Оперные джунгли

Премьера «Маугли» в Театре Сац

Премьера «Маугли» в Театре Сац
Оперный обозреватель

Творческая активность Детского музыкального театра имени Наталии Сац после прихода туда на руководство пермяка Георгия Исаакяна поражает: что ни квартал – то премьера. Столько информационных поводов детище великой женщины-режиссёра не давало уже много лет, практически всё двадцатилетие после ухода из жизни основательницы. И вот теперь – такой взрыв творчества! После очевидных удач с собственными «Апельсинами» и купленным в Англии «Пиноккио» в середине марта ДМТ вновь порадовал новой работой. На этот раз выбор пал на оперу Ширвани Чалаева «Маугли», тридцать лет назад специально написанную для коллектива Наталии Сац. Та первая постановка имела немалый успех у зрителей и продержалась в репертуаре долгие годы. И вот – новое обращение.

Рассказать о джунглях Редьярда Киплинга языком музыки – такую непростую задачу для себя когда-то поставил дагестанский композитор Чалаев. Задачу даже можно сказать несколько амбициозную, с вызовом – ведь к тому времени уже более десяти лет как существовал абсолютно выдающийся советский мультсериал на ту же тему, музыку к которому написала не кто-нибудь, а сама София Губайдуллина.

1/6

В творчестве уже тогда знаменитой женщины-композитора, несмотря, казалось бы, на не самый академический формат, музыка к «Маугли» давно и справедливо признана значительной вершиной, неоспоримой удачей – музыкальный контент абсолютно созвучен визуальному, Губайдуллиной удалось создать необыкновенный музыкальный космос, иллюстративный и философский одновременно.

Интерес сразу двух советских композиторов к книге Киплинга в те годы был не случаен: языком сказки, саги можно было говорить о проблемах и ценностях, о которых в те годы вслух уже как-то было говорить не совсем удобно – в стране развитого социализма, оптимистичных рапортов по достижению небывалых рубежей в развитии общественной системы, всякого рода сомнения и искания смыслов жизни явно не приветствовались. Иносказание было единственной формой разговора о вечном, о несиюминутном – и разные виды искусства обращались к притчам, былинам, мифам.

Опера Чалаева – произведение для детской аудитории. Но проблемы, которые она поднимает, совсем недетские. По сравнению со знаменитым мультфильмом либретто Роксаны Сац намного жёстче, бескомпромисснее, трагичнее, по сути, значительно ближе к Киплингу, а, может быть, даже острее самой «Книги джунглей». Мир животных так и не становится для человека родным, жестокая конкуренция, которая там царит, несовместима с дружбой, благородством, преданностью. Лишь некоторые персонажи – волчица-мать Ракша, вожак стаи Акела, медведь-наставник Балу, великолепная пантера Багира – по-настоящему любят Маугли-Лягушонка, для остальных он навсегда остаётся чужаком.

Жестокость мира джунглей иносказательна: на самом деле речь в опере идёт, конечно же, о социуме, об обществе человеческом. И музыка Чалаева, рисующая мир джунглей (настоящих или каменных? – кто знает!), прекрасно выражает в звуках эти сложные и напряженные отношения. Музыка Чалаева по большей части не ласкова, не напевна, жестка и диссонансна, звуковая среда агрессивна, слушая оперу, просто физически ощущаешь, насколько опасен и коварен этот мир. Даже немногочисленные лирические фрагменты полны внутреннего напряжения, в эту лирику до конца не веришь. В этой музыке, энергетически ёмкой, сконцентрированной эмоционально, много какой-то первозданной свободы, стихии и дикарства. Уроженцу гор, музыканту, всю жизнь связанному с архаичным мелосом Кавказа, наверно, выразить такой мир было естественно – и удивительный и страшный мир нашел совершенно адекватное выражение в резких, ершистых, порой унылых как вой шакала, звуках.

Вокальные партии полны речитации. Свет, юмор, игровой момент – редкие гости в этой опере, оттого они особенно ценны. Таковы, например, темы оленя и ланей, редких обитателей джунглей, не причиняющих зла никому – через танец и балладные интонации в вокальных партиях передает Чалаев мир этих редких в жестоком мире леса добряков.

Новая постановка Александр Федорова усиливает эти мотивы оперы: сказка получается достаточно мрачной, светлого в ней мало. Тема очеловечивания жестокого мира, глубоко гуманистическая в своей основе, наличествует, но не выражена ярко – она явно проигрывает тёмному колориту джунглей. В центре сценографии Эрнста Гейдебрехта руины поглощённой лесом древней цивилизации – огромная каменная голова человекоподобного божества обвита лианами, едва различима. Она заброшена и одинока в этом лесу – как, впрочем, и Маугли одинок в чужом для него, так и не ставшем ему родным, мире. Джунгли пугают, но по-своему они прекрасны – мастер сценографии Гейдебрехт не воспроизводит их дотошно, но всего несколькими значимыми элементами, штрихами создает эту загадочную реальность.

Исполнение оперы не лишено недостатков, но в целом вполне приемлемо. Главные трудности для вокалистов – сам музыкальный язык оперы, экспрессивный, провоцирующий к аффектации и даже крику, а также, увы, не самая благоприятная акустика зала. Подзвучка, которая используется в театре, всех проблем не решает, более того, временами создаёт дополнительные – баланс между сценой и ямой, между отдельными позициями на сцене далёк от идеала. С объективными трудностями на премьерном спектакле в целом успешно боролись Владислав Голиков (Маугли), Николай Косенко (Акела), Ольга Толоконникова (Ракша), Юрий Дейнекин (Балу), Ольга Спицына (Багира), Олег Банковский (Шер-хан) и др.

Музыкальное руководство осуществил молодой дирижёр Константин Хватынец. Ему в целом удалось представить партитуру динамично и заинтересованно, с яркими звуковыми контрастами и колористическим разнообразием тембров. Впереди у Театра Сац – совсем серьёзная работа: в конце апреля здесь впервые будет поставлена «Иоланта», ещё одна сказка с совсем недетским смыслом.

Автор фото — Елена Лапина

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Детский музыкальный театр

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ