Дрезденская государственная опера (Dresdner Staatsoper)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Один из старейших немецких музыкальных театров. После объединения Германии в 1992 получил название Дрезденская саксонская государственная опера (Sachsische Staatsoper Dresden). Его называют таже «Земперопер» по имени архитектора, построившего ныне существующее здание театра (см. ниже).

Истоки оперного театра в Дрездене восходят к 17 веку. В 1617 году курфюрст Саксонии Иоганн Георг I пригласил на должность придворного капельмейстера выдающегося немецкого композитора Генриха Шютца (1585-1672), который с перерывами пробыл на этом посту до 1656 года, когда после смерти курфюрста ушел в почетную отставку. Именно при Шютце началась практика постановки небольших итальянских опер в дворцовых залах, галереях, павильонах, садах и др.

Сам Шютц был родоначальником немецкой оперы, создав и поставив в 1627 в Торгау ее первый образец («Дафна», на популярное либретто Ринуччини 1, партитура утеряна).

Популярность оперы росла, и необходимость в постройке специального здания для спектаклей стала очевидной. Первый дрезденский Опернхаус был открыт в 1667 году (архитектор Вольф Каспар фон Кленгель) оперой итальянских мастеров Дж.А.Бонтемпи (1624-1705) и М.Дж.Перанда (ок. 1625-1675), носившей по символическому совпадению также название «Дафна». В 1718-19 гг., менее чем за один год в дворцовом комплексе Цвингер было возведено второе театральное здание, получившее название Groses Opernhaus (Большой оперный дом). Старое стало использоваться как дворцовая католическая церковь.

В 1731 в Дрезден прибыл знаменитый немецкий композитор Хассе, известный своими итальянскими пристрастиями и многочисленными операми-сериа. В 1733-63, в течение 30 лет, он был придворным капельмейстером. Это было временем расцвета театра. Композитору покровительствовал курфюрст саксонский Август III. Много сделала для процветания театра и жанра жена Хассе великая певица Фаустина Бордони (ок. 1700 (?) - 1781), имевшая большое влияние при дворе. Появление Хассе в Дрездене было ознаменовано постановкой его новой оперы «Клеофида» (13 сентября 1731 года) с участием Бордони, имевшей шумный успех. В дальнейшем Хассе ставил в Дрездене многие свои опусы, среди них «Арминио» (1745), «Демофонт» (1748), «Олимпиада» (1756) и др.

На этом предыстория зданий современной Дрезденской оперы не завершилась. В 1755 итальянский импресарио Моретти основал здесь на нынешней Театральной площади еще один оперный театр, получивший название Малый придворный театр.

Среди фактов истории оперного искусства начала 19 столетия надо отметить состоявшуюся в Дрездене мировую премьеру оперы Паэра «Леонора» (1804), немецкую премьеру оперы Россини Турок в Италии (1816).

Значительной вехой в руководстве придворными театрами Дрездена сыграл Вебер, бывший руководителем в 1817-26 гг. Он активно пропагандировал национальное искусство, создал, в противовес итальянской, немецкую труппу, исполняя сочинения Моцарта, Бетховена, Шпора, молодого Маршнера, бывшего некоторое время его ассистентом. Именно Вебер привлек в театр великую немецкую певицу В.Шрёдер-Девриент, которая была солисткой в Дрездене в 1822-47 гг. Она была блестящей исполнительницей партий Леоноры в Фиделио Бетховена (1822), в 1824 неподражаемо исполнила заглавную партию в дрезденской премьере веберовской Эврианты. Позднее была участницей мировых премьер ряда опер Вагнера (см. ниже). После Вебера руководителем оперы стал композитор и дирижер Карл Райссигер, поставивший в Дрездене большинство своих сочинений.

В конце 20-х начале 30-х гг. 19 века в Дрездене состоялся ряд немецких премьер опер Беллини. Среди них Пират (1829), Капулетти и Монтекки (1831, в партии Ромео Шрёдер-Девриент), Сомнамбула (1834, в партии Амины Шрёдер-Девриент).

Наконец в 1838 началось строительство большого Придворного театра, которое было поручено архитектору Г.Земперу. В 1841 здание было открыто гётевской пьесой «Торквато Тассо» и веберовской концертной увертюрой. 1-й оперной постановкой стала «Эврианта». В 1842 в Дрездене прошла мировая премьера оперы Вагнера Риенци (дирижер К.Райссигер, Адриано – Шрёдер-Девриент). А в 1843-49 капельмейстером театра стал сам Рихард Вагнер. В это период здесь под его управлением состоялись мировые премьеры двух его опер – Летучий голландец (1843, Сента – Шрёдер-Девриент) и Тангейзер (1845, Венера – Шрёдер-Девриент). Вагнер также провел мировую премьеру оперы Маршнера «Король Адольф Нассаусский» (1845), дирижировал высоко ценимой им Весталкой Спонтини в присутствии автора (1844), а также операми Глюка «Армида» (1843) и Ифигения в Авлиде в своей новой редакции (1847). В 1848 в праздничном концерте на этой сцене впервые прозвучал финал оперы Лоэнгрин.

В 1863 году в театре состоялась мировая премьера оперы А.Рубинштейна «Фераморс» («Лалла Рук»), в 1867 немецкая премьера оперы Гуно Ромео и Джульетта.

В 1869 здание театра было уничтожено пожаром. На его месте тем же Земпером было выстроено новое, которое открылось в 1878 исполнением увертюры Вебера и пьесы Гёте «Ифигения в Тавриде».

Большую роль в развитии оперного дела в Дрездене сыграл австрийский дирижер Э. фон Шух. С 1873 он работал дирижером Дрезденской оперы, а в 1889-1914 был ее музыкальным руководителем. Именно в годы его руководства в театре прошли мировые премьеры более 50 опер, в т. ч. «Без огня» (1901), Саломея (1905), Электра (1909) и Кавалер розы (1911) Р.Штрауса. В 1913 в Дрездене была впервые представлена опера Э.Вольфа-Феррари «Любовь-целительница». В 1895 на этой сцене состоялись немецкие премьеры оперы Гайдна Аптекарь, в 1902 оперы Пуччини Тоска. В 1898 году театр был переименован в Королевскую оперу.

После Шуха музыкальным руководителем театра стал Ф.Райнер (1914-1921). При нем в 1918 театр получил официальное название – Дрезденская государственная опера. В 1922-1933 гг. театром руководил Ф.Буш. Годы его руководства ознаменовались значительными достижениями театра. Дебютировал Буш оперой «Фиделио» Бетховена. Особенно важной постановкой первого сезона стала опера Борис Годунов, в подготовке которой ему помогал И.Добровейн. Это спектакль получил огромный европейский резонанс и был приглашен на Цюрихский фестиваль 1923 года. «Эпоха» Буша ознаменовалась несколькими яркими мировыми премьерами, среди них Интермеццо (1924) и «Елена Египетская» (1928) Р.Штрауса, «Доктор Фауст» Бузони (1925), «Протагонист» Вайля и Кардильяк Хиндемита (обе 1926). Среди других постановок Буша редко исполняемая опера Бенвенуто Челлини Берлиоза, Дон Жуан, Сила судьбы, Дон Карлос, Фальстаф Верди. В 1926 в театре прошла немецкая премьера оперы Пуччини Турандот. В 1933 здесь состоялась мировая премьера штраусовской Арабеллы под управлением К.Крауса (в заглавной роли выступила его жена, знаменитая певица В.Урсуляк).

В годы фашизма в 1934-43 театром руководил К.Бём. Он дирижировал здесь мировыми премьерами штраусовских опер «Молчаливая женщина» (1935) и Дафна (1938). Под его руководством были также впервые исполнены оперы Зутермейстера «Ромео и Юлия» (1940) и «Волшебный остров» (1942). В 1936 Бём с труппой театра с успехом гастролировал в Ковент-Гардене («Дон Жуан», Тристан и Изольда, «Кавалер розы» и Свадьба Фигаро), в 1942 на фестивале «Флорентийский музыкальный май», где в «Кавалере розы» блистала М.Чеботари.

После короткого периода музыкального руководства К.Эльмендорфа (1943-44, среди его ярких постановок Луиза Миллер Верди с Чеботари), в течение пяти лет театр возглавлял Й.Кайлберт (1945-50). В первый год его руководства (1945) театр был разрушен во время печально знаменитой бомбардировки Дрездена союзниками (символично, что последней постановкой в этом здании перед его гибелью стал веберовский Вольный стрелок). В 1948 году спектакли Дрезденской оперы возобновились и проходили до 1984 в Большом оперном доме.

Среди музыкальных руководителей 2-й половины 20 в. знаменитые дирижеры Р.Кемпе (1950-53), Ф.Конвичны (1953-55). В 1955-60 у руля стоял Рудольф Нейхауз, в 1960-64 эстафету у него принял О.Суитнер (1960-64), затем К. Зандерлинг (1964-67). Одновременно с ними значительную роль в репертуарной политике и исполнительской практике театра играл руководитель Дрезденской государственной капеллы Л. фон Матачич (1956-68). Надо заметить, что многие дирижеры оперного театра одновременно руководили и оркестром Дрезденской капеллы (среди них Шух, Буш, Бём и др.), выступавшей в том же здании. В этом отношении практика Земперопер была схожа с традициями Венской оперы и Венского филармонического оркестра. Однако история Дрезденской оперы не повторяла в точности историю Дрезденской капеллы. Так, например, руководитель капеллы в 1992-2001 Синополи, хотя и принимал участие в постановках оперного театра, его непосредственным музыкальным руководителем не был.

В 1967-68 музыкальное руководство оперой осуществлял Мартин Туровски, в 1971-75 Зигфрид Курц, в 1975-85 Герберт Блумстедт, а с 1985 Ханс Фонк.

В 1975 в Вене были обнаружены эскизы Земпера, по которым началось восстановление исторического здания. В 1985 году оно было восстановлено. На открытии 13 февраля (спустя 40 лет после гибели старого здания) был исполнен «Вольный стрелок» (дирижер В.-Д.Хаушильд). Среди исполнителей главных ролей Р.Голдберг (Макс), Я.Шмиткова (Агата), Э.Влашиха (Каспар), Т.Адам (Отшельник) и др.

Первой мировой премьерой в новом здании стала исполненная через три дня после открытия опера З.Маттуса «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке».

Значительную роль в истории Дрезденской оперы сыграл ее художественный руководитель, ученик великого Фельзенштейна, режиссер Г.Купфер, стоявший во главе театра в 1972-81 гг. Среди его постановок в Дрездене «Фальстаф», «Фиделио» и «Молчаливая женщина» (1974), Волшебная флейта, «Моисей и Аарон» Шёнберга и «Тристан и Изольда» (1975), Пеллеас и Мелизанда Дебюсси (1976), вагнеровские «Тангейзер» и Парсифаль (1979) и др. В 1973 в Дрездене состоялась мировая сценическая премьера оперы советского композитора Юрия Буцко «Белые ночи». В 1974 театр вместе с Купфером гастролировал в СССР (среди постановок «Фиделио», «Фальстаф», «Мельница Левина» У.Циммермана).

В 1999 году музыкальное руководство театром принял С.Бычков. Он дебютировал в театре оперой «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. В 2000 исполнил «Кавалера розы». Бычков проработал в театре до 2003 года, не завершив своих планов. Из 4-х запланированных постановок опер Кольца нибелунга им были осуществлены только Золото Рейна и Валькирия. В 2004 место музыкального руководителя Дрезденской оперы и Государственной капеллы было предложено дирижеру Фабио Луизи, проработавшему до 2010 года (затем он внезапно подал в отставку).

В Дрезденской опере выступали многие выдающиеся певцы своего времени. Ряд из них обязан этому театру своей карьерой, некоторые связали с Дрезденом значительную часть своего творческого пути. Среди них Л.Басси, 1-й Дон Жуан, проработавший в Дрездене в 1815-25 гг. (был руководителем итальянской оперной труппы), Й.Тихачек – солист театра в 1839-70 (дебют в партии Густава в «Бале-маскараде» Обера). Тихачек стал 1-м исполнителем вагнеровских партий Риенци и Тангейзера (см. выше). В Дрездене дебютировала в 1878 году партией Азучены выдающаяся певица 19 в. Э.Шуман-Хайнк, участница мировой премьеры «Электры» (Клитемнестра). Блестящую карьеру в Дрездене (1889-1914) сделала М.Виттих, 1-я исполнительница партии Саломеи в одноименной опере Р.Штрауса. В 1892-1913 в Дрездене пел также К.Перрон, участник мировых премьер штраусовских опер «Саломея» (Иоканаан), «Электра» (Орест), «Кавалер розы» (Барон Окс).

Среди крупнейших певцов 20 столетия, чья творческая судьба и дебюты связаны непосредственно с Дрезденской оперой, такие имена, как Э.Ретберг (дебют в 1915, партия Агаты), Э.Бергер, которую пригласил в Дрезден в 1925 Буш (дебют в партии Мальчика в «Волшебной флейте), М.Лоренц (дебют в 1927, партия Вальтера в «Тангейзере»), уже упоминавшаяся М.Чеботари (дебют в 1931, партия Мими). Чеботари стала также участницей мировых премьер опер «Молчаливая женщина» (партия Аминты), «Ромео и Юлия» (партия Юлии). В театре дебютировал Т.Адам (дебют в 1949, иезуит Черниковский в «Борисе Годунове»). Позднее, уже в конце 20 столетия, в Дрездене дебютировал О.Бэр (1983, партия Графа Робинзона в Тайном браке Чимарозы). Разумеется, многие другие, как выдающиеся, так и подающие надежды молодые певцы считали за честь выступить на подмостках этого старейшего и овеянного историей европейского оперного дома.

Дрезденская опера и в наши дни (несмотря на некоторую «чехарду» с музыкальными руководителями) продолжает оставаться одним из ведущих оперных центров Германии.

На фото:
Дрезденская государственная опера

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ