Бельканто, которое мы не потеряли…

Екатерина Лёхина и Георгий Васильев на сцене ММДМ

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Московский международный Дом музыки продолжает представлять столичной публике молодых оперных певцов, наших соотечественников: кого-то из них мы знаем уже очень хорошо, а кого-то – явно еще недостаточно. В декабре, на прошлом концерте соответствующего абонементного цикла, недвусмысленно названного «Звезды оперы ХХI века», мы встретились с Дмитрием Корчаком и Василием Ладюком. В этот раз свое молодое, но уже впечатляюще профессиональное искусство академического оперного вокала продемонстрировали сопрано Екатерина Лёхина и тенор Георгий Васильев. Этот концерт, несомненно, стал еще одним ярким событием из серии «Радость меломана»: его «заветный огонь» оказался способен растопить сердца как самой широкой публики, так и истинных ценителей оперного искусства. И просто хочется не продекламировать даже, а… спеть «Радость безмерная!..», как это делает Собинин в опере Глинки «Жизнь за царя», ибо подобные оперные праздники, когда на сцену выходят молодые и перспективные отечественные вокалисты, в родном Отечестве выдаются всё-таки нечасто.

Екатерина Лёхина, давно уже попав в орбиту международного оперного ангажемента – особенно после своей блистательной победы в 2007 году на конкурсе «Опералия» Пласидо Доминго в Париже (I премия) – и избрав для себя творческую судьбу «свободного художника», сегодня успешно выступает на сценах многих театров и фестивалей Европы и Южной Америки. Вокальный «послужной список» Георгия Васильева, солиста столичного театра «Новая Опера» еще не столь богат, но совсем недавно певец заставил обратить на себя внимание на концертном исполнении «Ломбардцев» Верди в рамках фестиваля «Крещенская неделя» этого года (партия Оронта). Итак, этот молодой и невероятно красивый исполнительский дуэт, согласно заявленной программе концерта, погрузил своих слушателей в звучание красивейших образцов оперной музыки Верди, Россини, Беллини и Доницетти.

В этом чудесном музыкальном плавании солистов сопровождала не очень-то привычная для Светлановского зала Дома музыки команда: на сцене расположился Оркестр Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а место на «капитанском мостике» занял дирижер Феликс Коробов. Отличающийся довольной жесткой дирижерской рукой и чрезмерной аффектацией в отношении оркестрового звучания, своему «творческому принципу» музыкант не изменил и на этот раз. В результате этого увертюра к вердиевской «Силе судьбы», прозвучавшая «вполне правильно», но слишком уж брутально, без всякого намека на романтическую музыкальную приподнятость, тон всему замечательному вечеру в целом задать явно не смогла. Гораздо больше жизни в оркестре было при исполнении вступления к опере «Травиата» Верди, открывавшего второе отделение концерта.

На этот раз чисто симфонических оперных фрагментов исполнялось, вообще, поразительно мало (обычно ведь бывает наоборот!): еще одним (прозвучавшим в середине первого отделения, но по совокупности третьим и последним) стала симфоническая картина «Шабаш» («La Tregenda») из оперы Пуччини «Виллисы». И, пожалуй, именно в этом номере Феликсу Коробову и удалось, наконец, сказать свое весомое дирижерское слово. Что же касается аккомпанемента вокалистам, то здесь дирижер был их явным союзником, подавая каждого певца ярко, выпукло и не задавливая оркестровым звучанием. Понятно, что главное внимание на подобных оперных вечерах в сопровождении оркестра всегда сосредоточено на певцах, поэтому, не теряя ни минуты более, сосредоточим свое внимание на них и мы.

Сама Екатерина Лёхина позиционирует свой голос как лирико-колоратурное сопрано, а своим репертуарным амплуа, наиболее полно соответствующим природе голоса, считает романтическое бельканто XIX века, преимущественно связанное с именами Беллини и Доницетти. С этим невозможно не согласиться, ибо представленные ею интерпретации вокальных фрагментов партий героинь из опер Беллини и Доницетти доставили моменты истинного вокально-артистического удовольствия. Из репертуара Беллини прозвучали сцена сумасшествия Эльвиры из «Пуритан» («Qui la voce sua soave … Vien, diletto, è in ciel la luna») и выходная ария Амины из «Сомнамбулы» («Сare compagne, e voi tenere amici ... Come per me sereno ... Sovra il sen la man mi posa»). Доницетти был представлен выходной арией Линды из оперы «Линда ди Шамуни» (Ah! tardai troppo, e al nostro … O luce di quest’anima»).

Певица владеет поистине ошеломляющей колоратурной техникой, потрясающей филировкой звука и удивительной нюансировкой на mezza voce, а для весьма специфического амплуа лирико-колоратурного сопрано – еще и «полнокровной» выделкой нижнего регистра. Вообще, следует заметить, что для лирико-колоратурного сопрано голос певицы обладает достаточно плотной, насыщенной фактурой, поэтому так изумительно красиво звучит он на piano и на mezza voce, поэтому так легко и естественно он рождает ту волшебную чувственную меланхолию, что заложена и у Беллини, и у Доницетти, музыкальные стили которых выявляют множество точек соприкосновения.

Верхние ноты звучат у певицы также вполне уверенно, благородно красиво и впечатляюще ярко. Одним словом, при исполнении репертуара Беллини и Доницетти природа голоса певицы невероятно органично соответствует вокальным задачам, предъявляемым стилем этой музыки. В одном-единственном номере из оперного репертуара Россини (арии Фанни «Vorrei spiegarvi il giubilo» из «Брачного векселя») звучание верхних нот показалось несколько «тремолирующим», но тем не менее остающимся в рамках профессиональной корректности, а голос исполнительницы для этой «подвижно-дышащей», переливающейся «живыми каскадами» россиниевских фиоритур арии комической героини показался даже слишком большим. Впрочем, это хорошо укладывается в тот факт, что россиниевский репертуар своим Екатерина Лёхина пока не считает. Ее обращение к Россини на этом концерте – своего рода эксперимент, поиск новых форм и средств технической и артистической выразительности. Пожалуй, комический Россини прозвучал у певицы несколько серьезно и основательно, но зато какой головокружительной колоратурой она при этом одарила публику! Так что да здравствует эксперимент!

Георгий Васильев (тенор)

Георгий Васильев начал свое выступление с двух фрагментов опер Верди. С уже апробированной им на практике каватины Оронта из «Ломбардцев» («La mia letizia infondere») и арии Макдуфа из «Макбета» («O figli, o figli miei! Da quel tiranno … Oh, la paterna mano»). Затем продолжил третьим – арией Альфреда из «Травиаты» (спев лишь речитатив и первую часть «Lunge da lei per me non v’ha diletto! ... De’ miei bollenti spiriti» и опустив стретту «Oh mio rimorso!.. Oh infamia!..»), однако завершить выступление исполнением заявленной в программе арии Эдгара из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти так и не решился. А жаль, ведь своими изысканными интерпретациями раннего Верди (ария Альфреда прозвучала достойно, но менее интересно, без изящества) он доставил редкое удовольствие! Красивый, благородный тембр, хотя краски лирического по природе голоса кажутся несколько холодноватыми… Очень «правильное», очень «по-итальянски» выдержанное и вместе с тем очень естественное, практически без надрыва, звуковедение. Очень яркая, ласкающая слух кантилена, хотя голос небольшой и, как показалось, быстро устающий. Но не будем делать поспешных выводов: из curriculum vitae певца можно узнать, что в марте нынешнего года певца ждет американский дебют в партии Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти на сцене Palm Beach Opera (штат Флорида). Так что пожелаем певцу удачи и будем надеяться, что арию Эдгара он нам когда-нибудь еще споет…

Зато в программе концерта прозвучал дуэт Лючии и Эдгара из финала первого акта оперы, номер монументальный, большой, основательно развернутый. И здесь Екатерина Лёхина и Георгий Васильев явили просто восхитительный ансамбль: хотя оба исполнителя эту оперу Доницетти еще не пели на театральной сцене, в этот ее фрагмент они, что называется, «впелись» весьма основательно. Несмотря на свою молодость, Екатерина Лёхина – певица уже достаточно опытная, а вот для Георгия Васильева этот весьма сложный дуэт стал серьезным экзаменом, который он выдержал с честью! Еще в этот вечер мы услышали финальный дуэт Виолетты и Альфреда из «Травиаты» Верди и дуэт Адины и Неморино из «Любовного напитка» Доницетти. С дуэтом из «Травиаты», мало, однако, подходящим, на мой взгляд, для исполнения в концерте, проблем не было никаких. Однако с гораздо бóльшим энтузиазмом я воспринял дуэт из «Любовного напитка» – и в этом шедевре Доницетти ансамбль исполнителей снова оказался на высоте, но закономерно обогатился уже иными артистическими красками: как известно, комическое у Доницетти, в отличие от искрометности Россини, всегда более лирически окрашено, более меланхолично по своей внутренней сущности.

На бис Георгий Васильев просто великолепно исполнил неаполитанскую песню Родольфо Фальво на слова Энцо Фуско «Dicitencello vuie» (1930), больше известной у нас по первой строчке русского перевода «Скажите, девушки, подружке вашей» («Dicitencello a ’sta cumpagna vosta»). Вслед за ним Екатерина Лёхина блеснула исполнением «Поцелуя» («Il bacio») Луиджи Ардити (1822 – 1903), популярного «вальса для пения» («Sulle labbra se potessi dolce un bacio ti darei»). И наконец, в качестве финального аккорда всего вечера прозвучала «Застольная» из «Травиаты». Спрашивается, каким еще номером на бис закончить концерт сопрано и тенора, как не этим?

Но когда подобные концерты неминуемо подходят к своему завершению, всегда немного досадно бывает оттого, что всё уже прошло… Прошло и осталось в скрижалях новейшей музыкальной истории. Но ведь и музыкальным событиям свойственно повторяться, причем – если призвать на помощь философскую теорию диалектической изменчивости и развития – повторяться каждый раз на качественно новом и более совершенном витке их внутреннего профессионально-творческого наполнения. Уверен, что это всецело относится и к героям настоящих заметок. А значит, мы непременно должны будем когда-нибудь встретиться с этими певцами вновь… Возможно, на другой сцене, возможно, при ином ансамблевом раскладе, возможно, и за пределами родного Отечества, но встретимся обязательно! И не ищите аргументы, чтобы меня в этом разубедить…

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ