К 100-летию Антона Дермоты

Евгений Цодоков
Главный редактор

4 июня исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося словенского певца Антона Дермоты. Его полный меланхолии и элегичности тенор лирического склада (так отзывались о нем современники) восхищал любителей оперы в середине 20 века. Ясность звукоизвлечения, благородство тембра и мастерская фразировка дополняют художественный портрет замечательного мастера.

Антон Дермота родился в словенском городе Кропа (в ту пору входившим в состав Австро-Венгрии) в 1910 году в бедной семье кузнеца. Однако дети в этом семействе оказались музыкальными. Оба брата знаменитого певца Гашпер Дермота и Лео Кордес-Дермота также стали известными тенорами.

Сначала Антон учился в Любляне (Лайбахе) игре на органе и по классу композиции в местной консерватории. Позднее, получив стипендию, уехал в Вену, где стал брать уроки вокала у Элизабет Радо.

Дебют певца на оперной сцене состоялся в Клуже (Клаузенбург) в 1934 году. В 1936 он знакомится с Бруно Вальтером, с которым вместе выступает в Париже в «Реквиеме» Моцарта. 8 августа 1936 года становится знаменательным днем для молодого тенора. Он впервые поет на Зальцбургском фестивале в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера под управлением Артуро Тосканини (партия Бальтазара Цорна). А чуть позднее, благодаря Вальтеру, становится солистом Венской оперы, где дебютирует 1 сентября 1936 года в партии 1-го латника в «Волшебной флейте» Моцарта. С этого времени и до конца своей карьеры певец регулярно выступает на этой сцене (до 1966 в качестве солиста театра, после как гастролер). После удачного дебюта последовали еще несколько второстепенных ролей (Рулевой в «Летучем Голландце» Вагнера, Руис в «Трубадуре», Молодой матрос в «Тристане и Изольде» Вагнера, Борса в «Риголетто» и Тебальдо в «Дон Карлосе» Верди и др.). Первой крупной партией певца в Штаатсопер стала роль Альфреда в «Травиате» в начале 1937 года под управлением Й.Крипса. Успех в этом спектакле был отмечен прессой (в частности авторитетной газетой «Morgenblatt»). Еще больше популярность певца укрепило выступление (вместо заболевшего певца Коломана фон Патаки) в партии Евангелиста в баховских «Страстях по Матфею» под управлением Х.Кнаппертсбуша. Эту партию Антон выучил за восемь дней.

Наконец, 19 апреля 1937 года певец имел выдающийся успех в «Евгении Онегине» под управлением Вальтера (партия Ленского). Можно утверждать, что именно с этого момента тенор становится знаменитостью и удостаивается похвалы ведущего венского музыкального критика Г.Кралика. 28 октября того же года Дермота впервые выступает в Вене в своей лучшей партии Дона Оттавио в моцартовском «Дон Жуане». В конце года он поет партию Итальянского певца в «Кавалере розы» Р.Штрауса. Среди партий 1938 года Гарун в «Джамиле» Бизе, Бельмонте в «Похищении из сераля» Моцарта, Тамино в «Волшебной флейте». 16 мая Дермота участвует в мировой премьере оратории Франца Шмидта «Книга за семью печатями».

Но наступает политическая катастрофа. После фашистского аншлюса Австрии в 1938 году большинство ведущих музыкантов уходит из Венской оперы, а некоторые покидают и страну. Среди них дирижеры Б.Вальтер, Й.Крипс, Ф.фон Вейнгартнер, певцы Р.Таубер, Лотте Леман, А.Кипнис и др. Театр теряет былой блеск, впрочем, Дермота остается в стране, продолжая выступать в Вене. Среди его дальнейших ролей выделяются партии Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» Пуччини (1939), Маттео в «Арабелле» и Левкиппа в «Дафне» Р.Штрауса (1942) и др. Всю войну певец проводит в Вене, является свидетелем пожара и разрушения исторического здания на Ринге в результате прямого попадания бомбы 13 марта 1945 года.

Параллельно успехам на венской сцене у Дермоты развивается блистательная карьера на Зальцбургских фестивалях, где его можно было услышать почти каждый сезон вплоть до 1959 года. Забегая вперед можно перечислить некоторые из его ошеломительных успехов на этом форуме в партиях Дона Оттавио (1938-41, 1946, 1950, 1953-54), Феррандо (1947, 1953-57), Тамино (1951-52), Бельмонте (1953), Фламана в «Каприччио» Р.Штрауса (1954), сольные партии в реквиемах Верди и Моцарта, в «Stabat mater» Россини.

После окончания войны творческий путь Дермоты успешно продолжается. Спектакли Венской оперы возобновляются в мае 1945 года в Фольксопер, а с октября в Театре ан дер Вин. Именно здесь Дермота выступает 6 октября в первом послевоенном спектакле «Фиделио» Бетховена (партия Жакино). 24 октября под управлением Крипса он поет заглавную партию в «Сказках Гофмана» Ж.Оффенбаха с И.Зефрид в трех главных женских ролях. В 1946 Дермота получает почетное звание Каммерзенгера.

В послевоенные годы артист начинает активно выступать также и за границей. В 1947 он гастролирует с Венской оперой в Ковент-Гардене (партии Феррандо, Дона Оттавио, Нарработа в «Саломее» Р.Штрауса), в 1948 поет Оттавио в Ла Скала. География его выступлений расширяется в 50-е гг. Певцу рукоплещут в Гамбурге (1950, Де Грие в «Манон» Ж.Массне на немецком языке), парижской Гранд-Опера (1953, Тамино), в Буэнос-Айресе (1948, Театр Колон, Левкипп в «Дафне»; 1953, заглавная партия в опере-оратории «Царь Эдип» И.Стравинского; 1958, Тамино и др.), Неаполе (1955, Дон Оттавио в спектакле под управлением Бёма с участием Дж.Вальденго, Б.Нильсон, С.Юринац, С.Брускантини, В.Берри, Г.Фрика). В 1954 гастролирует в Австралии, в 1956 в Венгрии и Чехословакии.

В 1955 году Дермота поет Ленского в на сцене Театра ан дер Вин, а 5 ноября участвует в историческом спектакле «Фиделио» под управлением Карла Бёма, которым открылось восстановленное здание Венской оперы (партия Флорестана). Вместе с ним в этой постановке Леонору пела Марта Мёдль. В первом сезоне вновь открытого театра (1955/56) он блистает также в операх «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Сказки Гофмана», «Князь Игорь» А.Бородина (партия Владимира Игоревича), поет в «Реквиеме» Моцарта (дирижер Бём). В конце сезона певец выступает в мировой премьере оперы Ф.Мартина «Буря» под управлением Э.Ансерме (партия Фердинанда). Этот сезон стал одной из вершин в его блестящей карьере.

Певец, начинавший как лирический тенор, наполняет свой репертуар более драматическими партиями (о чем свидетельствует, например, роль Флорестана и др.). Круг творческих интересов расширяется также партиями Еника (в немецкой версии Ганса) в «Проданной невесте» Сметаны, заглавной партией в его же опере «Далибор», партией Лацы в «Енуфе» Яначека и др. В его репертуаре также числятся опусы современных композиторов, среди них оперы И.Пиццетти «Убийство в соборе» (1960, Вена), Г.фон Айнема «Процесс» (1970, там же).

Как уже упоминалось выше, до 1966 года Дермота остается солистом Венской оперы. В 1966 становится профессором Венской высшей музыкальной школы, продолжая эпизодически выступать на оперной сцене и в концертах. В ознаменование 40-летнего юбилея со дня дебюта в Штаатсопер он в 1977 поет заглавную партию в «Палестрине» Х.Пфицнера. И, наконец, завершает свою сценическую карьеру в 1981 на подмостках своего родного театра партией Тамино.

Значительное место в творческой деятельности Дермоты составляет камерный и ораториальный репертуар. Он неоднократно выступает в 9-й симфонии Бетховена (в т. ч. в 1959 в Женеве под управлением Ансерме с участием Д.Сазерленд), в ораториях и мессах Гайдна, баховских пассионах. Поет немецкие Lieder. В концертах его постоянным аккомпаниатором становится жена Хильда Бергер-Вейервальд. Среди его достижений в этой области исполнение вокальных циклов Шумана («Любовь поэта»), Шуберта («Зимний путь»), песен Брамса и др. В 1982 Дермота публикует в Вене свои мемуары «Тысяча и один вечер – моя жизнь певца».

Дермота оставил большое наследие в области звукозаписи. Среди студийных записей выделяются Нюрнбергские мейстерзингеры» (1950-51, Decca, дирижер Кнаппертсбуш, партия Давида), «Волшебная флейта» (1950, EMI, дирижер Г.фон Караян, партия Тамино), «Так поступают все» (1954, Decca, дирижер Бём, партия Феррандо), «Кавалер розы» (1954, Naxos, дирижер Э.Клейбер, партия Итальянского певца), «Дон Жуан» (1955, Decca, дирижер Крипс, партия Дона Оттавио), «Арабелла» (1957, Decca, дирижер Г.Шолти, партия Маттео) и др.

В числе знаменитых «живых» записей (live) – «Фиделио» (1955, Walhall Eternity, Венская опера, дирижер Бём), несколько версий «Дон Жуана» с Зальцбургского фестиваля (Archipel, 1950, дирижер Фуртвенглер, в заглавной партии Т.Гобби; 1953, дирижер он же, в заглавной партии Ч.Сьепи; 1954, EMI, дирижер он же, тот же состав) и др. В 1954 певец участвовал в знаменитом фильме-спектакле, записанном на Зальцбургском фестивале под управлением Фуртвенглера с участием Ч. Сьепи, Э.Грюммер, Л.делла Каза, О.Эдельмана, Э.Бергер, В.Берри. Среди других записей можно отметить «Евгения Онегина» (1955, Andromeda, Театр ан дер Вин, дирижер Б.Клобучар, партия Ленского в спектакле с участием Д.Лондона, Л.Ризанек), «Каприччио» Р.Штрауса (Koch, дирижер Бём, с участием М.Чеботари в роли Графини).

Среди последних записей певца небольшая партия Пастуха в вагнеровском «Тристане и Изольде» под управлением К.Клейбера (1982, Deutsche Grammophon).

22 июня 1989 года Антон Дермота скончался в Вене.

На фото:
Антон Дермота

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ