленой и отменными пиано Петр Раковица в партии Амонасро: эту коварную драматическую роль и на более-то именитых сценах редко услышишь в столь убедительной интерпретации, какую представил молдавский певец с мощным и гибким голосом. Кроме того, Раковица был интересен и актерски, создав противоречивый образ одновременно мужественного и коварного восточного владыки. Нельзя не отметить и два низких мужских голоса – Валерия Кожакару (Рамфис) и Виорела Згардана (Царь Египта) – оба с красивыми тембрами, звучные и яркие.

Руководить первым фестивальным представлением был приглашен давний соратник Марии Биешу, много лет возглавлявший Молдавскую оперу, Александр Самоилэ. Дирижер прекрасно известен на просторах бывшего СССР и по гастролям молдавского театра в советские годы, и по выступлениям уже в наше время, в частности, он неоднократно дирижировал в Москве концертами Фонда Ирины Архиповой. Профессиональный уровень и мастерство Самоилэ не вызывают, разумеется, никакого сомнения, однако, невозможно не констатировать, что коллективы Молдавской оперы в тот вечер были не на высоте. Хор отличало слишком прямолинейное, грубоватое звучание, малая слитность партий, что, впрочем, для оперных хоров, скорее, правило, чем неприятное исключение. Что касается оркестра, то дуэт скрипок во вступлении к опере буквально ужаснул своей интонационной подозрительностью, неуверенностью звуковедения, отсутствием легато. И хотя в дальнейшем таких явных огрехов не было и даже духовики, ахиллесова пята всех оркестров на постсоветском пространстве, прозвучали удовлетворительно, и в целом Самоилэ удалось придать музицированию некоторые динамизм и выразительность, все же было очень слышно, что оркестр театра находится не в лучшей форме: в его игре было много интонационных и ритмических неточностей, разнобоя в штрихах, почти отсутствовала широкая вердиевская кантилена, по причине чего все оперное полотно не получилось столь впечатляющим, каким могло бы выйти.

Не из репертуара примадонны

сцена из Травиаты

Трогательная история дамы с камелиями, облагороженная Верди до уровня мифа, впервые появилась в репертуаре Молдавской оперы в далеком 1962-м, и эта опера, в отличие от трех других, включенных в программу фестиваля, никогда не входила в перечень партий Биешу, хотя, помня крепкую колоратурную технику драматического сопрано дивы (явленную во всем блеске в «Норме» или «Трубадуре»), не трудно предположить, что и с Виолеттой она вполне могла вписать еще одну славную страницу в свою биографию. В концепции фестиваля никогда не значилось, что в него должны входить оперы только из репертуара самой знаменитой молдавской примадонны, но, учитывая, что данный форум совпадает со столь значительным ее юбилеем, было бы, наверно, очень уместно сделать его целиком состоящим из произведений, где певала сама Мария Лукьяновна.

Нынешняя версия «Травиаты» поставлена в 1978-м, прямо скажем, не вчера. Но, несмотря на почтенный возраст, спектакль смотрится очень свежо: Элеонора Константинова, режиссер с огромным опытом и многочисленными работами на молдавской сцене, блюдет свое детище, по-видимому, тщательно. Спектакль поставлен роскошно, в лучшие времена Молдавской оперы, и это видно во всем – и в по-оперному широким мазком решенных мизансценах, и в богатой сценографии Вячеслава Окунева и Ирины Пресс, некогда начинавших свою блистательную карьеру именно в Кишиневе. На сцене не просто красиво, скажем так, банально красиво – нет, у спектакля есть свой стиль, он поставлен со вкусом. «Травиата» также принадлежит к спектаклям большого стиля, где загородный домик влюбленной четы или спальня умирающей Виолетты столь же значительны, как и салон Флоры в шумном Париже. При этом от режиссера, тем не менее, не ускользают и детали, а психологические образы продуманны до мелочей. Удивляет, прежде всего, то, что и спустя тридцать лет после премьеры, эти детали и нюансы работают, хотя сменилось уже не одно поколение артистов-интерпретаторов.

Главную героиню вновь была призвана воплощать певица с родины бельканто: Коринна Молоньи предстала нервической, взвинченной с самого начала Виолеттой, порывистой натурой – актерски певица была очень гармонична на сцене. Голос Молоньи небольшой, но аккуратно сделанный, выстроенный по всему диапазону, колоратурной техникой артистка владеет изрядно, отчего ария первого акта прозвучала не без блеска. Не сказать, что ее пение было идеальным, в частности, некоторые верхние ноты вышли плосковатыми, не всегда удачными, однако в целом это было весьма достойное исполнение, не лишенное нюансов и подлинного вдохновения.

Но если к Молоньи можно лишь предъявить какие-то претензии (а можно и не предъявлять), то румынский тенор Гектор Лопес (Альфред) откровенно разочаровал: голос певца не лишен приятного звучания, но настоящей школой он не владеет. На протяжении всего спектакля он испытывал явные трудности в верхнем регистре, коронные теноровые верхи все как один получились плохо прикрытыми, плоскими, некрасивыми, к тому же всю оперу он пропел на одном нюансе. Местный баритон Андрей Донос (Жермон), при всем уважении к его былым заслугам, также не произвел благоприятного впечатления: партия была спета очень однообразно, в одной динамической краске, но самое главное, без малейшего намека на легато и кантилену, короткими, рубленными фразами, отчего образ получился очень нарочитым и агрессивным.

Швейцарский маэстро Эммануэль Зифферт провел спектакль в хорошем тонусе, бодро и динамично. Оркестровая партитура «Травиаты» объективно не так сложна, как в монументальной «Аиде», возможно, это обстоятельство сыграло свою роль, и во второй фестивальный вечер оркестр Молдавской оперы был более убедителен, хотя струнная группа по-прежнему не слишком впечатляла.

«Ты погибнешь: что ж Отчизна?»

сцена из Бала-маскарада

Впечатления от вечера к вечеру шли по нарастающей, и «Бал-маскарад» стал настоящей кульминацией фестиваля. Спектакль, ныне имеющийся в репертуаре Молдавской оперы, также не из новых – его премьера состоялась в 1987 году, и ставил его знаменитый белорусский режиссер Семен Штейн. Для московских меломанов это имя ассоциируется прежде всего с великолепной постановкой опять же оперы «Бал-маскарад», которая состоялась в Большом театре в 1979-м и сохранялась в репертуаре вплоть до закрытия основной сцены на реконструкцию в 2005-м, пользуясь неизменной любовью публики. Удивительно красивый, гармоничный по всем своим компонентам спектакль притягивал как магнит и меломанов, и исполнителей – в нем любили певать все первачи московской сцены. Сценографом тогда выступил легендарный Николай Бенуа, создав творение, равного которому по уровню и вкусу на мировых оперных сценах не так-то просто сыскать.

В Кишиневе в тандеме со Штейном почти четверть века назад работали другие художники - все те же (что и в «Травиате») Окунев и Пресс, и спектакль получился совсем иным, нежели в Москве, но, несомненно, такого же высокого уровня. За более чем два десятилетия без присмотра постановщика продукция слегка обветшала, утратила, по свидетельству завсегдатаев театра, некоторые важные детали, акценты, но в целом до сих пор производит немалое впечатление, вызывая естественный восторг зрительного зала. Изящные декорации, не дотошно реалистичные, а передающие скорее дух эпохи, красивые костюмы, создают ощущение настоящего праздника, в особенности в сцене маскарада. И одновременно в этом спектакле - картины, призванные вселять ужас (у Ульрики и в ущелье), они по-настоящему леденят кровь.

Но как бы хорошо ни был поставлен спектакль, какая бы выдающаяся сценография его ни украшала, он будет несостоятелен без адекватного музыкального наполнения. К счастью, такое наполнение в третий вердиевский вечер в Кишиневе состоялось: искры подлинного вдохновения, настоящего музыкального театра разлились по залу Молдавской оперы.

Главная заслуга здесь бесспорно принадлежит любовному дуэту тенора и сопрано – многолетнему премьеру Молдавской оперы Михаилу Мунтяну и примадонне Киевской оперы Татьяне Анисимовой. Мунтян принадлежит к легендарному уже теперь поколению советских вокалистов, тех лучших представителей советской оперной школы, что в 1960-70-е годы совершенствовали свое мастерство в «Ла Скала», стажируясь в храме бельканто по линии гособмена, а потом покоряли европейские и американские сцены и снискали заслуженную славу повсеместно. Именно дуэт Биешу – Мунтяна в 70-80-е годы составил гордость Молдавской оперы, гастролируя по всему Союзу и знакомя нашу публику с редкими по тем временам шедеврами итальянской музыки. Но это, как говорится, прошлые заслуги – великие времена, но времена минувшие. Но и сегодня, как оказалось, Михаилу Мунтяну есть, что предъявить публике. Его голос, несмотря на возраст, вызывающий уважение, сохранился в прекрасном состоянии, он все также тембрально насыщен и могуч, верхи крепки, и в саунде не слышится никаких возрастных проявлений. Конечно, слушая Мунтяна, вы понимаете, что поет не тридцатилетний вокалист, однако, во-первых, так ли уж это необходимо в партии Риккардо, мужа зрелого во всех отношениях, а во-вторых, отличная вокальная техника, подлинная школа, какой владеет певец, позволяет ему с блеском обходить все подводные камни партии бостонского губернатора и справляться с ней на отлично. Честно скажу, что для меня это оказалось и большим сюрпризом, и большим подарком одновременно, так как еще в Москве, увидев имя знаменитого тенора в программе фестиваля, я испытал некоторое беспокойство за будущее своего репортажа: а вдруг премьер, пользуясь своим положением в театре, просто не сумел вовремя уйти, писать же плохо про такого уважаемого певца не хотелось. В этой связи мне вспомнились прошлые впечатления, когда доводилось слышать знаменитых теноров уже на склоне их карьеры, таких как Доминго, Бонизолли, О’Нилл, Джакомини и др. – всякий раз это было удивление тем, как звучат эти почтенные люди, сколько блеска, силы и мощи в их пении, как еще способны они дать фору многим и многим из молодых. Именно такие же яркие эмоции я получил и от пения Михаила Мунтяна, доставившего мне возможность вновь испытать это чувство искреннего восторга и удивления. Изрядное впечатление оставил и созданный артистом образ – настоящего короля, властелина, который знает свои возможности, но не пользуется ими безответственно. Запомнилась и сцена смерти, проведенная трогательно и одухотворенно... Трудно даже представить себе, кто сможет стать достойным преемником Мунтяна в столь ответственных драматических партиях на кишиневской сцене…

Подлинной героиней вечера оказалась и украинская дива Татьяна Анисимова в партии Амелии: ее пение взбудоражило душу и оставило в ней настоящий ожог от встречи с подлинной звездой. В этом голосе есть все, что мы любим в пении вокалистов прошлого, доносящемся к нам с грампластинок – красота, сила, превосходная техника. Не люблю сравнений, они слишком ко многому обязывают, но, слушая Анисимову-Амелию, мне постоянно вспоминалась божественная Зинка Миланова с ее неповторимым голосом и стопроцентным стилистическим соответствием статусу вердиевского сопрано. У Анисимовой также есть все для этого – красивейшее драматическое сопрано с яркими, обжигающими верхами и глубокими, насыщенными нижними нотами, уверенное им владение на всем диапазоне, умение петь брутально, победоносно, и одновременно нежно и тихо. В России певица хорошо известна по ее выступлениям в Большом (Турандот, Катерина Измайлова) и Михайловском (Тоска, Сантуцца) театрах, она не раз радовала российского слушателя своим мощным и ярким пением в основном в веристских партиях. Но, как оказалось, настоящая территория Анисимовой – это Верди, где ее голос расцветает очень разными красками, где есть возможность развития образа, ибо артистка способна это передать своим не только красивым и мощным, но и очень гибким и техничным инструментом. Добавьте к этому, что Анисимова – просто красивая женщина, от которой трудно оторвать взгляд, и одновременно интересная актриса, чья игра не может оставить равнодушным. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что именно ее Амелия оказалась самым необыкновенным впечатлением всей поездки в Молдавию.

Владимир Драгош сумел создать образ мужественного, несколько даже грозного Ренато. У певца отличный голос, настоящий драматический баритон, превосходная кантилена, но на мой вкус он не балует публику разнообразием нюансов, хотя находит в своем тембре разные краски для передачи эмоционального состояния своего героя. Зловещую колдунью, настоящего демона удалось создать Заруи Варданян (Ульрика) – для этого у певицы есть и талант драматической актрисы и в целом убедительное пение: звучные верхи, тяжелые, густые нижние ноты, лишь некоторые переходные ноты на середине звучали не всегда убедительно.

За дирижерским пультом Молдавской оперы на этот раз стоял румын Георге Станчу, главный дирижер Оперы Констанцы. Звездные вокалисты сумели, как мне кажется, зажечь не только публику и партнеров по сцене, но и оркестр театра – он преобразился до неузнаваемости, и особых нареканий в его адрес нет, скажу более, на этот раз игра коллектива была впечатляющей и совсем без технического брака. Станчу удалось провести оперу на одном дыхании, эмоционально насыщенно, с огромным темпераментом: такой «Бал-маскарад» я не отказался бы послушать еще не один раз.

Не Верди единым…

памятник Пушкину в Кишинёве

Фестиваль «Приглашает Мария Биешу» - это праздник в Молдавской опере. Но после незабываемой сентябрьской недели наступят будни, в которых, увы, есть место не только радостям. Политическая и экономическая ситуация в республике не дает оснований для радужных прогнозов, а нынешняя власть не просто равнодушна к опере, а порой и агрессивно настроена: совсем недавно звучали с высоких трибун сомнения в целесообразности вообще иметь в республике такое затратное учреждение как театр оперы и балета. Действительно, высокое искусство требует к себе внимания и финансовой подпитки, но едва ли стоит рассчитывать, что в скором будущем найдутся достаточные средства на полноценную жизнь некогда весьма успешной оперной компании: в Кишиневе еще стоят неотремонтированными разгромленные в прошлом году в пылу политических баталий правительственные здания, и у властей, в том числе и поэтому, есть определенно иные финансовые приоритеты.

Тем не менее, опера в Молдавии живет. В последние годы обычной практикой стала одна оперная премьера в сезон, и в театре говорят, что это еще хорошо – были сезоны и вовсе без премьер. В конце октября ожидается выпуск новой продукции – Элеонора Константинова завершает работу над «Царской невестой» Римского-Корсакова: в Кишиневе уже очень давно не ставилась русская опера, причины чему лежали и в политической плоскости. Возможно, это хороший знак: заслуги Молдавской оперы в освоении итальянского репертуара известны, но в то же время в Кишиневе на улицах постоянно и очень много звучит русская речь, это не только город молдавской национальной культуры, но и город Пушкина, где великий поэт бывал не раз и где ему поставлен скромный, но элегантный памятник, уцелевший в русофобских бурях начала 1990-х. И, возможно, это еще один штрих, дающий надежду на то, что единое культурное пространство на просторах нашей бывшей общей страны все-таки имеет перспективы обрести реальность не в столь уж отдаленном будущем.

Кишинев — Москва

На фото:
Национальный театр оперы и балета Молдавии
Мария Биешу
сцены из спектаклей
памятник Пушкину в Кишинёве

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ