Мэрилин Монро и Кинг-Конг на сцене Оперы Бастилии

«Средство Макропулоса» в Париже

«Средство Макропулоса» в Париже
Оперный обозреватель

Вокруг этой постановки, которая впервые была показана на сцене Оперы Бастилии в 2007 году с другим составом певцов, заранее было очень много пиара: афиши висят на всех столбах и станциях метро. Ещё бы! Не так часто увидишь на сцене эту оперу чешского композитора Леоша Яначека. Безусловной удачей постановки стала работа дирижёра Сюзанны Мэлкки.

С тех пор, как Юрий Хатуевич Темирканов в нашей беседе категорически утверждал, что женщина не может быть дирижёром, я с особым пристальным вниманием наблюдаю те постановки, которыми дирижируют именно женщины.

Родившаяся в Финляндии и проработавшая дирижёром ансамбля «Интерконтампорен» с 2006 года, Сюзанна Мэлкки специализируется на современной музыке.

Для неё музыкальная ткань Яначека не представляла никакой проблемы, поскольку у Сюзанны огромный опыт дирижирования произведениями композиторов ХХ века. В ХХ веке композиторы изобрели такое бесконечное разнообразие нотописи, композиторских техник и инструментальных составов, что дирижёр, годами с этим успешно справлявшийся, в дальнейшем совладает с нотным текстом любого уровня сложности. Для этого дирижёра опыт оперной постановки в «Гранд-опера» с большим симфоническим оркестром и солистами был первым, очень удачным. Будем надеяться, что за этим последуют дальнейшие приглашения её в качестве оперного дирижёра. Благодаря ей вся музыкальная, т.е. главная составляющая оперы была на высоте и совершенно безупречна.

Сюжет комедии Карела Чапека очень актуален: речь идёт о вечной молодости и красоте, на которую современные люди тратят лошадиную долю своего дохода и массу усилий. Главная героиня, прожив на свете 337 лет, почувствовав себя утомлённой, приехала в город, где в её бывшем доме спрятан рецепт живой воды: средства, придуманного её отцом, придворным императорским лекарем Макропулосом, задуманного, как продление жизни императора. Шестнадцатилетнюю Элину отец использовал в качестве подопытного кролика. В то время, как она неделю лежала в коме и средство действовало, потерявший терпение император казнил её отца за измену и она осталась единственной пользовательницей молодящего средства.

Пока Элина-Эмилия разводит интриги для того, чтобы завладеть рецептом приготовления средства и продлить себе жизнь ещё на триста лет, она осознаёт, что за это время ей на самом деле страшно надоело жить и решает спокойно умереть. Перед тем, как писать оперу, Яначек не удосужился создать либретто, а писал музыку по театральной пьесе, что оперному жанру противопоказано, поскольку испокон веков форма коммуникации оперы с публикой держится в ариях и даже в ансамблях на монологическом принципе, а театральная пьеса для поддержания темпа – на диалогах.

Из-за того, что вся музыкальная ткань, кроме заключительной арии умирающей Эмилии Марти – Элины Макропулос в самом конце, до которого ещё надо дожить, состоит из обмена короткими репликами и перекличек отдельных фраз между персонажами и оркестровыми инструментами, ни об одном певце нельзя понять, что он из себя представляет. В этих коротких полуречитативных возгласах невозможно услышать особенности голоса. Потом в голове у слушателя не остаётся ничего, кроме смутного впечатления о какой-то звуковой мешанине, вполне себе тональной, но на редкость занудной.

Только в самом конце, сражённая внезапной старостью и немощью, Эмилия наконец-то долго поёт в одиночестве, попав в оперный штамп, по которому дольше всего поёт умирающий персонаж либо с кинжалом в груди, либо сражённый чахоткой, как водится, то ложась, то ползая на четвереньках, то опять ложась. Вот тут-то и случаются самые долгие и распевные многочастные арии, которые так сложно сделать правдоподобными. Но это милая особенность оперного жанра, который все знают и прощают.

Исходя из всего сказанного могу только перечислить исполнителей, не давая им никаких индивидуальных оценочных категорий. Партию Эмилии Марти исполнила сопрано Рикарда Мербет, Атиллы - румынский тенор Альберт Грегор, Ярослав Прус - французский бас-баритон Винсен ле Тексье, Доктор Коленатый - немецкий баритон Йохен Шмекенбехер, Витек - тенор Андреас Конрад, Криста - канадская меццо-сопрано Андреа Хилл, Янек - чешский тенор Ладислав Элгр, Хаук Сендорф - британский тенор Риланд Дэвис. Весь этот интернациональный состав героически выучил чешские партии и на высоком профессиональном уровне их исполнил.

Режиссёрским решением Кшиштофа Варликовского стало смешение на сцене театрального и киножанров. Отношение к оперной увертюре – это вообще лакмусова бумажка отношения режиссёра к музыке. Что он сделает? Даст увертюре отзвучать при закрытом занавесе, как хотели композиторы, доверяя публике, и было принято в оперной традиции испокон веков? Использует для миманса в русле своей дальнейшей режиссёрской концепции? Или устроит на сцене бессмысленную «движуху» с посторонними шумами.

Режиссёр решил вопрос кардинально: музыку увертюры низвёл на роль киномузыки для видеоролика, смонтированного французским видеоартистом Дени Гегином, закрутившегося на огромном экране с первой секунды. Музыка стремительная, ну и на экране машины несутся. Куда попали, в кинотеатр или на оперу не понятно. Забегая вперёд, могу сказать, что поскольку увертюра в опере только одна, а замысел режиссёра существует сам по себе, то последующие киноролики крутились вообще в гробовой тишине за нехваткой музыки, под застенчивое поскрипывание механизма, утаскивающего со сцены писсуары и унитаз.

В своей режиссёрской задумке Варликовский совершенно не учёл оперные реалии и возможности исполнителей. А если не считаться с человеческим фактором, вряд ли концепт будет воплощён убедительно. По ассоциации цифр возраста (Элина-Эмилия утверждает, что ей 34 года), режиссёр решил перенести на оперную сцену Мэрилин Монро, умершую в возрасте 34-х лет и поразмышлять, что бы было, если бы она осталась жива. Сразу после пересмотра во время увертюры, на огромном экране монтажа из хроники Монро, на сцене появилась исполнительница главной партии, под Монро загримированная и одетая в знаменитое белое платье. Почти сразу снизу задул вентилятор и долго и скучно задирал ей юбку.

Видите ли, есть такая профессия как трансформист. Актёры, избравшие для себя объект для подражания, годами изучают каждую подробность мимики и жеста своего идеала, и годами же делают огромные усилия, чтобы эту мимику и жесты перенять. И не всегда это получается. Есть другая профессия – стриптизёрша. Для того, чтобы эстетично и красиво раздеться, девушки, как правило, пришедшие из хореографии или спорта, во-первых поддерживают своё тело в идеальной форме, а во-вторых овладевают мастерством стриптиза долго, упорно и, опять же, не всегда удачно.

Идея потребовать от зрелой оперной певицы Рикарды Мербет перевоплощаться сначала в Мэрилин Монро, потом в Фэй Рэй, затем ещё в какую-то голливудскую звезду тридцатых годов и при этом несколько раз за спектакль раздеваться и переодеваться на авансцене, заранее была обречена не недоумённую реакцию публики и смешки в зале. Всё-таки каждый должен заниматься своей профессией. Известный румынский оперный режиссёр Андрей Щербан тоже занимается на сцене смешением жанров индустрии зрелищ, но когда ему требуются гимнасты, он приглашает гимнастов, а не пытается научить хор стоять на голове. Если Варликовский будет учитывать специализацию артистов и с ней считаться, замысел не будет оставаться замыслом, а сможет обрести адекватное воплощение. Что касается вокальной стороны партии, то Рикарда Мербет была великолепна.

Фото: Opéra national de Paris / Mirco Magliocca

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Опера Бастилии

Театры и фестивали

Леош Яначек

Персоналии

Средство Макропулоса

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ