ТЕМА НЕДЕЛИ

Седьмое белорусское оперное путешествие. Гала-концерт

Евгений Цодоков
Главный редактор
С завидным постоянством организаторам Минского форума удается приглашать на традиционный завершающий гала-концерт мастеров оперного искусства высокого класса. При этом имена не повторяются, всегда находятся новые, которых еще слушать не доводилось. Конечно, не все 24 номера двух отделений масштабного концерта были равноценными на нынешнем празднике оперного вокала, но среди артистов 16 стран оказалось достаточно много прекрасных исполнителей, искусство которых доставило удовольствие, как широкой публике, так и взыскательному меломану. Расскажем о лучших.

Во второй части своих впечатлений о VII Минском международном Рождественском оперном форуме речь пойдет о большом Гала-концерте, венчавшем насыщенную фестивальную неделю. Наряду с приглашенными солистами из разных стран в нем выступили четыре лауреата завершившегося накануне форума III Минского международного Рождественского конкурса вокалистов.

1/2

Часть 2. Гала-концерт

С завидным постоянством организаторам Минского форума удается приглашать на традиционный завершающий гала-концерт мастеров оперного искусства высокого класса. При этом имена не повторяются, всегда находятся новые, которых еще слушать не доводилось. Конечно, не все 24 номера двух отделений масштабного концерта были равноценными на нынешнем празднике оперного вокала, но среди артистов 16 стран оказалось достаточно много прекрасных исполнителей, искусство которых доставило удовольствие, как широкой публике, так и взыскательному меломану. Расскажем о лучших.

После интродукции концерта, где в исполнении оркестра Большого театра Беларуси под управлением маэстро Андрея Галанова ликующим маршем прозвучал финал увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини, началась сольная его часть. И началась с превосходного исполнения эстонской певицей Хелен Лепалаан каватины Розины из «Севильского цирюльника». Исполненная истинно россиниевского духа, лишенная всякого рода излишних разудалых сопрановых «побрякушек» в духе алябьевского «Соловья», каватина в устах меццо-сопрано из Прибалтики звучала с превосходным сочетанием академической точности и элегантного благородства. Все до единой аккуратно допетые ноты с небольшими и вполне уместными для россиниевских времен вариациями, точно выверенные нюансы и темпы – вот те музыкальные впечатления, которые можно было вынести из этого донельзя заезженного шлягера, прозвучавшего на удивление свежо.

Удовольствие доставил своим колоритным басом и качественной артикуляцией Кирилл Борчанинов из Узбекистана, спевший хрестоматийную арию Аттилы из одноименной оперы Верди технично и в истинно итальянском духе.

Среди наиболее ярких впечатлений 1-го отделения – лауреат 3-й премии III Минского конкурса вокалистов Зарина Абаева из России. Ее интерпретация арии Леоноры «Pace, pace…» из вердиевской «Силы судьбы» оказалась невероятно притягательной. Блестящее владение красивым и насыщенным, но, в то же время, мягким голосом, выразилось в удивительной плавности и изощренной филировке звука. Четкие октавные мелодические переходы, впечатляющие динамические оттенки – диминуэндо и крещендо, чудесное пиано, точные вердиевские сon dolore, con enfasi и др. указания, и, наконец, проникающий в душу финальный си-бемоль – все это свидетельствует об образцовом, мастерском исполнении. Совершенно очевидно, что у Абаевой блестящее будущее.

Безусловно, все ждали выступления обладателя Гран-при III Минского конкурса вокалистов армянского тенора Тиграна Оганяна, полюбившегося широкой публике также за яркие выступления в телевизионном конкурсе-шоу «Большая опера». Оганян не подвел ожиданий, уверенно, чисто и технично исполнив Песенку Герцога из «Риголетто». Впрочем, с большого таланта и большой спрос, поэтому выскажу замечание, а скорее пожелание молодому певцу. Он, как я полагаю, не всегда правильно подбирает репертуар. Эта мелодически доходчивая ария, кажущаяся стилистически несложной, на самом деле достаточно коварна – здесь нужна особая непринужденность звуковедения и сценической манеры. А у Оганяна была видна работа, он напрягался, стараясь произвести наиболее благоприятное впечатление на публику, словно доказывая со всем своим юношеским задором – вот какой я мастер. В результате, из образа Герцога улетучилась беспечная легкость и вальяжность опытного ловеласа. Полагаю, что в данном случае сказался недостаток артистического опыта, что, безусловно, дело наживное.

Мои замечания по поводу Герцога, представленного молодым армянским тенором, могут показаться чрезмерными придирками на фоне этого же героя у болгарского певца Даниэля Дамянова. Его хрипловатый по-веристски форсирующий звук Герцог выглядел чужеродным на фоне партнеров по Квартету из «Риголетто» – франко-итальянского сопрано Франчески Сортени (Джильда), уже упоминавшейся Хелен Лапалаан (Маддалена), а также баритона из Литвы Дайнюса Стумбраса, из-за чего в целом неплохо прозвучавший эффектный концертный номер потерял значительную долю ансамблевой гармонии.

Во втором отделении, начавшемся вихревой, исполненной истинного моцартовского блеска увертюрой к «Руслану и Людмиле» Глинки, хороший зачин сделал казахский баритон Талгат Мусабаев. Его Елецкий звучал благородно, как и подобает подлинному князю. Певец не переусердствовал с излишней чувственностью, явив публике все достоинства своего бархатного голоса и интонационного мастерства.

Чистой и безыскусной, может быть, чуть-чуть слишком аккуратной в отстраненности своего образа выглядела безумная Марфа из «Царской невесты» в трактовке украинской сопрано Юлии Лысенко, обладательницы приятного лирического голоса.

Кто же не знает белорусскую примадонну Оксану Волкову, яркую Кармен, давно зарекомендовавшую себя наилучшим образом на международной арене! И в этот день она блистала, на этот раз зрелой и мастерской трактовкой Романса Сантуццы из «Сельской чести», исполненном на одном дыхании и с впечатляющей экспрессией.

Еще одно меццо-сопрано, на этот раз Анна Любаньска из Польши, мастерски, музыкально осмысленно спела арию Принцессы Буйонской из «Адрианы Лекуврер». Хорошо озвученные низы в сочетании с ясными верхними нотами создавали тот необходимый звуковой объем, который свойственен этой амплитудной по мелодике и эмоционально насыщенной музыке Чилеа.

Нечасто исполняемую в последнее время арию Лионеля из «Марты» Флотова выбрал для концерта лауреат 2-й премии III Минского конкурса вокалистов Александр Михнюк из Белоруссии. Редкостная по красоте мелодия, к тому же озвученная в итальянской редакции (а не в немецком оригинале), прозвучала в его устах привлекательно. Это был тот самый случай, когда правильно сделанный репертуарный выбор усиливает впечатления от собственно голосовой природы исполнителя.

Антон Зараев из России предсказуемо добротно и со знанием дела исполнил Романс Вольфрама из вагнеровского «Тангейзера». Эту партию он с успехом поет в Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Несколько стушевавшаяся в первом отделении в Квартете из «Риголетто» рядом с агрессивным Герцогом из Болгарии, Франческа Сортени (Италия-Франция) раскованным и очень милым голоском проворковала столь любимую в концертах и ни к чему особо не обязывающую арию Лауретты из «Джанни Скикки».

Болгарин Даниэль Дамянов, выйдя на сцену во втором отделении, несколько реабилитировал себя после брутального Герцога, спев надрывное ариозо Канио из «Паяцев». Буря страстей получилась, но этого, все-таки, маловато для безоговорочного успеха.

Гвоздем программы стало исполнение контратенором из России Андреем Немзером 3-й Песни Леля из «Снегурочки». Подвижный голос, точное интонирование, отменная музыкальность и артистический шарм на грани фола позволили обладателю 1-го приза III Минского вокального конкурса создать из этого номера маленький музыкально-театральный шедевр, вдобавок с танцами, вызвав шквал эмоций в зале и затмив некоторое предубеждение в отношении новомодной тенденции, пытающейся «отнять» эту партию у контральто или меццо-сопрано.

Завершали вечер эффектное «бригадное» исполнение участниками концерта Застольной из «Травиаты» и ария Калафа из «Турандот». Впрочем, знаменитую пуччиниевскую мелодию сначала дали озвучить Ахмеду Агади, и лишь в финальном апофеозе подхватили другие солисты и хор. За это надо сказать организаторам концерта отдельное спасибо, ибо послушать Агади в этой арии – удовольствие для меломанского уха…

Рождественский праздник оперы в Белорусском большом театре завершен. Будем ждать следующего.

Фото: Михаил Нестеров

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ