«Неизвестные» шедевры. «Луиза» Г. Шарпантье

Евгений Цодоков
Главный редактор

Название очередной рубрики, которую мы предлагаем нашим читателям, требует пояснения. Казалось бы, что тут неясного? Однако... Слово «неизвестные» закавычено, ибо ему мы хотели в данном случае придать язвительно-ироничный характер с оттенком горечи.

Да! К сожалению, многие сочинения, давно утвердившиеся в современном оперном мире, совершенно отсутствуют в отечественном музыкально-театральном репертуаре. На эту тему уже была публикация нашего журнала (см. статью «Сколько опер у Россини» в архиве журнала). Кое-что, конечно, меняется.

На афишах московских театров, например, уже значатся такие опусы, как «Шелковая лестница» и «Синьор Брускино» Россини, «Валли» Каталани, «Гамлет» Тома, «Таис» Массне, недавно появилась «Адриенна Лекуврер» Чилеа. В Петербурге исполняют «Троянцев» Берлиоза и «Путешествие в Реймс» Россини, а в Перми «Клеопатру» Массне. Но все это - капля в море мировой оперной сокровищницы.

Редакция решила внести свою скромную лепту в ликвидацию такого положения вещей. Поставить экзотическую для русского слушателя оперу мы вряд ли сможем, так хотя бы расскажем немного о ней. И начать решили с «Луизы» - шедевра французского композитора Гюстава Шарпантье.

У каждого из нас есть свое представление о Париже! Для одного это «Мекка» искусств, для другого - увеселений. А может быть, воплощение полета души, который так гениально умел изобразить Марк Шагал? Лучше всего сказал, пожалуй, Хемингуэй - «Праздник, который всегда с тобой»!

Конечно, наряду с праздниками есть и будни. Будни художников и артистов, рабочих и прачек, букинистов и шарманщиков, туристов и зевак, лениво развалившихся в бесчисленных уличных кафе, влюбленных и прогуливающихся старичков, для которых все уже в прошлом. Все это - Париж!

Но есть еще и квинтэссенция Парижа - Монмартр. На него нужно взобраться. Но когда, преодолев крутой подъем и тяжело дыша, достигаешь вершины холма, над которым парит базилика Сакре-Кёр и поворачиваешься лицом к городу, раскинувшемуся перед тобой... наступает миг просветления и восторга!

Каждый раз, слушая вступление к 3-му действию «Луизы» Шарпантье, плавно переходящее в арию героини Depuis le jour, я вспоминаю именно этот миг...

Автор «Луизы» в девятнадцатилетнем возрасте приехал в 1879 году вместе с матерью покорять музыкальный Париж. Они поселились в районе Монмартра, который стал для них родным домом на многие десятилетия. Здесь на бульваре Рошешуар, в доме 66, где жил и работал композитор, теперь Музей старого Монмартра.

Ученик Массне, он впитал все лучшее, что дала миру французская музыка, и претворил в жизнь в своем шедевре, ставшим «гимном» Парижа - Парижа простых людей и искренних чувств. Если наиболее ярким живописным воплощением города, безусловно, являются полотна Клода Моне, Камиля Писсарро и, конечно, Мориса Утрилло, то музыкально он воспет Шарпантье. Разумеется, до него был Пуччини со своей «Богемой». Но тот был итальянцем, а Шарпантье француз! И это весьма важно! В его музыке органично переплавились традиции лирической оперы и элементы импрессионистической звукописи, а черты веристских страстей (безусловно, присутствующие), оказались укрощенными французским гедонизмом и медитативной созерцательностью. У Шарпантье в «Луизе» нет места таким необратимым вещам как смерть! Зачем? Жить - ведь это так хорошо!

Шарпантье удалось счастливо избежать в «Луизе» прямого подражания своему более талантливому современнику Клоду Дебюсси, чей «Пеллеас» появился двумя годами позднее, а также Вагнеру, который проник в душу каждого музыканта, хотел он того или нет. Шарпантье использует и вагнеровский принцип непрерывного развития, и лейтмотивную систему. Но... дух, царящий в этом сочинении, совершенно преображает все эти приемы. Здесь нет ни тевтонской тяжеловесности чувств немецкого гения, ни символистко-декадентской зыбкости героев Дебюсси, завязших... нет, не в чувствах - в нюансах чувств! «Простая история» о девушке-швее из рабочей семьи, влюбившейся в молодого поэта, олицетворяющего для ее родителей богемный Париж. Всеми силами они противятся этому роману. Но любовь непобедима и Луиза покидает отчий дом, предпочтя размеренной жизни богемную романтику. Вот и вся коллизия, происходящая на фоне парижской жизни.

Композитор начал сочинять «Луизу» (на собственное либретто) еще в Риме, куда он отправился как стипендиат Римской премии, полученной молодым выпускником Парижской консерватории в 1887 году. Но до премьеры оставалось ждать еще целых 13 лет.

Наконец, 2 февраля 1900 года «Опера-Комик» представила оперу на суд французской публики. За дирижерским пультом стоял Андре Мессаже. В заглавной партии выступила Марта Риотон (1876-1966). А спустя два с лишним месяца 10 апреля на одном из представлений «Луизы» произошло знаменательное событие: заболевшую Риотон прямо во время спектакля пришлось заменить молодой никому неизвестной певицей. Нелегко пришлось дебютантке. Ведь начинать пришлось прямо со знаменитой арии 3-го действия. Парижская публика была покорена. Успех был безоговорочным. Звали двадцатишестилетнюю дебютантку, вернее уже знаменитую с того вечера артистку, Мэри Гарден*. С тех пор любимица французской публики пела эту партию 175 раз (из них 105 в Париже).

Триумфальное шествие «Луизы» началось вскоре после премьеры. В 1901 году оперу поставили в Брюсселе и Будапеште. В 1902 году прошли итальянская (миланский театр «Лирико»), и немецкая (Эльберфельд) премьеры. В 1903 «Луиза» звучала в Берлине. Здесь в заглавной партии выступала знаменитая Эмма Дестинн (Дестинова).

В том же году выдающуюся постановку оперы в Вене осуществил Густав Малер (М.Гутхейль-Шодер - Луиза, Л.Слезак - Жюльен). В 1908 состоялась премьера оперы в Ла Скала под управлением А.Тосканини и с участием Ф.Альды, а выступавшая в ту пору в Нью-Йорке, Гарден исполнила партию Луизы на сцене «Манхэттен-опера-хаус». В 1909 году сочинению рукоплескал лондонский Ковент-Гарден, а в 1910 театр «Колон» (С.Крушельницкая в заглавной роли). Наконец, в 1921 году первую постановку оперы осуществил «Метрополитен» (Д.Фаррар в главной партии).

Русская «история» оперы коротка. В первый раз ее увидели москвичи в Оперном театре Зимина. Премьера прошла 16 сентября 1911 года (в заглавной роли С.Друзякина**, дирижер Е.Плотников). Этот спектакль стал одной из лучших работ известного режиссера Петра Оленина. А 7 ноября (!) 1920 года «Луизу» поставили в петроградском Малом оперном театре (дирижер С.Самосуд).

Пожалуй, надо констатировать, что, несмотря на повсеместный успех «Луизы», начиная со 2-й трети 20 века, эта опера идет на сценах мира не так уж часто. Конечно, это не касается Франции, где она продолжает оставаться символом национального искусства. В 1950 году отмечалось 50-летие оперы. К этому событию в «Опера-Комик» была осуществлена новая постановка, декорации к которой написал Морис Утрилло. На юбилейных торжествах, которые чуть было не сорвались из-за забастовки технического персонала театра, присутствовал президент Венсан Ориоль, наградивший композитора и художника правительственными наградами. Среди почетных гостей была первая исполнительница М.Риотон.

В 1956 году в Париже состоялось тысячное представление «Луизы», до которого композитор не дожил нескольких месяцев. Он умер 18 февраля 1956 года. А год спустя «Опера-Комик» отмечал годовщину кончины Шарпантье. И снова звучало лучшее сочинение композитора. Надо сказать, что Шарпантье пытался продолжить тему «Луизы» и дальше. В 1913 году в Париже состоялась премьера его оперы «Жюльен». Однако успеха это произведение не имело.

Есть еще одна исполнительница партии Луизы, для которой эта роль стала этапной, принесшей славу. Речь идет о знаменитой американской певице Грейс Мур (1898-1947).

Ей покровительствовала сама Мэри Гарден. В 1926 году Мур жила на вилле у Гарден в Монте-Карло. Примадонна занималась с ней вместе со знаменитым концертмейстером Р.Бартелеми, в свое время выступавшим с Карузо. Именно Гарден настойчиво рекомендовала певице обратиться к роли Луизы. Позднее, перед дебютом в «Опера Комик» (1929) партию Луизы с американкой проходил сам Шарпантье.

Но одним из самых значительных событий в карьере Мур можно считать участие в экранизации «Луизы», ставшей важной вехой и в истории оперного искусства. В своих мемуарах Мур подробно рассказывает об истории создания фильма, появившегося в 1939 году, о творческой атмосфере, царившей на сьемках. Приближавшаяся мировая война помешала авторам картины закончить ее так, как им хотелось бы. Сьемки завершались в спешке. Уже повсеместно шла мобилизация. Премьера фильма состоялась 4 августа 1939 года в Виши. 25 августа ее увидели парижане в Cinema Paramount на бульваре Капуцинов. Вместе с Мур в фильме снялись выдающиеся французские певцы Ж.Тиль (Жюльен) и А.Перне (Отец).

Поставил картину видный режиссер Абель Ганс (1889-1981), известный своими лентами «Наполеон» (1927), «Я обвиняю» (1938) и др. Ганс был автором еще нескольких музыкальных фильмов («Бетховен», «Лукреция Борджиа»). По отзывам критиков тех лет, картина представляла собой весьма милую мелодраму в духе американских комедий 30-х гг., местами стилистически близкую фильмам Рене Клера, с разговорными диалогами, хорошим оркестровым сопровождением (дирижер Э.Биго) и яркими солистами...

«Луиза» по сей день остается репертуарной оперой. Как мы уже отмечали, за пределами Франции ее ставят не особенно часто. Среди постановок последних лет выделяется сильным составом солистов спектакль 1999 года в Сан-Франциско (дирижер П.Саммерс). В главных ролях выступили Рене Флеминг, Джерри Хадли и Сэмюэл Реми.

Первая студийная запись «Луизы» (в сокращенном варианте) появилась в 1935 году (дирижер Э.Биго, солисты Н.Валлен, Ж.Тиль, А.Перне). Интерес представляет «живая» запись 1943 года, сделанная Томасом Бичемом в Метрополитен (Г.Мур, Р.Жобен, Э.Пинца). Почти одновременно в 1976-77 гг. были записаны две студийные версии, которые можно с полным основанием считать лучшими записями оперы. Первую из них осуществил Жорж Претр на SONY (И.Котрубаш, П.Доминго, Ж.Бакье), другую Юлиус Рудель на EMI (Б.Силс, Н.Гедда, Ж. Ван Дам). В 1983 году фирма ERATO выпустила «живую» запись брюссельского театра «Ла Монне» (дирижер С.Кэмбрелинг).

Примечания:

* М.Гарден (1874-1967) оставила воспоминания об этом судьбоносном эпизоде своей жизни. Не все детали ее мемуаров соответствуют действительности и документам (например, дата дебюта, утверждения певицы об отсутствии репетиций с Мессаже). Реальная же картина такова: Гарден, которой покровительствовала Сибил Сандерсон, состояла к тому времени на контракте в «Опера-Комик» (была зачислена в труппу 30 января 1900 г., планировалось ее участие в «Кармен» в партии Микаэлы), но еще ни разу не выходила на сцену. Она истово репетировала «Луизу» (обожая эту музыку), и была даже не во втором составе, а в третьем. У Риотон были в то время постоянные проблемы с голосом из-за простуды. И вот, в тот знаменательный день у примадонны опять случилось недомогание, заболела и вторая исполнительница. Директор театра Альбер Карре (кстати, племянник известного либреттиста) позвонил Сандерсон, у которой жила Мэри, и спросил, готова ли дебютантка подстраховать сегодня вечером Риотон. Сандерсон ответила отрицательно, но, Гарден, выхватив трубку, успела прокричать: «Да!». Вместе с Сандерсон они помчались в театр. Спектакль начался. Отчаянно Риотон пыталась справиться с голосом, но тщетно. Во втором антракте в ложе, где сидели Сандерсон и Гарден, появляется администратор и приглашает певицу за кулисы, где столпилась труппа, дирижер Мессаже и Карре. Все напутствуют молодую певицу. Затем объявляют замену… Дальнейшее хорошо известно. В конце 3-го акта публика неистовствует, оркестр встает по команде потрясенного дирижера. Все приветствуют рождение новой звезды. Двумя годами позднее М.Гарден вместе с А.Мессаже стали участниками мировой премьеры «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси.
** Друзякина Софья Ивановна (1880-1953). Русская певица, лирико-драматическое сопрано. Сестра певицы Марты Закревской. Родилась и училась в Киеве у А.Сантагано-Горчаковой, затем в Милане у Ч.Росси. Дебютировала в 1900 г. в Киеве (антреприза М.Бородая). Несколько лет пела в различных провинциальных и столичных антрепризах. В 1907-08 солистка Большого театра. В 1910-16 гг. в Опере Зимина. Гастролировала за рубежом (Палермо, Париж и др.). С 1920 вела педагогическую деятельность сначала в ГИТИСе, позднее в Московской консерватории (с 1930 профессор). Среди ее учеников Н.Рождественская.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ