Важная веха в истории русской оперы

К 300-летию со дня рождения Франческо Арайи

Евгений Цодоков
Главный редактор

25 июня 1709 года родился Франческо Арайя. Это был один из многочисленных композиторов, видных мастеров неаполитанской оперной школы, одной из ведущих в Италии. Среди ее крупнейших представителей А.Скарлатти, Н.Винчи, Н.Поропора, Н.Йомелли, Т.Траэтта и др. Арайя не был в числе композиторов «первого ряда» этой школы, большинство его произведений забыты. Однако для истории русской оперы его творчество имело громадное значение, так как именно ему выпала честь стать первым придворным капельмейстером в России, автором первой большой оперы, исполненной в Петербурге и первой оперы на русский текст.

Арайя родился в Неаполе в семье музыканта и очень рано приобщился к музыке. Уже в 14-летнем возрасте он уже работал церковным органистом. К этому же времени относятся и его первые музыкальные опыты. Успех к нему приходит в конце 20-х гг. В 1729 увидела свет его первая (и единственная) комическая опера. С этих пор его произведения (оперы и оратории) шли в многочисленных театрах Италии. В 1735 из России в Италию отправляется скрипач П.Мира (ставший к тому времени придворным шутом под именем Педрилло) для подбора музыкантов и драматических актеров с целью создания в Петербурге постоянной оперной труппы. Сначала он предложил место капельмейстера Н.Порпоре, но после отказа последнего сделал аналогичное предложение Арайе, которое тот охотно принял. Возможно, это было связано с тем, что Арайя был хорошо известен русским – еще в 1731 он поставил в Риме оперу «Клеомена», на которой присутствовал русский посол, а в 1735 во время пребывания Педрилло в Венеции исполнялась его опера «Луций Вер». Летом 1735 с большой труппой «Италианская кампания», состоявшей из певцов, комедиантов, инструменталистов, танцовщиков и художников, Арайя прибывает в Петербург.

Иностранные музыкальные труппы бывали в России и до этого. Еще в конце 20-х гг. 18 века в российские газеты проникают сведения об итальянских операх. Значительную роль в информации русского общества о новом для России виде искусства принадлежала А.Кантемиру, который перевел ряд иностранных текстов, в которых описывались оперные представления. Первая итальянская труппа, состоящая из певцов, драматических артистов и камерного оркестра под руководством Д.Ристори появляется в России при дворе Анны Иоанновны в 1731 году. Это была дрезденская труппа короля Польского и курфюрста Саксонского Августа. Труппа давала драматические спектакли, пасторали, интермеццо. В 1733 Россию посетила вторая итальянская труппа, дававшая в основном примитивные фарсы и интермедии. Вскоре при дворе появляется и немецкая труппа. Среди сочинений, ставившихся на петербургской сцене, выделяются произведения Л.Лео и И.-А.Хассе. Такова вкратце предыстория появления в России Ф.Арайи.

В 1734 Арайя сочинил оперу-сериа «Сила любви и ненависти», поставленную в Милане. Именно этой оперой он и дебютирует 29 января 1736 в Петербурге в качестве придворного капельмейстера. Постановка была приурочена ко дню рождения императрицы и стала, как уже сказано выше, первой полноценной оперной постановкой в России. Этим художественным актом Арайя навсегда вписал свое имя в российскую оперную летопись. В 1737 году Арайей была написана опера «Притворный Нин, или Узнанная Семирамида», созданная специально для санкт-петербургской сцены. В 1738 состоялась премьера еще одной его оперы «Артаксеркс». Согласно новейшим сведениям (Энциклопедия «Музыкальный Петербург», СПб, 1996, том 1, стр. 49-61) Арайя продолжал успешно работать в Петербурге вплоть до 1742 (а не покинул его в 1738 (см. А.Гозенпуд. «Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки», Л., 1959, стр. 39). Другое дело, что в период с 1739 по 1742 масштабных постановок спектаклей сериа в столице, скорее всего не было. Арайе приходилось сочинять также интермедии и кантаты для различных торжественных дворцовых празднеств и дат (в т. ч. для бракосочетаний, тезоименитств, орденских дней и пр.).

В 1742-59 годах Арайя продолжал свою деятельность в Петербурге уже в елизаветинскую эпоху. В этот период он создал около 8 больших опер, сред них «Селевкт» (1744), «Сципион» (1745), «Митридат» (1747), «Беллерофонт» (1750), «Евдоксия Венчанная, или Теодор II» (1751) и др. В опере «Беллерофонт» успешно дебютировал один из крупнейших русских певцов того времени Марк Полторацкий, учениками которого впоследствии стали знаменитые композиторы М.Березовский и Д.Бортнянский.

Важнейшим событием в истории русской оперы стала постановка в 1755 году оперы Арайи «Цефал и Прокрис» на первое русское либретто А.Сумарокова, исполненной русскими артистами, среди которых были Г.Марцинкевич и Е.Белоградская.

До 1757 Арайе, практически, не было конкурентов на императорской сцене. Однако в 1757 в Петербурге появляется антреприза Дж.Локателли, имевшая большой успех. Музыку стал сочинять также и один из инструменталистов итальянской труппы Арайи Г.Раупах, особенным успехом пользовалась опера Раупаха «Альцеста» на либретто Сумарокова (1758). В итоге, Арайя принял решение подать в отставку и покинул Россию в 1759. На его место был принят Раупах.

Последнее пребывание Арайи в Петербурге относится к 1762 году, когда он приехал в северную столицу по приглашению вступившего на престол Петра III. 28 мая он был зачислен в штат капельмейстером. Однако, уже спустя полтора месяца пришедшая к власти Екатерина II издала указ, где поручила сочинение музыки для празднования своей коронации капельмейстеру В.Манфредини. Летом того же года Арайя навсегда покидает Россию. Согласно сведениям из различных источников, он более нигде не служил и доживал свой век в Болонье, где и умер после 1775 (?).

Творческая манера Арайи, не бывшего новатором, вполне укладывается в стиль традиционного виртуозного барочного музицирования, присущего представителям Неаполитанской школы. В сочетании с возникшими местными традициями (массовые сцены, хоровые эпизоды, звуки военных инструментов) оперы Арайи своеобразно приобретали черты т. н. «петербургской» большой оперы». Как отмечает исследователь А.Порфирьева «его арии из оперы «Цефал и Прокрис» стилистически смыкаются с санкт-петербургской лирической песней, позднее оформившейся в жанр «российской песни». Так или иначе, искусство Арайи, безусловно, повлияло (пускай и косвенным образом) как на творчество его итальянских преемников в Петербурге (среди которых были крупные композиторы Галуппи, Траэтта, Паизиелло, Чимароза, Мартин-и-Солер, Сарти), так и на зарождение отечественной оперной традиции, вплоть до Глинки.

В 2001 опера «Цефал и Прокрис» была возрождена в Петербурге в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» в концертном исполнении (дирижер Д.Нозеда).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ