В рамках ганзейских дней в Великом Новгороде состоялось историческое театрально-музыкальное событие. При участии солистов, хора и оркестра Мариинского театра в стенах древнейшего в России Кремля состоялась грандиозная постановка оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Старинная архитектура и историческое прошлое вдохновили великого русского композитора на создание красочных бытовых зарисовок и ярких картин природы, которые и стали неотъемлемой частью интерьера данной постановки. Театральную сцену установили прямо напротив Софийского Собора. Поэтому события оперы максимально отражают атмосферу тех лет в естественных декорациях исторического памятника.
За режиссерскую концепцию «Садко» Римского-Корсакова взялся Алексей Степанюк, который к настоящему времени осуществил немало постановок на сцене Мариинского театра.
А. Степанюк: «Мы все люди очень закаленные, мужественные. Адаптация была нелегкой, потому что и сцена, во-первых, когда мы приехали, оказалась меньше, чем мы рассчитывали. В общей сложности на сцене 150-170 человек. Это не так просто здесь всё это сделать. И еще успевать декорации как-то переставлять от картины к картине. Дождь, который сопровождает наши постановки на открытом воздухе, – это уже традиция. Экстрим еще усиливает состояние какого-то азарта! Я считаю, что мужественно справился весь коллектив».
Постановки русских опер на открытом воздухе – хорошо освоенная практика для труппы Мариинского театра. Очередная работа Валерия Гергиева – дань уважения Великому Новгороду. Пару лет назад маэстро Гергиев присутствовал на церемонии открытия памятника С.В. Рахманинову – уроженца новгородской земли. Однако легенда о древнем гусляре Садко и могучая опера Н.А. Римского-Корсакова не могли не взволновать художественного руководителя Мариинского театра.
В. Гергиев: «Я очень рад, что коллектив продолжает сотрудничество со столь важным регионом. История Великого Новгорода просто требует адекватных ответов. Было бы обидно игнорировать тот факт, что Римского-Корсакова вдохновила история новгородского гусляра Садко. Мне кажется, это надо все-таки брать за основу. Если не прозвучит «Садко» в Великом Новгороде, а где ему тогда звучать? Исходя из таких убеждений, мы шли к этой акции, и была твердая решимость руководства региона, новгородцы проголосовали за этот проект, потому что очень много было людей. Весь мир согласился с тем, что время от времени можно давать open-air. Не так давно я дирижировал в Вене, в парке оркестром Венской филармонии, для меня это был второй опыт. На концерте было 120 тысяч человек. Я думаю, что через два-три года «Садко» услышит огромное количество людей. Если мы приноровимся к звуковым условиям, научимся подстраиваться, этот проект ждёт огромное будущее».
В общей сложности постановку посетили более трех тысяч зрителей. Помимо вип-персон, на спектакле побывали рядовые граждане и учащиеся Великого Новгорода, для которых распространялись бесплатные билеты.
Среди исполнителей главных партий отмечу превосходную актерскую игру и блестящие вокальные данные Виктора Луцюка – Садко, Сергея Алексашкина – Морского Царя, Татьяны Павловской – Царевны Волховы, Златы Булычевой – Нежаты. В партиях заморских торговых гостей успешно выступили Михаил Кит (Варяжский гость), Даниил Штода (индийский гость) и Алексей Марков (Веденецкий гость).
В завершение спектакля раздался малиновый звон колоколов Софийской звонницы, в небо выпустили белых голубей. Если бы не плотная завеса продолжительного дождя, испортившего настроение многим зрителям, ощущения от встречи с героями нестареющей оперы Н. А. Римского-Корсакова могли быть на градус выше. Впрочем, публика охотно слушала оперу до конца и приветствовала артистов продолжительными овациями. Валерий Гергиев обещал в скором времени снова выступить в Великом Новгороде с не менее впечатляющим концертно-театральным проектом.
Великий Новгород — Москва
Театры и фестивали
Валерий Гергиев, Николай Римский-Корсаков, Алексей Степанюк
Персоналии
Произведения