Ментальность не порок

«Кармен» в Ла Скала — иной взгляд

«Кармен» в Ла Скала — иной взгляд
Оперный обозреватель

Несмотря на то, что рецензию на новую постановку «Кармен» в Ла Скала мы уже публиковали (см. статью И. Сорокиной), данный материал показался нам любопытным, причем не только из-за иного взгляда на конкретную постановку. Интереснее другое — автором сделана попытка дать некоторые обобщения о положении оперного искусства в современном мире.

Редакция далеко не во всем разделяет взгляды автора статьи (например, применяемый им термин «прогрессивная молодежь» вызывает больше вопросов, нежели ответов, да и декларируемый консерватизм Ла Скала выглядит несколько упрощенным), однако в данном случае это не так уж и существенно. Значительно важнее сам подход к анализу спектакля, увязанный с более широким художественным и общественным контекстом.

Постановка «Кармен» в современной интерпретации для «Ла Скала» — шаг довольно смелый. «Первый» музыкальный театр мира обычно придерживается достаточно консервативного взгляда на оперные постановки. Поэтому назвать «Ла Скала» экспериментальной площадкой никак нельзя. Но в случае с «Кармен», которая во время мировой премьеры тоже не произвела фурора из-за чересчур «актуального» сюжета («проститутка, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору»), — эта робкая попытка войти в пространство современной режиссуры именно с таким материалом кажется вполне уместной. Это обстоятельство делает данное решение миланского театра вполне логичным.

Постановку доверили режиссеру-женщине Эмме Данте, известной по всей Италии своими скандальными спектаклями в современном драматическом театре. Так что для театра с безупречной репутацией эта работа значит намного больше, чем просто обновленная версия классической оперы.

Глазами режиссера история цыганской коварности — это почти лишенная внешних декораций сцена, с акцентом на игре актеров. Решение это во многом разумное, однако, в том, что происходит на сцене, не просматривается кардинально новой идеи, отличной от множества других постановок. Поведение и образы персонажей, предстают, практически, такими, какими они описаны в книге Проспера Мериме. Впрочем, для тех, кому за 50 (а таких посетителей в «Ла Скала» большинство) «Кармен», одетая в комбинацию, или сцена драки на фабрике может показаться шоком, но назвать это по-настоящему смелым и дерзким решением нельзя.

Очень многие «ходы» настолько просты, что создается ощущение детского взгляда на материал, как будто всей фантазии режиссера хватило лишь на создание совсем очевидных решений. То, что Кармен должна выглядеть дерзко и может быть даже неприлично, или то, что бандитский образ жизни цыган противоречит устоям католической церкви, в общем-то, довольно тривиальные вещи. С этими фактами Эмма Данте и работает, обрамляя действие и вовсе не оригинальными идеями. Так, во время арии Эскамильо служители церкви довольно неуклюже разворачивают плакаты с изображением быка, а в сцене гадания на картах массовка, изображавшая кустики, поднимает над головами крестики, что символизирует близкую смерть главной героини. Остается непонятным, в чем же состоит «вызов» Эммы Данте? Возможно, это вызов публике, которая привыкла к «причесанным» постановкам в кружевных платьях и томным взглядам певиц? От этих пережитков чужой для нее культуры Эмма своих актеров освободила, но что им делать вместо этого, видимо не было объяснено детально. В игре певцов было больше пения, чем актерства, и это не то, чтобы плохо, но присутствие какой-то напускной театральности в движениях, небольшая скованность чувствовались довольно остро. Исполнительнице главной партии (Елене Максимовой — солистке Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко) сыграть новую Кармен не удалось, зато в вокальном плане певица себя чувствовала очень уверенно. Одним из самых ярких исполнителей в этот вечер стал американский тенор Брайен Химель (Хозе). Очень проникновенный, до глубины души трогающий голос позволил певцу воплотить образ романтического героя, метущегося между добром и злом, любовью и честью, как вокально, так и драматически, хотя и ему не удалось избежать клишированных эмоций и движений.

Говоря о постановке в целом, абсолютно очевидно, что «Ла Скала» делает упор на музыкальное качество материала, и именно поэтому сюда приглашаются только лучшие певцы и дирижеры. Что же касается визуальной составляющей, то во многом над театром довлеет фактор возрастной категории зрителя: в Европе музыкальный театр — это прерогатива обеспеченных и богатых людей, которые могут себе позволить платить большие деньги за билеты и пить дорогое шампанское в антракте. Прогрессивная молодежь остается за стенками этой роскоши и посещает маленькие сцены экспериментальных театров. Так что «Кармен» Эммы Данте — это скорее попытка познакомить пожилого зрителя с миром современной режиссуры, нежели современная режиссура как таковая.

В любом случае у «настоящих европейцев» есть свои представления о рамках приличий. После премьеры спектакля 86-летний Франко Дзефирелли назвал постановку «преступлением»...

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ