Забытые звёзды. Ода Слободская

Евгений Цодоков
Главный редактор

Есть случай, когда выражение "ровесник Октября" не звучит дремучим и полузабытым штампом советских времен, а обретает особый смысл. Все начиналось так...

"Одетый в богатую порфировую мантию, со скипетром в руках, с короной испанского короля Филиппа на голове, я выхожу из собора на площадь... В эту минуту на Неве, поблизости от Народного Дома, раздается внезапно пушечный выстрел. В качестве короля, не терпящего возражений, я сурово прислушиваюсь - не реплика ли это мне? Выстрел повторяется. С высоты ступеней собора я замечаю, что народ дрогнул.

1/2

Третий выстрел и четвертый - один за другим. Площадь моя стала пуста. Хористы и статисты двинулись к кулисам и, забыв по еретиков, стали громко обсуждать, в какую сторону бежать... Через минуту за кулисы прибежали люди и сообщили, что снаряды летят в противоположную сторону и что опасаться нечего. Мы остались на сцене и продолжали действие. Осталась и публика в зале, также не знавшая, в какую сторону бежать, и поэтому решившая сидеть на месте.

— Почему же пушки? - спрашивали мы вестовых.
— А это, видите ли, крейсер "Аврора" обстреливает Зимний дворец, в котором заседает Временное правительство...

Этот знаменитый фрагмент из шаляпинских воспоминаний "Маска и душа" хорошо известен всем. Менее известно, что в этот памятный день 25 октября (7 ноября) 1917 года состоялся дебют на оперной сцене никому тогда еще неизвестной молодой певицы Оды Слободской, исполнившей партию Елизаветы.

Сколько прекрасных российских талантов, в том числе и певческих, вынуждено было покинуть родную землю после большевистского переворота в силу тех или иных причин. Тяготы советской жизни для многих оказались непосильными. Среди них и Слободская.

Певица родилась в Вильно 28 ноября 1895 года. Училась в Петербургской консерватории, где занималась в классе вокала у Н.Ирецкой и в оперном классе у И.Ершова. Еще в студенческие годы она выступила в 9-й симфонии Бетховена под управлением Сергея Кусевицкого.

После успешного дебюта молодая артистка продолжала выступать в Народом Доме, а вскоре вышла на сцену Мариинского театра, где дебютировала в партии Лизы (среди других партий в эти годы были Маша в "Дубровском", Феврония, Маргарита, Шемаханская царица, Елена в "Мефистофеле"). Однако настоящая известность к Слободской пришла только за границей, куда она уехала в 1921 году.

3 июня 1922 года в парижской "Гранд-Опера" в рамках дягилевской антрепризы состоялась мировая премьера "Мавры" Ф.Стравинского, в которой певица исполнила главную роль Параши. На премьере пели также Елена Садовень (Соседка) и Стефан Белина-Скупевский (Гусар). Именно эта постановка положила начало успешной карьере певицы.

Берлин, гастроли с украинским хором по Северной и Южной Америке, выступления в Мексике, Париж, Лондон, Голландия, Бельгия - вот основные географические вехи ее творческой биографии. В 1931 году, спустя 10 лет после совместных выступлений в Петрограде, судьба вновь сводит Слободскую с Шаляпиным. В Лондоне она участвует вместе с ним в гастролях оперной труппы А.Церетели, поет партию Наташи в "Русалке".

Среди наиболее значимых успехов Слободской выступление в 1932 году Ковент-Гардене в партии Венеры в "Тангейзере" вместе с Л.Мельхиором, в сезоне 1933/34 годов в Ла Скала (партия Февронии) и, наконец, участие в английской премьере оперы Д.Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", осуществленной в 1936 году п/у А.Коутса в Лондоне (партия Катерины Измайловой).

В 1941 году в разгар войны Ода Слободская участвовала в интереснейшем английском проекте, осуществленном известным дирижером, уроженцем России, Анатолием Фистулари*. В театре "Савой" была поставлена "Сорочинская ярмарка" М.Мусоргского. Слободская пела в опере партию Параси. В проекте участвовала также Кира Вэйн, подробно описавшая в своих мемуарах эту постановку**.

Наряду с выступлениями на оперной сцене, Слободская весьма успешно работала на радио, сотрудничала с Би-Би-Си. Участвовала здесь в исполнении "Пиковой дамы", исполнив партию Графини.

После войны певица, в основном, жила и работала в Англии, активно ведя концертную деятельность. Она являлась блестящим интерпретатором камерных сочинений С.Рахманинова, А.Гречанинова И.Стравинского и, особенно, Н.Метнера, с которым неоднократно вместе выступала. Творчество певицы сохранилось в записях граммофонных фирм His Masters Voice, Saga, Decca (романсы Метнера, произведения Стравинского, Я.Сибелиуса, "Письмо Татьяны" и даже песня М.Блантера "В лесу прифронтовом"). В 1983 году ряд записей Слободской был издан фирмой "Мелодия" в составе авторской пластинки Н.Метнера.

Слободская завершила свою карьеру в 1960 году. В 1961 она посетила СССР, навестила родственников в Ленинграде. Муж Слободской - летчик, погиб во время войны в "Битве над Англией". Скончалась Слободская 30 июля 1970 года в Лондоне.

* Анатолий Григорьевич Фистулари (1907-1995) родился в Киеве. Учился в Петербурге у отца, известного в свое время дирижера. Был вундеркиндом, в семилетнем возрасте исполнил с оркестром 6-ю симфонию Чайковского. В 1929 году покинул Россию. Участвовал в различных антрепризах. Среди оперных постановок "Борис Годунов" с Шаляпиным (1933), "Севильский цирюльник" (1933), "Сорочинская ярмарка" (1941) и др. Выступал с Русским балетом Монте-Карло, Лондонским филармоническим оркестром (с 1943). Работал также в США, Новой Зеландии. Был женат на дочери Густава Малера Анне.
** См. мемуары Киры Вэйн, опубликованные на нашем сайте в разделе История оперы (литературная страница).

На фото:
Ода Слободская.
Слободская в партии Февронии. Ла Скала.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ