«Тоска» в Театре Верди в Салерно

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Читателя, возможно, удивит, факт разговора о спектакле в театре, который может считаться провинциальным. В самом деле, Салерно – небольшой город в области Кампания к югу от Неаполя, который с недавнего времени приковывает внимание журналистов и любителей музыки. В Салерно, прославленном несравненными природными красотами, родилось «чудо»: городская администрация призвала известного израильского дирижера Даниэля Орена и выдала ему carte blanche на руководство театром Джузеппе Верди. Ныне жемчужина на Средиземном море может похвалиться театром, в котором за пультом стоит Орен, а под его руководством поют такие певцы, как Ренато Брузон, Марсело Альварес, Мартина Серафин. И никакого дефицита, никаких криков о грядущем закрытии, угроз забастовок. Взамен всех этих печальных особенностей современного состояния оперного дела в Италии – разумное расходование ресурсов и высокий музыкальный уровень. Публикуем отчет о «Тоске» в Салерно с подлинно звёздным составом.

О «Тоске» говорят, что эта опера бьет абсолютный рекорд по количеству ее исполнений в мире. Должно быть, это правда, если в одной Кампании мы только что видели «Тоску» в театре «Сан-Карло» и ныне присутствуем на представлениях той же оперы в Салерно, где ее можно было услышать всего три года назад. На этот раз на подиуме знаменитый дирижер Даниэль Орен, и под его руководством поют певцы, сделавшие себе большие имена. Певцы, участие которых в спектакле, делает его событием.

Особенно ждали Мартину Серафин в главной роли, австрийское сопрано, невзирая на ее итальянскую фамилию. Итальянская у Серафин не только фамилия, но и дух: в последнее время она все чаще выступает в ролях героинь итальянской мелодрамы. С первого момента появления на сцене Серафин поражает статью настоящей главной героини и уверенностью в себе. Она поражает и с музыкальной точки зрения: это голос полный и крепкий, с теплым и сияющим центральным регистром. Настоящее драматическое сопрано, слабости которого, - несколько затрудненные и не всегда сфокусированные верхние ноты, что несколько странно ожидать от артистки, столь одаренной с музыкальной точки зрения. Видя драматический темперамент Мартины Серафин, хотелось бы пожелать ей дальнейшей работы над тонкостью фразировки. В любом случае, Серафин в роли Тоски – подлинная властительница сцены.

Партнером Мартины Серафин – Тоски был Марсело Альварес – Каварадосси. Тенор поразил почти интимным прочтением роли, подчеркивая страдания своего героя. Его пение было отмечено большой гибкостью и прозрачностью. Безупречный контроль над звуком позволил ему такую тонкость оттенков и mezza voce, что персонаж предстал скорее лирическим, чем драматическим. Это был Каварадосси в «белькантовом» ключе. В вину певцу, который не искал дешевых эффектов, можно поставить только излишнюю мелодраматичность «рыданий» в арии «E lucevan le stelle».

'Тоска' в Театре Верди в Салерно   'Тоска' в Театре Верди в Салерно   'Тоска' в Театре Верди в Салерно

Совсем недавно мы видели Ренато Брузона в роли Скарпиа в театре «Сан-Карло» в Неаполе. Спектакль в Салерно еще раз выявляет сильные и слабые стороны знаменитого баритона в его нынешнем состоянии. Высокий класс интерпретатора и значительность присутствия на сцене бесспорны, но голос звучит очень сухо, и напряжение в верхнем регистре очевидно, не говоря о трудностях в местах, требующих гладкости мелодической линии.

Высокий класс показали все исполнители второстепенных партий, Анджело Нардинокки в роли Ризничего, Алессандро Гуэрцони в роли Анджелотти и Анджело Казертано в роли Сполетты. Отлично выступил Карло Стриули в двух партиях, Шарроне и Тюремщика.

Даниэль Орен хорошо знает оркестр театра Салерно, а оркестранты хорошо знают своего маэстро. Артисты оркестра Театра Верди играли превосходно, демонстрируя равновесие между группами и богатство оттенков. Одну вещь трудно простить: оркестровое заключение предсмертной арии Каварадосси было купировано, дабы побудить публику к аплодисментам, в то время как публика в этом не нуждалась.

Лоренцо Амато хорошо чувствует музыку. Он поставил традиционный спектакль, но подсказал артистам тонкие детали. Удачна была и жестикуляция хоровых масс в финале первого действия. В этой режиссуре не было ничего революционного, зато была ясность идей в том, что касается развития каждой сцены. Лишь в отдельных моментах Амато, кажется, потерял контроль над действием: в сцене драматической схватки Тоски со Скарпиа во втором акте и во время предсмертной арии Каварадосси, в которой жестикуляция Альвареса была слишком напыщенной.

По окончании спектакля горячие аплодисменты для всех, овации Мартине Серафин и Даниэлю Орену. Театр Верди в Салерно, который приобрел общенациональную значимость, назначает встречу своим зрителям осенью. На афише - «Трубадур».

Бруно Тредичине
Предисловие и перевод с итальянского Ирины Сорокиной

Примечание переводчика:

В рецензии не упоминается имя сценографа и художника по костюмам – Альфредо Троизи.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ