Памяти великого мастера

Памяти великого мастера
Специальный корреспондент

Вечер памяти Лучано Паваротти прошел в Кремлевском дворце съездов 12 октября, в день рождения певца. Отметить знаменательную дату слушателям помогли Московский оркестр «Русская филармония», дирижер Фабрицио Мария Карминати и итальянские солисты, сотрудничающие с фондом Паваротти. На концерте присутствовали вдова и младшая дочь знаменитого тенора, что подчеркнуло по-итальянски семейный характер праздника.

Прошло уже более четырех лет с момента, когда не стало непревзойденного музыканта, блистательного исполнителя вокальных шедевров от классиков бельканто до современности, «короля верхнего «до», как восхищенно именовала Паваротти пресса. С тех пор так и не появился на оперном Олимпе новый великий тенор, равно любимый как неискушенным простым зрителем, так и рафинированными специалистами, имя которого знали бы все, а мастерство которого вызывало бы восторг даже у самых взыскательных критиков.

Когда за много световых лет от Земли гаснет звезда, ее свет еще долго продолжает доходить до нас. Масштаб звезды маэстро Лучано Паваротти таков, что свет его таланта, как вокального, так и организаторского, и спустя годы после его смерти, продолжает сиять поклонникам оперного искусства.

Тем более отрадно, что мероприятия памяти итальянского тенора, проводимые по всему миру, не обошли стороной и Россию, где так много почитателей его солнечного дарования. Не обошлось, к сожалению, без некоторых организационных несоответствий, в частности, только на концерте выяснилось, что вместо заявленной в афише Клары Каллана выступает другая вокалистка (тоже меццо-сопрано Валерия Сепе), а программок для зрителей - вообще не заготовили. Да и, в целом, неясно, почему для вокального концерта был выбран акустически проблемный Кремлевский дворец. Понятно, что своим внушительным видом гранит и мрамор дворца эпохи развитого социализма, его золоченые гербы союзных республик и прочие атрибуты государственного пафоса былых времен стилистически уместны для настроя на серьезную музыку, но все же дворец строили совсем не для оперы, а для проведения партийных мероприятий КПСС. И поскольку загружен он оказался, мягко говоря, далеко не полностью, рисковать звуком ради вместимости зала, определенно, не было смысла. А уж про знаменитые капризы подзвучки подобных (будем честными, эстрадных по сути) площадок во время классических концертов, где запросто могут переключать микрофоны прямо посреди инструментального соло, или с запозданием перенастраивать параметры звука для каждого следующего вокалиста – написано уже столько, что повторяться просто нет смысла.

Впрочем, сам Паваротти был активным пропагандистом микрофонных опен-эйр концертов и сотрудничества оперы с масс-культурой, поэтому вряд ли это так уж противоречит его подходу. Праздник оперного искусства, несмотря ни на что, состоялся, и досадные мелочи не помешали встрече зрителей с любимой музыкой.

Первое отделение концерта составляли произведения Верди, Доницетти, Чилеа, Легара, Гуно и Бизе, большинство из которых и в Европе, и в России считаются признанными оперными хитами. Второе отделение было полностью отдано произведениям Пуччини – и это объясняется еще одной памятной вехой: именно в партии Рудольфа в опере Пуччини «Богема» состоялся театральный дебют Лучано Паваротти 50 лет назад.

Для команды итальянских вокалистов, не особенно известных российской публике, выбранные номера были привычными и для всех без исключения подходящими по духу, характеру и музыкальной стилистике.

Разумеется, наибольший интерес вызывали тенора – Джакомо Патти и Алессандро Скотто ди Луцио (вообще наличие некоторых «оперных» по звучанию и написанию фамилий в списке участников заставило корреспондента несколько раз вздрогнуть и призадуматься: это случайное совпадение однофамильцев, кровное родство с их звездными носителями или, может быть, итальянцы «все немного родственники»? Однако не будем тратить время на хитросплетения итальянских семейных отношений, поговорим лучше о музыке, благо, что тут действительно есть что отметить).

Итак, с теноров изначально был двойной спрос, и они заведомо стали невольными заложниками сравнения с уникальным талантом Паваротти. В целом, несмотря на это, впечатление они оба произвели благоприятное. Алессандро Скотто ди Луцио, молодой, но уже отметившийся удачными дебютами тенор, запомнится московскому зрителю, прежде всего, проникновенным и бережно-аккуратным, но в то же время исполненным внутренней страстности романсом Неморино из «Любовного напитка» Доницетти. Неплохо он смотрелся в арии и квартете из «Риголетто» Верди, и ярко и красочно спел в ансамблях в пуччиниевском отделении.

Джакомо Патти выбрал опаснейшую, с точки зрения сравнения, песенку Герцога, и хотя исполнил ее досконально четко и уверенно, но традиционно и формализовано, по-спортивному упруго забрасывая скачки на интервалы вверх, как мячик в корзинку. Той блистательной легкости, как у Паваротти, пока им не достигнуто. В ансамблях Пуччини Патти раскрылся с лучшей стороны – тут был продемонстрирован и насыщенный тембр, и эмоциональность, и умение выстраивать ансамбль в любых акустических условиях. К сожалению, уместной в таком концерте хитовой теноровой арии Пуччини (Рудольфа или Каллафа) никто из двух теноров не спел, а очень хотелось бы послушать.

Привезенный вместо третьего тенора баритон Андреа Дзаупо представил куплеты Эскамильо из «Кармен» Бизе, прозвучавшие весьма бойко, но, как ни парадоксально, несколько в теноровой, облегченной манере (возможно, поскольку он выступал первым, это было связано с звукорежиссерскими настройками микрофонов, которые пришлось корректировать в зале с публикой). Впрочем, баритоновый функционал в знаменитых квартетах из «Риголетто» и «Богемы» он реализовал как положено, грамотно оттенив лидирующих партнеров.

Зато в наличии было три сопрано, и все выбрали головокружительно трудные и прекрасные номера. Наиболее теплый прием зрителей из них получила обладательница колоратурного сопрано Первин Чакар, безусловно, владеющая немалой способностью к головокружительным голосовым трюкам и большим потенциалом на будущее. Музыкальность ее же пока мы бы воздержались оценить столь же высоко, в частности, вальс Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно, от которого всегда ждут движения, кружения, танцевальности, получился с изрядным привкусом напряженности, кукольности и тяжеловесности (словно певица искала образ своей Джульетты где-то на полпути от Олимпии к Кармен), да и ария Оскара из оперы «Бал-маскарад» Верди отличалась скорее старательностью, чем требуемым по образу легкомыслием. А вот вышеупомянутые квартеты ее звонкий голос-колокольчик очень даже украсил.

Племянница Паваротти Симона Тодаро, обладательница более драматического тембра, взялась за арию Адриенны из оперы Чилеа «Адриенна Лекуврёр», и спела Мими в ансамблях из «Богемы» Пуччини, к сожалению, тоже немного уныло и без вокального лоска, но с огромным вниманием к традиции. Для этой певицы концерт не был первой встречей с российской публикой – еще при жизни маэстро Паваротти она была в России с программой совместных с ним концертов.

Третья сопрано Франческа Каппеллетти выбрала не очень часто звучащий у нас в оперных концертах номер – «Песню о Вилье» из оперетты Легара «Веселая вдова», однако, как показалось, в более драматическом материале Пуччини (дуэтах из «Тоски» и «Мадам Баттерфляй») она себя чувствует более комфортно.

И наконец, меццо-сопрано Валерия Сепе оставила очень хорошее впечатление. Сложнейший белькантовый номер - арию «Fia dunque vero, oh ciel… O mio Fernando!» из «Фаворитки» Доницетти она провела абсолютно блестяще, порадовав и глубиной тембра, и вниманием к нотному тексту, в общем, продемонстрировала действительно «красивое пение». Не хуже получилась и Маддалена в квартете, и Сузуки в дуэте - определенно, артистка обладает очень разносторонним талантом и чувством стиля.

Ну и в заключении, следует отметить экспрессию, темперамент и хороший вкус итальянского дирижера Фабрицио Карминати. В двух чисто оркестровых номерах (увертюра к «Набукко» Верди и интермеццо из «Манон Леско» Пуччини), вероятно, умышленно выбранных с тем, чтобы показать разнообразие оркестровых красок, ему удалось продемонстрировать хороший уровень мастерства, невзирая на непростые условия работы оркестра с микрофонами и усилителями. Ну и конечно, не обошлось без чисто южного артистизма дирижерских жестов, четких и эмоционально понятных, вплоть до ритмичного подпрыгивания в особо ярких музыкальных фрагментах. Ну а трепетное внимание к солистам, особенно, солисткам (видимо, такова итальянская галантность), готовность реагировать на их буквально каждый вздох – также качество, свойственное далеко не каждому дирижеру сегодня.

В общем, повторимся, в целом, праздник музыки удался. Концертом в Кремле внесен очередной пункт в летопись доброго и многолетнего российско-итальянского музыкального сотрудничества, которое, надеемся, будет развиваться и далее, и радовать публику еще более интересными мероприятиями.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Лучано Паваротти

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ