Не только в учебных целях

Российская премьера оперы Чимарозы силами мерзляковцев

Российская премьера оперы Чимарозы силами мерзляковцев
Оперный обозреватель

Мы привыкли жаловаться, что по-настоящему раритетных событий у нас происходит до обидного мало: все в основном там, в Европе, на ведущих и малых площадках! Вот где, на многочисленных фестивалях и прочих «смотрах творческих достижений» передовой оперно-театральной культуры Европы можно действительно насладиться и «зацепить» нетривиальный репертуар. А между тем и в Москве случаются приятные сюрпризы. Один из таких подготовил для столичной публики не профессиональный, а учебный коллектив, но менее приятным от этого сюрприз вовсе не стал.

Академический музыкальный колледж при Московской консерватории, или, проще говоря, Мерзляковка, представила на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской российскую премьеру оперы-буффа Доменико Чимарозы «Импресарио в затруднении» на либретто Джузеппе Диодати.

Чимароза известен у нас главным образом как автор классики жанра – знаменитого «Тайного брака», в то время как в портфолио выдающегося неаполитанца – несколько десятков опер. Кроме того, гений солнечной Италии в России вовсе не чужой: более трех лет композитор проработал при императорском дворе в Петербурге.

Комическая опера легко поддается адаптации под любую эпоху – это не аксиома, но правило, которое работает в большинстве случаев. Режиссер Игорь Ушаков показывает мир закулисья не конца 18 века, а эпохи декаданса: судя по костюмам героев, это приблизительно 1910-е годы – модные шляпки в стиле ар-нуво, удлиненные силуэты… Хотя некоторые персонажи (сам импресарио, а также горе-композитор) одеты более по моде уже наших дней.

Постановка маленькой оперы во всем остальном совершенно классична, и точно следует за либретто оперы. В центре его, как и в «Директоре театра» Моцарта – конфликт между примадоннами – кто и что будет петь, кто в театре важней и нужней. Только примадонн у Чимарозы не две, а три – две местные (Мерлина и Доральба), соперничающие между собой издавна, и одна заезжая заморская звезда Фьордиспина Корибанти, привносящая дополнительное и немалое напряжение и в без того накаленную атмосферу заштатной антрепризы. Трем дамам соответствуют три кавалера – импресарио Дон Кризоболо, поэт-стихоплет Перизоньо Фаттапане и композитор «не от мира сего» Джелиндо Скальоцци, которые мечутся между капризами примадонн, пытаясь все-таки сделать так, чтобы предприятие состоялось, и спектакль был выпущен. Однако все их усилия тщетны: интриги и скандалы внутритеатрального мирка доводят свое черное дело до логического конца – антреприза рассыпается, и в финале импресарио остается наедине с заморской примадонной, предпочтя деловой успех успеху личному.

Оригинальная и совершенно замечательная по музыке миниатюра нашла тонкое воплощение в игре ансамбля солистов «Премьера», созданного в Мерзляковке дирижером Большого театра Игорем Дроновым. Здесь не ставят целей достижения сугубой аутентичности, но играют слаженно, четко, весьма музыкально. Вокальные партии поют учащиеся училища – конечно, в их исполнении еще много несовершенств, далеко не все голоса еще раскрыты и натренированы. Девушки получше (Елена Безгодкова, Ирина Бокарева, Нина Зазиянц), молодые люди послабее: например Рубен Навасардян (поэт) интонирует очень приблизительно, а Михаил Винницкий (композитор ) – не поет, а скорее напевает – с такой подачей звука только в крохотном зальчике Центра Вишневской его и можно расслышать. Но в то же время нельзя не понять, что весь секстет молодых артистов весьма талантлив и у них есть хорошие перспективы в плане достижений вокальных успехов, тем более под руководством таких опытных концертмейстеров училища, как Наталья Большакова и Наталья Усатюк. А лицедействуют они с заметным удовольствием уже сейчас – артистизма молодежи не занимать!

Что ж: в добрый путь! Надеемся, что Москва еще не раз увидит этот замечательный студийный спектакль, а возможно в перспективе он доберется и до других городов России (прошлая постановка Мерзляковки – «Аптекарь» Гайдна – гастролировал в Петербурге).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ