Торжество муз после шестидесяти лет молчания

Блистательный «Идоменей» в Анконе

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Очередной материал Ирины Сорокиной посвящен появлению на оперной "карте" Италии нового музыкального театра. Это происходит весьма редко и, естественно, привлекло наше внимание.

Шестьдесят лет молчали музы в прекрасном приморском городе Анкона, хорошо известном если не российскому меломану, то российскому путешественнику и "челноку". Анкона - земля музыкантов, в нескольких километрах отсюда родились Перголези и Спонтини, не говоря уже о менее известных широкой публике композиторах, Лауро Росси и Персиани.

Театр Муз открыл свои двери публике в 1827 году и по сей день сохранил гармоничный неоклассический фасад. Но за фасадом мало что оставалось: война и землетрясение сделали свое дело. А уже после них свой вклад в столь долгое молчание муз внесла печально знаменитая итальянская бюрократия. И вот наконец-то Театр Муз восстановлен и открыл свои двери публике 13 октября 2002 года.

На торжественное открытие приехал Филармонический оркестр театра Ла Скала во главе с великим дирижером Риккардо Мути. Появились и афиши оперного сезона: в программе "Идоменей, царь Крита" Моцарта, "Лючия ди Ламмармур" Доницетти, "Мадам Баттерфлай" Пуччини с участием таких известных певцов, как Мариэлла Девиа, Даниэла Десси, Патриция Чофи, Фабио Армилиато, Акилес Мачадо.

"Идоменей" (премьера состоялась 6 ноября) привлек внимание всех: публики и критиков. Опера эта не так часто появляется на афишах. В области Марке (кстати, знаменитой своими театрами), центром которой является Анкона, "Идоменей" не ставился ни разу. Нынешняя постановка хочет напомнить тот факт, что в 1770 году, во время своего первого итальянского путешествия, юный Моцарт посетил Анкону и недалекий от нее Лорето.

Это грандиозное зрелище, на создание которого брошены впечатляющие артистические силы. Изумительный дизайнер и знаменитый режиссер Пьер Луиджи Пицци выступает в качестве постановщика и сценографа спектакля. Это его первая встреча с Моцартом. В первый раз появляется в драматической роли Электры прославленная виртуозка Мариэлла Девиа, до того певшая партию Илии. Интерес вызывают и другие имена на афише: американский тенор Чарльз Уоркмен, сопрано Эва Меи и меццо-сопрано Франческа Проввизионато.

Море, играющее основную роль в жизни такого города, как Анкона (даже Театр Муз расположен почти на берегу, в нескольких десятков метров от воды), становится главным героем спектакля Пицци. Яркий и чистый белый фон, заменяющий задник, окрашивается в соответствии с драматической ситуацией в голубые, сиреневые, жемчужные, палевые тона. Из вздымающихся волн, которые чудесным образом не выглядят бутафорскими и фальшивыми, появляется Нептун с трезубцем. Во вздымающиеся волны погружается корабль царя Идоменея.

Многое из этого уже было в предыдущих спектаклях знаменитого мастера, в недавнем "Танкреде" на Россиниевском фестивале в Пезаро, или в "Моисее" в Опере Монтекарло. Чистые фоны, пересекающие сцену лодки, использование контрастных цветов. Но, как подобает великому художнику, Пицци "вечно тот же, вечно новый". Легкая и чистая красота его спектаклей заставляет пережить незабываемые моменты и тех, кто в первый раз слышит его имя, и тех, кто десятилетиями следит за его карьерой.

Так в "Идоменее" глаз не может оторваться от ослепительной белизны фона, боковых лестниц, служащих для симметричного размещения хора, стройных колонн. Художник погружает зрителя в идеальный мир, вдохновленный образами античности и классицизма, но им преображенный. Сверкающая белизна декораций контрастирует с глухой чернотой костюмов: Идамант затянут в черную кожу, Илия в элегантное длинное черное платье, мужской хор одет в черные туники до колена, женский - в свободные черные длинные наряды. В атмосфере строгого контраста белого и черного тревожным пятном выглядит Электра в простом лиловом платье и перчатках (согласно поверью, лиловый цвет предвещает несчастье). На лицах у артистов белила - еще одна деталь, говорящая о связи с театром минувших времен.

Вкус, отточенность, изящество и рафинированность отличают постановку Пицци, в которой красота идеально сочетается со сценическими "чудесами". "Чудом" кажется обнаженный Нептун - мим, покрытый белилами с целью подчеркнуть совершенство мускулатуры, и как две капли воды похожий на прекрасную античную статую. "Чудесными" кажутся морские волны, живые и одновременно словно высеченные из мрамора.

Все участники спектакля прониклись возвышенным духом мифа и древней трагедии и естественно живут в контрастном черно-белом мире Пицци. Чарльз Уоркмен, высокий и виртуозный тенор с несколько искусственным тембром, особенно удачно вписывается в спектакль: его Идоменей предстает величественным без ложного пафоса, живым и трогательным. Знаменитая трудная и длинная ария полностью заслуживает горячие аплодисменты публики, а тонкость проникновения в стиль Моцарта вызывает восхищение. Точно так же оправдывает самые смелые ожидания Мариэлла Девиа: в роли Электры она утрачивает присущую ей холодноватость, пылает страстью, вызывает сочувствие, а кружево бельканто, которое она плетет, проникнуто истинным драматизмом. Изысканна и очень музыкальна влюбленная пара - Илия Эвы Меи и Идамант Франчески Проввизионато.

Филармонический оркестр области Марке под управлением Герарда Корстена звучит полно, драматично и блестяще, и отличную подготовку демонстрирует Оперный хор "В. Беллини", в активе которого участие в спектаклях фестиваля в Мачерате.

Успех грандиозный, в полном соответствии с грандиозным стилем постановки. Таким "Идоменеем" могли бы гордиться крупные театры ранга миланского Ла Скала. Отныне оперный сезон в Анконе может войти в число престижных музыкальных мероприятий области Марке, таких, как Россиниевский фестиваль в Пезаро и фестиваль в Мачерате.

Декабрь 2002 г., Анкона — Верона

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ