«Любовный напиток» с новым вкусом

«Любовный напиток» с новым вкусом
Специальный корреспондент
И в наш вечер дебютов, к «несчастью» дебютантов, но к удовольствию зрителей, неутомимый бас на сцене был, и не просто был, а творил свое, признаемся честно, великолепное шоу, не считаясь с остальными участниками. Не знаем, дирижер ли не посчитала нужным накладывать на голосистого и гиперработоспособного артиста какие-то дисциплинарные шоры, или это было заведомо бесполезно, но Степановича было много. И это было эффектно и весело.

В день рождения Гаэтано Доницетти 29 ноября Московский Академический Музыкальный Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко дал представление оперы «Любовный напиток» с вводами двух новых солистов. Лилия Гайсина впервые исполнила партию Адины, Артем Сафронов – партию Неморино.

Гений бельканто написал «Любовный напиток» в 1832 году всего за две недели, либретто оперы создал Феличе Романи на основе французского либретто Эжена Скриба для оперы Даниэля Обера «Любовное зелье» и тоже в крайне сжатые сроки. Почему опера по сей день является одной из самых популярных – загадка, над которой могут долго биться музыковеды. А простой слушатель всегда с готовностью наслаждается оптимистическим сюжетом и сладкими, как зрелый итальянский фрукт, мелодиями.

Премьера «Любовного напитка» на сцене театра Станиславского состоялась 24 июля 1998 (дирижер-постановщик Вольф Горелик, режиссер-постановщик Людмила Налетова, художник-постановщик Виктор Архипов). По меркам нашего времени постановку можно смело отнести к числу «долгожителей» сцены, однако несмотря даже на то, что постановочные решения исходно были выбраны в умеренно консервативном стиле, спектакль не производит впечатление устаревшего. Хороший вкус маэстро не позволил пробиться пошлости в музыкальную часть (хотя кажущаяся простота материала к тому очень располагает, и некоторые, особенно региональные театры в ловушку попадаются), а дама-режиссер не допустила ничего фривольного в сценическом воплощении (хотя сюжет, опять же, благоприятствует вольностям). Да и сценография, раньше казавшаяся несколько пестроватой, избыточно живописной, мало выделяющей фигуры солистов из общей цветовой мешанины – по меркам оперного дня сегодняшнего, с его преувеличенно мрачными красками, кажется празднично яркой, дающей глазу приятный отдых от заполонившей все сцены темноты.

Сегодня наследницей Вольфа Горелика за пультом спектакля стала Мария Максимчук, и исполнение стало немного иным. Не то чтобы темпы сделались существенно медленнее на самом деле, но субъективно воспринимаются как замедлившиеся, ушла грациозная оживленность, ажитация и контрастность, появилась спокойная основательность, стало больше внимания к лирической стороне, кантилене. Ну и, разумеется, чтобы обновление было полным, должны были влиться и новые силы солистов-вокалистов.

Ввод нового певца в сложившийся спектакль – всегда стресс и для артиста, и для спектакля. В нашем же случае дополнительный фактор – то, что составы «Любовного напитка» в театре Станиславского делятся два неравнозначных варианта: с Дмитрием Степановичем в партии мошенника-целителя Дулькамары и без него. Когда в составе Степанович, он занимает собой все сценическое пространство, дает мощную эмиссию звука, производит много движения, актерской импровизации, в общем, так цепко держит внимание на себе, что непосвященному зрителю уже вообще может быть не важно, кто как поет. Ну кто еще, кроме него, так споет белькантовую "загогулину", не просто жонглируя, а удерживая вертикально на переносице металлический сачок во время звукоизвлечения?! Когда же в составе его нет, зритель начинается интересоваться и остальными героями.

И в наш вечер дебютов, к «несчастью» дебютантов, но к удовольствию зрителей, неутомимый бас на сцене был, и не просто был, а творил свое, признаемся честно, великолепное шоу, не считаясь с остальными участниками. Не знаем, дирижер ли не посчитала нужным накладывать на голосистого и гиперработоспособного артиста какие-то дисциплинарные шоры, или это было заведомо бесполезно, но Степановича было много. И это было эффектно и весело.

Увы, на его фоне потускнели эполеты не только у тенора-дебютанта Артема Сафронова (Неморино), что еще объяснимо (чтобы попытаться уравновесить такого Дулькамару, нужен, как минимум, звонкий и не менее работоспособный Сергей Балашов), но и у «проверенного» баритона Арсена Согомоняна (Белькоре). Увы, буффо из серьезного лирико-драматического баритона Согомоняна в этот вечер не вышло, как ни украшал он свой выход почти лезгинкой, как ни обнимался с девушками, как ни красовался сбалансированным «ученым» звуком – смотрелся поначалу его герой практически таким же скучным занудой, как и Неморино. Но тому-то это ролью предписано! А задачу баритона Доницетти видел зажигательно-комической. Впрочем, на мужском дуэте во втором акте, все-таки баритон выиграл не только по содержанию, но и по качеству вокала. Что же касается Сафронова, то однозначно оценить дебют сложно – конечно, проделана огромная работа, и, учитывая, насколько голос его по природе далек от итальянского бельканто, успехи достигнуты вдвойне значимые. Но вот до целостного положительного результата партию еще какое-то время нужно будет впевать. Особенно проблемной, как ни парадоксально, на наш взгляд, была сверхзнаменитая "Una furtiva lagrima", после которой субботний зритель, конечно, обильно аплодировал, но больше Доницетти, чем певцу.

У Лилии Гайсиной (Адина) дела обстояли значительно лучше. Как мы помним, по сюжету Адина оказалась единственной в селении, способной противостоять прохвосту Дулькамаре – в этот раз так вышло и по вокалу. Техничные белькантовые пассажи – это то, что можно и нужно совершенствовать до бесконечности, но и сейчас они уже легли на голос солистки, а яркие высокие ноты – ее неоспоримое богатство. Из минусов – иногда певице изменяло чувство ансамбля, и отдельные звуки были слишком резкими на фоне партнеров. Какими-то смазанными получились куплеты с доктором, но даже не столько вокально, сколько в этот момент переборщили с декоративным дымом на сцене. Ну а в целом, стройная красавица-блондинка в главной партии, сочетающая вокальный дар с женским шармом – это всегда козырь спектакля, если нужно, чтобы он понравился мужской части аудитории.

В остальном же, хочется пожелать постановке еще долгих лет жизни, выстоять в условиях, когда театр вынужден понемногу чистить репертуар от хороших старых спектаклей. Он действительно добрый, смешной и запоминающийся. Можно забыть неудавшуюся нотку певца или случайный кикс инструменталистов, но спускающийся с неба светящийся «пепелац» в форме бутылочки с доктором Дулькамарой на борту, его помощников-гуманоидов, Адину, запрягающую воздыхателей в повозку, и конечно, сачок, балансирующий на переносице поющего вокалиста – помнить будут. Ведь сейчас, как никогда, хочется приходить в оперу за радостью, удивлением и праздником.

На фото: Лилия Гайсина — Адина, Артем Сафронов — Неморино

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ