Два вечера с Лорой Клейкомб

Два вечера с Лорой Клейкомб
Оперный обозреватель

В программе второго Большого фестиваля РНО американская певица Лора Клейкомб (сопрано, США) была главной фавориткой. На сцене зала Чайковского она выступила дважды. Первый концерт был заявлен, как сольный, и состоялся на второй день после открытия фестиваля. Успех концертного выступления зависит от множества деталей: от правильно выбранного зала до грамотной и продуманной программы.

О концерте Лоры Клейкомб 7 сентября на втором фестивале РНО этого сказать не получится. Во-первых, потому что для зала Чайковского программа была выбрана, в общем-то, камерная, т.е. те немногочисленные зрители, которые сидели на верхних ярусах, слышали лишь обрывки музыкальных фраз. В двух отделениях Лора выступала немного. На девять номеров пришлось только 4 вокальных.

Кантата 51 Баха стала чем-то вроде разогрева. В коротком, стремительном произведении Клейкомб, обладая хорошими вокальными данными, не продемонстрировала высокого уровня мастерства, которое позволяет наполнить даже небольшое произведение достаточной энергетикой и эмоциональностью. Произведение было исполнено как будто в спешке, и не оставило никакого послевкусия. Затем были исполнены произведения американских композиторов: инструментальное сочинение Чарльза Айвза "Вопрос, оставшийся без ответа" и четыре песни Андре Превэна. Лора Клейкомб явно хотела представить российскому слушателю интересных американских композиторов, почти не знакомых нашей широкой публике, что, в общем-то, ей удалось, ибо выбора у слушателей не было. Песни Превэна "Милосердие", "Камни", "Убежище", "Кружевница", созданные на стыке классики и джаза, интересные сами по себе, показались странным контрастом по отношению к музыке Баха, Моцарта, Штольцеля.

Во втором отделении Клейкомб исполнила произведение австро-американского композитора Эрнста Кшенека "O Lacrimosa" на слова Рильке. Очень интересный опус в стилистике песен Рихарда Штрауса, с характерным чередованием высоких - низких нот, прерывистой линией звуковедения. Под занавес концерта сопрано исполнила две арии Генделя из оратории «Самсон» и оду на день рождения королевы Анны. В исполнении Генделя музыканты РНО и солистка не показали особой живости и эмоциональности. Казалось, что Клейкомб поет не в полную силу, бережет голос. А сила голоса у этой певицы чувствовалась: широкий диапазон, техническое владение голосом, великолепное пианиссимо (не зря Клейкомб приезжала зимой этого года на мастер-класс для молодых певцов Молодежной программы Большого театра). С технической точки зрения претензий к Клейкомб не было, но в ее исполнении не чувствовался кураж, эмоциональность. Было ощущение, что певица сдерживает голос, не дает ему проявиться в полном объеме. Несмотря на неординарную программу, интересным концерт назвать трудно. Организаторы попытались соединить в одно целое несочетаемые музыкальные направления и стили. Произведения музыкантов 18 века и современных авторов, к сожалению, единого гармоничного полотна не составили. Предугадать этого, конечно, никто не мог, но риски могли учесть. Даже при позитивном стечении обстоятельств, большим минусом программы стала камерность музыки, а на уровне международного фестиваля всегда хочется услышать что-то более масштабное и интересное. 

Концерт предпоследнего дня фестиваля состоял из произведений Бетховена, Глиэра и Мусоргского. Лора Клейкомб исполняла в этот вечер концерт для голоса с оркестром Глиэра. Произведение, которое в живом звуке можно услышать крайне редко. Сложнейшая тесситура и высокие требования к мастерству не всем позволяют выходить с этим опусом на сцену, но Клейкомб не из робких. Даже, несмотря на то, что тембрально это произведение рассчитано на более высокий голос, певица отважилась его исполнить. Собственно в техническом и голосовом плане у Клейкомб не было никаких проблем. На высоких крайних нотах, голос находился в точной позиции и справлялся с трелями и руладами без особого труда. Клейкомб - обладательница мощного голоса и хорошего диапазона, который позволяет ей, может и не без труда, но работать с широким репертуаром. В этот вечер она оказалась на высоте, ни одной ошибки, ни одного срыва не было. Единственное, чего ей не хватило – полетности, которая могла бы иметь место у обладательницы более «легкого» голоса. В случае с Клейкомб – это невозможно и не нужно, о своих достоинствах она знает и всегда сохраняет их при себе.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ