Джакомо Пуччини в Буэнос-Айресе

Джакомо Пуччини в Буэнос-Айресе
Оперный обозреватель
Если на сегодняшний день Аргентинe трудно похвастаться выдающимися достижениями в экономике, то в начале XX века она находилась в числе наиболее успешно развивающихся стран. Помимо интенсивного сельскохозяйственного и промышленного роста в ней наблюдалась по-настоящему кипучая культурная жизнь, особенно в опере. Что, собственно говоря, совсем не удивительно, так как эмигранты из Италии составляли бóльшую часть населения.

Города – как люди, всегда с гордостью вспоминают о встречах с выдающимися личностями. Рассказывая о них, они вольно или невольно ощущают себя приближeнными к их славе. Так, например, Буэнос-Айрес очень гордится тем, что в 1905 году его посетил итальянский композитор, великий Джакомо Пуччини.

Если на сегодняшний день Аргентинe трудно похвастаться выдающимися достижениями в экономике, то в начале XX века она находилась в числе наиболее успешно развивающихся стран. Помимо интенсивного сельскохозяйственного и промышленного роста в ней наблюдалась по-настоящему кипучая культурная жизнь, особенно в опере. Что, собственно говоря, совсем не удивительно, так как эмигранты из Италии составляли бóльшую часть населения.

В то время, когда в 1888 году был закрыт старый оперный театр «Колон», расположенный на Пласа-де-Майо, а до инаугурации нового, поныне действующего на улице Либертад, оставалось ровно двадцать лет, в Буэнос-Айресе действовал добрый десяток других музыкальных театров. Среди них ведущим считался Театр «Опера». За право постановок с «Оперой» соперничали театры «Политеама», «Сан-Мартин», «Одеон», «Насьональ», «Виктория». Следует отметить, что на тот момент в Аргентине уже сложилась традиция ангажировать музыкальных знаменитостей со всего мира, благодаря чему в начале прошло века в Буэнос-Айресe в числе других побывали Пьетро Масканьи, Энрико Карузо, Артуро Тосканини, Фёдор Шаляпин, Камиль Сен-Санс, Рихард Штраус .

Джакомо Пуччини исполнилось 46 лет, когда газета «Ля Пренса» пригласила его посетить аргентинскую столицу, полностью оплатив дорогу, a также гонорар в размере 50.000 франков. 1 июня 1905 года Пуччини и его жена Эльвира прибыли в Генуэзский порт, чтобы взойти на борт трансатлантического парохода «Томассо ди Савойа», отплывающего в Южную Америку. Путешествие продлилось три недели, и 23 числа «Савойа» вошла в порт Буэнос-Айреса. Ни плохая погода, ни дождь и плотный туман не смогли сдержать ликование восторженной толпы. Встречающих знаменитого итальянца было так много, что полиция и матросы были вынуждены организовать живой кордон, чтобы никто из присутствующих не упал по неосторожности в воду. После исполнения необходимых формальностей кортеж, утопаемый в цветах и окружённый флагами национальных, музыкальных и всевозможных итальянских обществ, начал медленное продвижение по направлению к дому № 575 на Авениде де Майо, где Пуччини были приготовлены апартаменты на время визита. Среди огромного числа сопровождающих находились эмигранты из Италии, члены городского хорового общества, военный оркестр из 60 музыкантов, кружок мандолинистов, и проч., проч. Поражённый таким небывалым энтузиазмом поклонников, Пуччини объявил о подписании автографов. За каждый автограф, оставленный на почтовой открытке, он собирал по одному песо в помощь пострадавшим от случившегося накануне его приезда наводнения, а также в фонд местного Итальянского госпиталя.

Центральная газета «Ля Насьон» так описывала Пуччини: «Cреднего роста, прост в одежде, с живым и выразительным лицом. Волосы растрёпанные, с проблесками седины. Публику приветствует дружелюбно и открыто, без каких-либо церемоний. При ходьбе всё ещё заметны последствия аварии, случившейся с ним в прошлом году во время автомобильного тура».

В перерывах между посещениями Президента Мануэля Кинтаны и министра народного просвещения Хоакина В. Гонсалеса Пуччини присутствовал на «Богеме», поставленной в его честь в Театре «Опера». Публика была в восторге, и композитор был вынужден выходить на сцену 20 раз, чтобы ответить на нескончаемые крики «Браво!» После спектакля благодарная толпа провожала композитора до дома, в то время как один из поклонников пел арию ‘Che gelida manina’. В компании сопровождающих находились прославленный итальянский дирижёр и композитор Леопольдо Муньоне (первый дирижёр «Тоски»), сопрано Розина Сторкио (первая Мадам Баттерфляй) и тенор Джованни Дзенателло (первый исполнитель роли Рудольфа из «Богемы»).

8 июля 1905 года, в присутствии автора, была дана мировая премьера новой редакции оперы «Эдгар», которую Пуччини завершил в Буэнос-Айресе. Актёрский состав включал Джованни Денателло (Эдгар), Рину Джакетти (Фиделия), Джаннину Русс (Тиграна), Энрико Нани (Франк) и Эрколани Ренато (Гуальтьеро). Оркестром дирижировал Леопольдо Муньоне. И хотя в спектакле принимало участие такое количество знаменитостей, исполнение оказалось не очень успешным. Да это и не мудрено, так как согласно очевидцам, у певцов перед премьерой была всего одна единственная репетиция. По окончании спектакля Пуччини произнёс: «Такое можно увидеть только в Америке!» Очевидно, что по столь двусмысленному высказыванию трудно судить об истинных чувствах композитора по поводу качества выступления.

Согласно музыкальным программкам, сохранившимся в архивах, в театральном сезоне 1905 года в Театре «Опера» состоялось 55 спектаклей. Репертуар включал «Риголетто», «Аиду» и «Бал-маскарад» Верди, «Фауста» и «Ромео и Джульетту» Гуно, «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Манон» Массне, «Дон Паскуале» Доницетти, «Лорелею» Каталани, «Амику» Масканьи, «Вита Бреттона» Леопольдо Муньоне и, конечно, лучшие оперы Пуччини, прошедшие за сезон в общей сложности 19 раз. Газета «Эль Диарио», от 1-го июля, иронизировала: «По вине Пуччини весь город завешан афишами «Toски», «Богемы» и «Манон Леско». Позапрошлым вечером «Тоску» ставили в «Политеамe», сегодня снова она, но теперь уже в театре «Опера». Даже в салонах для чистки обуви патефоны с неистовой настойчивостью распевают ‘Е lucevan le stelle’, а на углах шарманки нестройно тянут ‘Vissi d'arte’. Из домов, в которых имеется пианино, разносится ‘Recondita armonía’, а каждый бродягa на улице не упустит возможность выпалить встречному ‘Mi chiamano Mimí’.

Пуччини посещает центральную часть города Реколета, зоопарк в Палермо, загородную зону отдыха на реке Парана, присутствует на футбольном матче между английской командой «Nottingham Forest» и «Liga Argentina», а также наведывается в штаб-квартиру местной полиции, где его заинтересовывает устройство для подделки денежных знаков, конфискованное у фальшивомонетчиков. В один из дней гостю устраивают поездку по Буэнос-Айресу на трамвае, чтобы тот смог посмотреть основные достопримечательности города. В трёх эксклюзивных вагонах, оборудованных компаниями «Бельгранo» и «Ла Капиталь», он со свитой приглашённых совершает экскурсию на Пласа-де-Майо. Едет по Авениде Ривадавия к площади Флорес и обратно возвращается по Авенидам Кальяо и Санта-Фе. Программа также включала поездку на Ла-Бока – в историческую часть города, но после более чем трёхчасового путешествия маэстро чувствовал себя уставшим, поэтому, извинившись перед всеми, он вернулся домой. Однако, на следующий день признался журналистам, что прогулка на трамвае произвела на него неизгладимое впечатление и что Буэнос-Айрес является однoй из самых замечательных столиц мира.

Помимо путешествий по городу, для Пуччини организовали выезд в провинцию. Зная, что Маэстро большой любитель охоты, ему предоставили возможность поохотиться в местном лесу. В «Торре дель Лаго» до сих пор сохранилось охотничье снаряжение композитора. Пуччини выехал с железнодорожной станции Ретиро в специальном вагоне со спальной комнатой. Во время движения поезда запускались ракеты и петарды, а военный оркестр исполнял аргентинский и итальянский гимны.

Встреч и вечеров было столько, что все просто невозможно упомянуть. Вот только некоторые из них: 4 июля композитора пригласили на сарсуэлы «Богемa» Амадео Вивесa и «Сан-Хуан-де-Люз» Вальверде Кинито, представленныe компаниeй Луисa Алкалý в Театре де ла Комедия. 14 июля – банкет, организованный музыкантaми, композиторaми и дирижёрaми Аргентины, 27 июля – другой банкет, на этот раз в честь эмигрантов из города Лукки – родного города Пуччини; 30 июля – концерт в Tеатре «Одеон», где дирижировал известный аргентинский композитор Альберто Уильямс. И, наконец, последний из 72-х банкетов прошёл в Золотом зале газеты «Ля Пренса», 7 августа 1905 года, где Розина Сторкио, Джованни Дзенателло, Эудженио Джиральдони и Адам Дидур пели отрывки из произведений Пуччини. После этого композитора сопроводили в порт. На борту парохода «Венус» он прослезился, прощаясь с многочисленными провожающими. А огромный рефлектор светил пароходу до тех пор, пока тот не скрылся за горизонтом.

Навряд ли кто-нибудь из поклонников догадывался о скрытом мотиве приезда композитора: Пуччини хотелось разузнать (к сожалению, безрезультатно), где находится могила его горячо любимого младшего брата Микеле, который в 1889 году покинул Италию и отправился в Буэнос-Айрес в поискax новых горизонтов. Пребывание Микеле было кратким: в 1891 году он заболел жёлтой лихорадкой и умер в возрасте 27 лет.

Известно, что Микеле Пуччини тоже занимался музыкой. Из сочинённого им 24-тактного «Скерцо» Пуччини использовал мелодию, которую поёт Каварадосси во 2-м акте «Тоски» – ‘l’alba vindice appar’. А в начале того же акта Скарпиа из окна слышит музыкантов, играющих гавот в Палаццо Фарнезе. Этa пьеса тоже былa написана Микеле.

На фото: Джакомо Пуччини

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Джакомо Пуччини

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ