Филипп Жарусски на фестивале «EARLYMUSIC»: московский дубль

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Московский концерт французского контратенора Филиппа Жарусски в рамках XIII Международного фестиваля старинной музыки «EARLYMUSIC» стал своеобразным и весьма приятным бонусом, выпавшим на долю столицы. Он явился и заключительным концертом программы этого года, причем знаменитый певец сначала выступил в Москве (Малый зал консерватории), а затем уже «закрыл» фестиваль в Санкт-Петербурге (Государственная академическая капелла). Общий декларируемый принцип «географии» этого музыкального смотра состоит в том, что основной «площадкой» его проведения является Санкт-Петербург, но в качестве специальных фестивальных дублей отдельные концерты (спектакли) могут проходить в других городах России и даже Европы. Фестиваль ежегодно проводится в сентябре (либо в сентябре – начале октября).

XIII фестиваль состоялся с 5 по 30 сентября. Основная задача этого музыкального форума – привлечение к сотрудничеству известных музыкантов со всего мира и представление российской публике как европейского музыкального наследия (эпохи барокко и классицизма, Средневековья и Возрождения), так и русской придворной музыки XVIII века. Планомерное осуществление исследовательских программ по возвращению из забвения именно этой части российской культуры является одним из важнейших ориентиров фестиваля: он выпускает и свой альманах, а его лекционно-просветительская деятельность стала одной из традиционных фестивальных примет.

Фестиваль «EARLYMUSIC» был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Марком де Мони, Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Родериком Лайном, Мэгом Лаккинсом и Андреем Решетиным (экс-скрипачом рок-группы «Аквариум» и одним из основателей известного российского барочного ансамбля «Musica Petropolitana»). В последующие годы фестиваль устойчиво расширялся за счет привлечения к себе всё новых и новых международных структур и учреждений культуры. Сегодня поддержку фестивалю оказывают Министерство культуры РФ и Комитет по культуре Санкт-Петербурга, а его отечественными петербургскими партнерами являются Государственный Эрмитаж, Музей истории религии и ГМЗ «Гатчина». Среди зарубежных партнеров фестиваля этого года – Генеральные консульства Азербайджанской Республики, Бельгии, Республики Корея, Турции и Франции, а также санкт-петербургские Голландский и Французский институты, Итальянский институт культуры и Немецкий культурный центр имени Гёте. Художественный руководитель фестиваля – Андрей Решетин. Он является также основателем и художественным руководителем ансамбля «Солисты Екатерины Великой» – отечественного коллектива, специализирующегося на историческом исполнительстве и являющегося постоянным участником фестиваля.

В рамках «EARLYMUSIC» с расширенным составом ансамбля «Солисты Екатерины Великой» («Оркестром Екатерины Великой») была осуществлена постановка первого произведения на русский сюжет для театра барочного периода – оперы «Борис Годунов» немецкого композитора Иоганна Маттезона (Гамбург, 1710). В 2007 году в Гамбурге на сцене театра «Санкт-Паули» состоялась ее европейская премьера (одно представление). Затем один раз спектакль прошел в Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра и два раза в Москве на сцене театра «Новая Опера». В нынешнем году, когда опера Маттезона отмечает свой 300-летний юбилей, осуществлен выпуск ее записи на DVD с показов в театре «Новая Опера». Впервые большая барочная опера была представлена современной российской публике в сопровождении барочного балета (труппа «Барочный балет Анджолини», созданная в рамках фестиваля известным немецким дансмайстером Клаусом Абромайтом, стала первой профессиональной труппой барочного танца в России).

Еще раньше, в 2003 году, впервые состоялось возрождение одной из опер XVIII века, увидевшей свет на русской сцене: в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге и на Фестивале старинной музыки в Утрехте силами «Оркестра Екатерины Великой» была поставлена любимая опера Екатерины II «Мнимые философы», созданная придворным капельмейстером Джованни Паизиелло. В московском же концерте с участием Филиппа Жарусски, которому аккомпанировали «Солисты Екатерины Великой», исполнялись фрагменты исключительно западноевропейского оперного репертуара, представленного на этот раз именами Генделя, Порпоры и Вивальди.

Прозвучали две арии Секста «L’angue offeso mai riposa» и «Сara speme» из «Юлия Цезаря» Генделя, речитатив и ария Ациса «Oh volesser gli Dei... Dolci freschi aurette», а также ария Ациса «Senti il fato» из «Полифема» Порпоры (партия Ациса была специально написана для Фаринелли). C арии «Senti il fato» к петербургским «Солистам Екатерины Великой» присоединились музыканты московского оркестра «Pratum Integrum». Первым номером, исполненным певцом на бис, снова стал фрагмент из названной оперы Порпоры – знаменитая ария Ациса «Alto giove», один из меланхолически задушевных образцов стиля lamento. Вторым номером на бис снова прозвучала ария из «Юлия Цезаря» Генделя, на этот раз принадлежавшая главному персонажу («Empio diro tu sei»). Ария Лотария «Sento in seno ch’in pioggia di lagrime» из не дошедшей до нас оперы Вивальди «Титеберга», или, что абсолютно идентично, ария Анастасия из его же оперы «Юстин» (ибо эта ария попросту перекочевала из одной оперы в другую), стала заключительным третьим бисом.

Когда в 2006 году Филипп Жарусски впервые приехал в Москву и дал концерт в Большом зале консерватории, исполнив своеобразный цикл из пяти кантат Вивальди и на бис спев пару оперных арий опять же Вивальди, то звучание певца предстало очень легким, чистым, свободно льющимся и по своим характеристикам скорее приближавшимся к лирическому сопрано с весьма неплохо развитой колоратурой и уверенным «держанием» тесситуры. На тот момент Филипп Жарусски смог явить практически идеальный тип современного контратенора, которому, как тогда казалось, подвластно всё. Несмотря на небольшой объем, голос певца оказался вполне полетным и даже не потерялся в условиях огромного зала, хотя, конечно же, по большому счету хотелось бы ощущать его большую плотность. Именно большую плотность мы и ощутили на недавнем концерте исполнителя в Малом зале консерватории. Безусловно, акустика Малого зала, в которой очень выигрышно звучат небольшие голоса, а большие просто сотрясают стены, не может дать корректного сравнения того, что было четыре с лишним года назад, и того, что мы услышали сейчас. Тем не менее, совершенно очевидно, что тембр голоса певца существенно «затемнился». Теперь его уже не назовешь высоким и подвижным мужским сопрано: по фактуре это что-то среднее между меццо-сопрано и контральто, но, увы, голос уже не такой свободный и гибкий, как раньше – и в первую очередь это сказывается на несколько натужном, резонирующем, выбивающемся из контекста академической однородности пропевании оперных арий с пассажами di bravura, которые, естественно, всегда требуют от исполнителя супервиртуозности, повышенной инструментальной точности. Сказанное относится, в первую очередь, к двум прозвучавшим ариям – «Senti il fato» Порпоры и «Empio diro tu sei» Генделя.

С «кантиленно-медленными», плавно ведомыми композиторской рукой номерами всё по-прежнему замечательно – и этот несомненно большой мастер оперного барокко не дает ни малейших поводов усомниться в обратном. Но всё же наиболее цельное впечатление в художественно-эмоциональном аспекте Филипп Жарусски оставляет благодаря не исполнению светской оперной музыки, а музыки духовной. В первом отделении концерта прозвучала девятичастная духовная кантата «Nisi Dominus» (на тексты 126-го псалма) для голоса (контральто), струнных и basso continuo соль минор (RV 608). Приятная «выпукло ощущаемая» плотность вокальной фактуры певца в сочетании с его экстатичностью, подобающей случаю, и абсолютно полным погружением в драматическую образность произведения, уверенно являют всеобъемлющий триумф глубокого музыкального чувства.

Исполненными инструментальными произведениями, «разбавившими» концерт, стали Партита № 1 ре минор X. И. Ф. Бибера (1644 – 1704), Соната ми минор для скрипки и basso continuo Л. Мадониса (1700? – 1767), посвященная императрице Анне Иоанновне, и Соната соль минор для скрипки и basso continuo Д. Далолио (1700 – 1764), посвященная Рейнгольду Левенвольде, одному из фаворитов Екатерины I. Этот репертуар, безусловно, вызвал огромный интерес в силу его однозначной раритетности: когда и где еще услышишь подобное? Однако прослушивавшийся даже «невооруженным ухом» «нестрой» ансамбля солистов-инструменталистов и тягучая заунывная аморфность при исполнении этих раритетов вызывали горькую досаду. Замечательное начинание, но до уровня качественной добротности ему еще далеко! Впрочем, это закономерно нашло отражение и в вялом, скорее просто вежливом отклике слушателей. Восторженными овациями публика взрывалась лишь по адресу своего кумира Филиппа Жарусски, ибо исключительно ради него и пришла…

На фото (© Simon Fowler):
Филипп Жарусски

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ