Брузон (Bruson) Ренато (р. 1936)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

75 лет со дня рождения

13 января исполнилось 75 лет со дня рождения выдающегося итальянского баритона 2-й половины 20 столетия Ренато Брузона. В связи с этим событием редакция публикует словарную статью Е.Цодокова о замечательном мастере.

Итальянский певец (баритон). Родился в Гранце (по другим сведениям в Эсте) близ Падуи в крестьянской семье.* Рано остался сиротой. На полученную стипендию учился в падуанской консерватории. В 1960 стал победителем вокального конкурса в Сполето (одновременно в теноровой номинации этот конкурс выиграл Бонизолли 1).

Дебютировал там же в Экспериментальном театре в сентябре 1961 года партией Графа ди Луна. В 1962 выступил в Риме в партии Ричарда/Риккардо в Пуританах Беллини (не все источники подтверждают эту информацию), однако постоянного контракта в «вечном городе» не получил. Карьера Б. развивалась постепенно и поначалу не очень успешно. Певец участвовал в Палермо в постановке россиниевской оперы «Брачный вексель» (1964), гастролировал в Люксембурге, Голландии, Бельгии. Наконец, в Брюсселе его услыхал интендант пармского театра «Реджо», после чего он со значительным успехом выступил в этом театре в 1967 в Силе судьбы Верди (партия Дон Карлоса, в спектакле с участием Корелли). С этих пор его слава как замечательного «белькантиста» с изумительным голосом классического типа, наследующим, по выражению Ю.Кестинга, традициям Баттистини, Де Лука, Тальябуэ, разрастается довольно быстро.**

В 1969 певца приглашают в Метрополитен. Произошло это благодаря тому, что в 1967 на выступлении Б. в Парме присутствовал знаменитый агент Бинга в Европе Роберто Бауэр, регулярно «поставлявший» для него лучших итальянских певцов (среди них, Корелли, Бастианини, Тебальди, Скотто, Паваротти и др.). Б. дебютирует в Нью-Йорке в роли Энрико в Лючии ди Ламмермур (спектакль с участием Моффо, Гедды), а вскоре поет здесь же партию Графа ди Луна.

В 1970 под управлением Мути артист исполняет во Флоренции партию Ренато в Бале-маскараде. В том же году на родине Доницетти в Бергамо выступает в редкой опере «Велизарий» (заглавная роль) вместе с Генчер. В 1971 поет Эскамильо в венецианском театре Ла Фениче.

В 1972 дебютирует в Ла Скала (партия Антонио в Линде ди Шамуни Доницетти под управлением Гаваццени с участием М.Ринальди и А.Крауса). В том же году на Эдинбургском фестивале (дебют в Великобритании) выступает в опере «Аттила» Верди (партия Эцио). В 1973 впервые выступает в Сан-Франциско (Альфонс в Фаворитке Доницетти), в 1974 поет в Палермо в «Пуританах». С 1975 певец регулярно поет на сцене Арены ди Верона (Энрико, Яго, Набукко в одноименной опере Верди и др.). В 1976 дебютирует в Ковент-Гардене партией Ренато в спектакле под управлением Аббадо, в том же году впервые исполняет заглавную партию в опере Симон Бокканегра Верди в Парме. В 1977 появляется впервые на сцене Венской оперы в «Силе судьбы» (в дальнейшем он регулярно поет в этом театре). В начале 1978 Б. исполняет в Ла Скала партию Родриго в Дон Карлосе в спектакле под управлением Аббадо с участием Доминго, М.Прайс, Образцовой, Нестеренко (постановка 1977 года, премьерный состав на открытии сезона 7 декабря был другим). В том же году поет в Мюнхене партию Жермона под управлением К.Клайбера, в 1979 в Чикаго партию Жерара в Андре Шенье Джордано.

Триумфальными стали для певца его выступления во Флоренции в роли Яго (1980), в Берлине в роли Макбета (1980, дирижер Синополи) и в Ковент-Гардене в той же партии (1981).

Среди дальнейших выступлений Симон Бокканегра (1980, Сан-Франциско), Жермон (1981, Метрополитен), Дон Карлос в Эрнани Верди (1982, Ла Скала, открытие сезона). Наконец, он впервые исполняет заглавную партию в Фальстафе под управлением Джулини (1982, Лос-Анджелес, в том же году повторяет ее в Ковент-Гардене), Дон Карлос в «Силе судьбы» (1983, Метрополитен), Родриго (1984, Метрополитен, последнее выступление; а также фестиваль в Оранже), заглавная партия в Риголетто (1985, Филадельфия), Набукко (1986, Ла Скала), Север в «Полиевкте» Доницетти (1988, Рим). В 90-е гг. активность певца не спадает. В 1991 Б. выступает во Франкфурте в концертном исполнении оперы «Христофор Колумб» Франкетти в спектакле, посвященном 500-летию открытия Америки. В 1992 поет заглавную партию в Вильгельме Телле на сцене Ла Скала и Арены ди Верона. На Зальцбургском фестивале 1995 Б. исполняет партию Жермона. В 1996 ему вновь рукоплещет Арена ди Верона (Набукко). В 1997 певец блестяще открывает очередной сезон Ла Скала в «Макбете». В 1998 поет партию Монфора в Сицилийской вечерне Верди в Венской опере, участвует в фестивале Доницетти в Бергамо, где выступает в опере «Безумный на острове Сан-Доминго» (партия Карденио). В 1999 исполняет партию Жермона в Монте-Карло.

Среди выступлений последних лет также партии Филиппо в Беатриче ди Тенда Беллини (2000, Барселона), Набукко (2000/01, Арена ди Верона), Франческо Фоскари в опере Двое Фоскари Верди (2001, Рим), Скарпиа (2004/05, Венская опера), Яго (2006, Венская опера), Риголетто (2008, Цюрих), Фальстафа (2010, Рим) и др.

В 2003 певец выступал в Москве на сцене Большого театра в гастрольном спектакле «Травиата» (постановка Дзеффирелли 2002 года в Буссето).

Репертуар Б. весьма разнообразен. Ему одинаково хорошо удаются столь разные по характеру роли, как Макбет, Набукко или Фальстаф. Яркий певец-актер, умеющий тонко дифференцировать интонационные нюансы, он прославился прежде всего в многочисленных операх Верди (свыше 20 опусов) и Доницетти, в т. ч. и в весьма редких сочинениях последнего («Безумный на острове Сан-Доминго», «Велизарий», «Джема ди Верджи», «Герцог Альба», «Катерина Корнаро», «Полиевкт» и его французская редакция «Мученики», «Фауста» и др.), ряд из которых, во многом благодаря и его мастерству, были возрождены к жизни. Творческая эволюция голоса певца в течение карьеры, отличающейся завидным долголетием, характеризуется постепенным усилением драматического начала. В годы расцвета он по праву занимал ведущее место среди баритонов мира.

Среди лучших студийных записей партии Ренато (DG, дирижер Аббадо), Макбета (Philips, дирижер Синополи), Риголетто (Decca, дирижер он же), Дона Паскуале (RCA, дирижер Аббадо). Следует также отметить яркие живые записи опер «Катерина Корнаро» (Myto, 1972, Неаполь, театр Сан-Карло), «Фальстаф» (DG, 1982, Лос-Анджелес, дирижер Джулини) и др.

Примечания:

* Существуют разногласия и по поводу даты рождения певца. В некоторых интернет-источниках указывается 1934 год. Однако в данном случае, в отличие от некоторых других прецедентов подобного рода, в абсолютном большинстве печатных изданий (справочников, энциклопедий) дается 1936 год, и нет серьезных оснований сомневаться в этом.
** Глава в знаменитой книге Кестинга «Великие певцы 20 века», посвященная артисту, так и называется – «Белькантист: Ренато Брузон».

На фото:
Ренато Брузон.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ