Бонизолли (Bonisolli) Франко (1938—2003)

Евгений Цодоков
Главный редактор

К 75-летию со дня рождения

Сегодня мы вспоминаем замечательного итальянского тенора Франко Бонизолли, обладателя исключительного голоса, заставлявшего приходить в неистовство публику. 25 мая нынешнего года ему исполнилось бы 75 лет. Он не дожил до этой даты. Его памяти мы посвящаем эту словарную статью Е.Цодокова.

Итальянский певец (тенор). Родился в Роверето на севере Италии 25 мая 1938 года. Учился пению у Альфреда Латтаро, известного в свое время драматического тенора.

После победы на международном конкурсе вокалистов в Сполето Бонизолли дебютировал там же в 1961 году на «Фестивале двух миров», исполнив партию Руджеро в Ласточке1 Пуччини. Его талант оценил руководитель фестиваля Менотти и пригласил в 1963 выступить на форуме в партии Принца в опере Любовь к трём апельсинам Прокофьева. Постепенно имя певца приобретает известность.

В 1965 Бонизолли дебютирует на американской сцене в Далласе в партии Альфреда в спекатакле с участием Кабалье. В том же году поет в Амстердаме партию Де Грие в Манон Леско. В 1969 его приглашают в Ла Скала на постановку «Осады Коринфа» Россини. В этом памятном спектакле с участием Силс, Хорн, Диаса он пел партию Клеомена. В том же году певец исполнил партию Альфреда в Сан-Франциско.

Карьера Бонизолли резко пошла вверх. В 1970 году он выступает в партии Пинкертона на сцене Шотландской оперы. В 1971 дебютировал в Метрополитен-опера в партии Графа Альмавивы, затем исполнил на этой сцене в течение двух сезонов также партии Фауста, Неморино, Герцога и Альфреда. А в 1972 состоялся его дебют в Венской опере в партии Герцога.* В 1974 году Бонизолли поет партию Рудольфа в 1-й постановке Луизы Миллер Верди на сцене Венской оперы. В том же году ярко проявил себя в роли Арриго в вердиевской Сицилийской вечерне в парижской Опера Гарнье.

Начиная с этого периода карьеры в его репертуаре стали всё чаще появляться драматические роли, такие как Манрико, Калаф, Дон Альваро в Силе судьбы Верди, Радамес, Каварадосси.

В 1977 Бонизолли с успехом поет в «Трубадуре» на Зальцбургском пасхальном фестивале с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Караяна, который считал певца образцовым Манрико. В этом спектакле вместе с ним пели Л.Прайс, Каппуччилли, Коссотто, Ван Дам. В том же году в Монте-Карло Бонизолли исполняет заглавную партию в Сказках Гофмана.

Среди дальнейших выступлений Бонизолли дебют в Ковент-Гардене в роли Васко да Гамы в Африканке Мейербера (1981), партии Калафа в Париже (1981) и Ла Скала (1983), Радамеса в Гамбурге (1982), Дика Джонсона в Девушке с Запада Пуччини в берлинской Немецкой опере (1982), Радамеса в Вене (1984), Манрико в Сан-Франциско (1986) и др.

Начиная с 1985 певец неоднократно появлялся на фестивале Арена ди Верона, исполнив там партии Манрико (1985), а в последующие годы Энцо в Джоконде Понкьелли (1988), Калафа (1986, 1989) и др. Часто гостил певец в 80-е гг. на немецких сценах, в т. ч. в Гамбурге, Франкфурте, Берлине.

В 1986 году после 14-летнего перерыва ему вновь рукоплещет Метрополитен (Каварадосси). В 1986-88 он поет Калафа в Ковент-Гардене. В 1990 году прощается со сценой Метрополитен-опера в своей коронной партии Манрико.

В репертуаре певца были в разные годы также партии Фернандо в Фаворитке Доницетти, Эдгара, Туридду, Отелло, Ричарда, Андре Шенье в одноименной опере Джордано, Де Грие в Манон Массне, Хозе и др.

В 90-е гг. Бонизолли стал значительно реже появляться на оперной сцене. В числе его последних выступлений партии Лориса в Федоре Джордано (1999) и Манрико (2000) на сцене Венской опере.

В 1999 практически на излете карьеры Бонизолли впервые гастролировал в России. На сцене Большого театра вместе с Казарновской он участвовал в оригинальной сценической композиции «Портрет Манон», состоящей из фрагментов опер Пуччини и Массне, спев партию Де Грие (Пуччини). В 2002 артист вновь приезжает в Москву. В одном из концертов он наглядно демонстрирует российской публике свой взрывной характер и во время выступления неожиданно покидает зал из-за конфликта с дирижером Т. Курентзисом.

Такого рода инциденты и ссоры случались с ним и раньше. Однажды артист прервал свое выступление в Венской опере, недовольный реакцией публики. А после одного из спектаклей в той же Вене в 1978 году он разругался с Караяном, который был настолько возмущен его чрезмерной ферматой в стретте Манрико, что решил на следующее выступление пригласить Доминго. Впрочем, их примирение состоялось довольно быстро. Скандал певец устроил также в немецкой Дойче опер в 1988 году во время исполнения «Джоконды».

Бонизолли обладал необыкновенно красивым и мощным голосом с блестящими верхами вплоть до уверенного верхнего «ре». В расцвете карьеры он покорял публику своим исключительным мастерством. Несмотря на некоторые издержки стиля, связанные с необузданным темпераментом, артист, безусловно, вошел в историю оперы как один из самых ярких и харизматических теноров своей эпохи.

30 октября 2003 года Бонизолли скоропостижно скончался в Вене.

Дискография певца весьма обширна – многие спектакли с его участием были записаны. Среди студийных версий партии Манрико (EMI, 1977, дирижер Караян), Каварадосси (DG, 1976, дирижер Ростропович), Карл в «Разбойниках» Верди (Decca, 1982, Дирижер Бонинг) и др.

Бонизолли снялся в нескольких фильмах-операх, в т. ч. в «Травиате» с участием Моффо и Беки (VAI, 1968, режиссер М.Ланфранки, дирижер Патане), «Риголетто» с Панераи и М.Ринальди (ARTS, 1977, режиссер В.Нагель, дирижер Ф.Молинари-Праделли).

Примечание:

* В некоторых справочниках и публикациях о певце в качестве венского дебюта ошибочно указывается 1968 год, что противоречит сведениям из архива Венской оперы.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Франко Бонизолли

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ