Коротко о разном

Темы: Открытие юбилейного XXX Международного оперного фестиваля имени Ф.И.Шаляпина. 150 лет со дня рождения Ф.Дилиуса. Скончалась Рита Горр.

Открытие юбилейного XXX Международного оперного фестиваля имени Ф.И.Шаляпина

1-3 февраля в Казани состоится премьера новой постановки «Евгения Онегина», приуроченная к открытию юбилейного Шаляпинского фестиваля. Музыкальный руководитель и дирижер – Михаил Плетнев. Режиссер Михаил Панджавидзе. В главных партиях: Онегин - Владимир Мороз и Андрей Григорьев, Татьяна - Амалия Гогешвили и Екатерина Гончарова, Ольга - Елена Максимова, Ленский - Сергей Скороходов, Гремин - Михаил Казаков и другие.

150 лет со дня рождения Фредерика Дилиуса

29 января родился крупный английский композитор Фредерик Дилиус (1862-1934). Уроженец Брадфорда, в юности он уехал в США. В1886-88 учился в Лейпцигской консерватории. Посетил в 1887 году Норвегию, был вдохновлен творчеством Э.Грига. Позднее жил во Франции, где провел, практически всю свою жизнь.

Дилиус – автор шести опер, симфонической и инструментальной музыки, сочинений для голоса, хора и оркестра и др. Прославила его опера «Сельские Ромео и Джульетта», написанная в 1901 году по мотивам одноименной новеллы швейцарского писателя Г.Келлера. Либретто оперы создано его женой Е.Дилиус. Мировая премьера оперы (на немецком языке) состоялась берлинской «Комише опер» в 1907 году и успеха не имела.

Пропагандистом творчества Дилиуса был выдающийся дирижер Томас Бичем, который осуществил английскую премьеру этой оперы в 1910 году в Ковент-Гардене. Однако и это представление, прошедшее всего два раза, провалилось. И только 1920 году после повторной постановки в лондонском театре к сочинению пришел успех. В последующие годы опера ставилась в различных странах. Отметим постановки в Вашингтоне (1972), «Северной опере» Лидса (1979) и др.

Одним из важнейших опусов в его творчестве стала философская «Месса жизни» для хора, баритона и оркестра (1905), на тексты из книги Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Российские меломаны знакомы с этим произведением, исполнявшимся в ММДМ Национальным филармоническим оркестром под управлением В.Спивакова в 2006 году. Среди ярчайших интерпретаторов этого сочинения Д.Фишер-Дискау, певший «Мессу» под управлением Бичема во время своего лондонского дебюта (1951).

В сочинениях Дилиуса, насыщенных пейзажной звукописью, ощущаются влияния Грига, импрессионизма и английского мелоса.

Скончалась Рита Горр

В Испании 22 января на 86-м году жизни скончалась знаменитая бельгийская певица, меццо-сопрано Рита Горр (собств. Маргарита Гейрнаерт). Она родилась в Генте 26 февраля 1926 года. С 1943 училась в Брюссельской консерватории. Дебютировала в 1946 в Антверпене партией Фрикки в «Валькирии» и «Золоте Рейна». Пела в Генте, в 1949-52 в Страсбурге (Кармен, Амнерис, Орфей в «Орфее и Эвридике» Глюка и др.). В 1952 победила на Международном конкурсе в Лозанне. В том же году дебютировала в Гранд-опера (Магдалена в «Нюрнбергских мейстерзингерах). 1952 год стал успешным для певицы. Она с большим успехом выступила в парижской «Опера Комик» (Шарлотта в «Вертере» и др.).

С этих пор карьера Горр шла по нарастающей. В 1958 она впервые поет в Байрёйте (Фрикка) и Ла Скала (Сантуцца). В следующем байрёйтском сезоне выступает в партии Ортруд в «Лоэнгрине» в блестящей постановке под управлением Л.фон Матачича (среди солистов Ш.Конья, Э.Грюммер и др.). В 1959 состоялся ее дебют в Ковент-Гардене (Амнерис). В дальнейшем она еще несколько раз появлялась здесь (сезон 1961/62 – Фрикка; 1962/63 – Ортруд; 1965/66 – Ульрика и Эболи и др.). В 1960 выступает в Ла Скала в «Парсифале» (Кундри), в Неаполе в «Кольце нибелунга» и «Тристане и Изольде» (Брангена). В 1962 на фестивале «Флорентийский музыкальный май» исполняет заглавную партию в «Ифигении в Тавриде», а в Париже Медею в одноименной опере Керубини. В том же 1962 ей покоряется Метрополитен (Амнерис). На главной американской сцене она пела до 1966 (среди партий Сантуцца, Эболи, Азучена, Далила). Среди лучших спектаклей в театре «Аида» с Н.Санти (1962, солисты К.Бергонци, Л.Амара и др.). В 1965 исполняла партию Шарлотты в Карнеги-холле вместе с Н.Геддой в роли Вертера.

После некоторого перерыва в 70-х гг., артистка вновь продолжила активную карьеру в 80-х гг. Среди ее партий в эти годы Мать в «Луизе» Шарпантье, Кабаниха в «Кате Кабановой» Яначека, Иродиада в «Саломее» и др.

Среди лучших достижений певицы роль Мадам де Круасси в «Диалогах кармелиток» Пуленка, которую она исполняла в течение всей карьеры в т. ч. в 1994 (берлинская «Дейче опер»), 1998 (Эссен) и др.

В поздние годы своей карьеры певица с успехом выступала также в партиях Филиппьевны (1995, парижская Опера Бастиль; 1998, барселонский «Лисео»), Графини в «Пиковой даме» (1991, Роттердам, под управлением В.Гергиева с русским составом солистов; 1999, Венская опера под управлением С.Озавы) и др. Последний раз она вышла на сцену в 2006 году в партии Графини.

Горр участвовала в одной из лучших записей «Аиды» с Г.Шолти (Decca, 1961, солисты Л.Прайс, Д.Викерс, Р.Меррилл, Д.Тоцци).

Подготовил Евгений Цодоков

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ