«Кармен» у Станиславского: двенадцать лет спустя

«Кармен» у Станиславского: двенадцать лет спустя
Оперный обозреватель

Жизнь оперного спектакля после премьеры: большая и интересная тема, которой, к сожалению, внимание музыкальной критики касается очень редко. Рецензент приходит, как правило, на премьеру, и этим посещением их с новой постановкой контакт и ограничивается. В лучшем случае дебют какого-нибудь знаменитого гастролера (преимущественно заграничного) способен привлечь внимание к не премьерному спектаклю еще раз. К сожалению, именно так обстоит дело не только у нас, но в большинстве больших и малых оперных столиц мира.

А должно быть совсем иначе. Для того, чтобы исполнители и театры были постоянно в тонусе, могли прочитать о своей работе объективное стороннее и квалифицированное мнение, рецензированию по-хорошему должен подвергаться каждый спектакль. Увы, в Москве о подобной роскоши остается только мечтать, в то время как, например, в Вене ситуация с организацией работы музыкальной критики именно такая.

Результат этого взаимодействия венских театров и венской критики известен и выражается в достаточно высоком уровне спектаклей текущего репертуара.

Опера «Кармен» для Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – название исторически значимое. Когда-то Немирович-Данченко сделал здесь необычный спектакль по этой опере, получивший название «Карменсита и солдат», и наделавший в свое время много шума. В 1969 году в этом театре свою «Кармен» поставил великий немецкий режиссер Вальтер Фельзенштейн – работу, которая также имела немалый резонанс и долго пользовалась вниманием публики. Спустя тридцать лет, в 1999-м появилась «Кармен» в постановке Александра Тителя, имевшая в целом позитивную критику и сохраняющаяся в репертуаре театра вот уже двенадцать лет.

Спектакль 19 октября – один из рядовых, тем не менее, был ознаменован двумя дебютами в главных партиях. Это привлекло к нему, несомненно, повышенный интерес, хотя ввод молодых исполнителей в репертуарные спектакли случается в Театре Станиславского регулярно. Зал театра был практически забит под завязку, прием у публики исполнение вызвало самый радушный: овации по окончании показа были бурными и долгими, после закрытия занавеса с последним аккордом случаи стремительного покидания зала были единичными.

Ваш покорный слуга вполне разделяет энтузиазм московской публики – рядовой спектакль в целом был удачным. Самых главных выводов-впечатлений два. Первое: спустя двенадцать лет после премьеры спектакль оказался абсолютно живым – интересным и динамичным, в нем нет и намека на обветшалость и рутину. Совершенно очевидно, что за постановкой в театре следят, репетируют, не дают ему «зарасти сорняками». Песочно-бело-серый зной Севильи Тителя – Арефьева по-прежнему создает нужное настроение, а в основном яркие актерские работы наполняют этот неброский антураж трагическими смыслами великой драмы. Второе: солисты, занятые в спектакле поют – не кричат, не декламируют, то есть не пренебрегают музыкальной стороной, а именно поют, что не может не радовать.

В центре спектакля, как и подобает, образ титульной героини. Лариса Андреева абсолютно органично существует в этой постановке, ее Кармен – само воплощение идеи свободы и независимости, она обольстительна (с ладной фигурой и роскошной гривой кудрей) и импульсивна, порой резка, но абсолютно честна и искрення. Есть в ее открытой экспрессии что-то от молодой Образцовой (присутствует и некоторое внешнее сходство). Жаль только, что голосово артистка не столь одарена, ее тембр лишь условно можно квалифицировать как меццо, холодноватый звук не таит эротики и артистке ее приходится выдавать исключительно на уровне лицедейства.

Добротным Эскамильо оказался Андрей Батуркин – партия спета убедительно, даже мастерски. Не обладая по-настоящему драматическим баритоном, Батуркин в этой коварной партии, низкой (особенно в голосоломных куплетах) даже для басов, умеет найти правильный посыл звука и за счет этого никогда не теряется ни за партнерами, ни за оркестром.

Елена Гусева, ученица Галины Писаренко и лауреат многочисленных конкурсов, дебютировала в партии Микаэлы. Явный плюс – это сам голос певицы, красивого тембра лирическое сопрано с изрядным драматическим потенциалом. Хотя некоторые верхние ноты певица детонировала, в целом вокальная линия выдержана, и партия спета подобающе. Что же касается образа, то здесь еще работы очень много. С актерской точки зрения Микаэла у Гусевой с самого начала слишком напориста и уверенна в себе, особенно это проявилось в сцене с Хозе в первом акте. Но самое печальное, что образа почти совсем не было в звуке – преимущественно правильном, но безумно скучном. Пока Гусева поет только ноты, но не музыку.

Второй дебютант – Нажмиддин Мавлянов, молодой узбекский тенор, которому в прошлом, первом для него в театре сезоне было доверено целых две премьеры – «Сила судьбы» и «Сказки Гофмана», ставшие удачами певца. Для Мавлянова сама партия дона Хозе не нова – он ее исполнял в родном Ташкенте, однако трактовка Тителя, безусловно, требует другого подхода, несколько отличного от традиционного. С точки зрения актерского образа совершенно отсутствовало ощущение дебюта: словно Мавлянов всегда играл в этом спектакле – настолько естественное и в то же время обдуманное существование в образе он демонстрировал. Певцу весьма удался образ простого парня-рубахи, «взрослеющего» по мере развития событий и приходящего к трагической, единственно для него возможной финальной точке. Вокально образ также вполне сделанный: стилистический достоверный, на хорошем французском языке. Технически певцу удались все сложные места и, хотя партия, не изобилует экстремальными верхами, те верхние ноты, что встречались, были спеты свободно, убедительно и красиво. Лично мне в иных местах (в арии с цветком, в финальной сцене) несколько не хватало яркости звучания – не громкости, а именно яркости. Возможно, это связано с особенностями французской фонетики: в итальянских ролях Мавлянова, в частности, в партии Альваро, всё вполне устраивало.

Среди исполнителей второстепенных партий были и более, и менее удачные варианты. Весьма вялый вокал демонстрировал Дмитрий Кондратков (Моралес), а вот Денис Макаров (Цунига), напротив, порадовал ярким звуком. На высоте были артисты старшего поколения – Вячеслав Войнаровский (Ремендадо) и Валерий Микицкий (Данкайро). Вполне на своем месте была и Вероника Вяткина (Мерседес), а вот Светлана Сумачева (Фраскита), увы, демонстрировала какую-то самодеятельную манеру звукоизвлечения и постоянно «возила» звук.

Оркестр под управлением Вольфа Горелика впечатлял экспрессией, но не всегда был аккуратен. Особенно разухабисто прозвучала увертюра. В дальнейшем маститому дирижеру удалось более-менее «причесать» звучание, и в целом ансамбль между сценой и ямой сложился неплохой.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Кармен

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ