Коротко о разном

Евгений Цодоков
Главный редактор

Кончина Отто Эдельмана

На 87 году жизни 15 мая скончался известный австрийский бас-баритон Отто Эдельман. Певец родился в Брунне близ Вены 5 февраля 1917 года. Его оперный дебют состоялся в 1937 году в тюрингском городе Гера (заглавная партия в "Свадьбе Фигаро"). Эдельман воевал на фронте, два года провел в русском плену. После войны он возобновил свою карьеру в Граце.

1/2

Нам Эдельман хорошо знаком прежде всего по знаменитой фуртвенглеровской записи "Дон Жуана" на Зальцбургском фестивале 1953 года, где артист исполнил роль Лепорелло. Хорошо сохранившаяся киноверсия этой записи дает прекрасное представление о творческой манере певца. К лучшим достижениям Эдельмана безусловно принадлежат партии Барона Окса ("Кавалер розы") и Ганса Сакса. Именно в "Нюрнбергских мейстерзингерах" Эдельман дебютировал в Байрейте (1951) и на сцене Метрополитен в 1954 году. В этом театре певец выступал до 1970 года в ведущих вагнеровских партиях. Запись "Кавалера розы" с Караяном и оркестром "Филармония" (1956) с участием Эдельмана по праву считается выдающейся.

Евгений Цодоков

"Лолита" глазами критика

Мы обещали познакомить читателей с критическими отзывами на пермскую премьеру "Лолиты". К сожалению, многие ведущие средства массовой информации не уделили премьере никакого внимания. Среди единичных окликов можно упомянуть статью в газете "Культура" № 20, которую мы и перепечатываем.

Нимфетка с внешностью демона

Два вечера подряд, 12 и 13 мая, оперная труппа Пермского театра оперы и балета имени Чайковского давала премьерные спектакли оперы Родиона Щедрина "Лолита", написанной по всемирно известному роману В.Набокова.

Как ни хотела Пермь забыть иностранное происхождение "Лолиты", объявляя ее постановку мировой премьерой со скромным добавлением - "на русском языке", как ни способствовала тому местная пресса, "Лолита" Щедрина скоро вступит в возраст набоковской нимфетки. Опера была написана в 1992-м, поставлена в 1994-м - в Шведской королевской опере. Музыкальное руководство спектаклем осуществил Мстислав Ростропович, в качестве сценографа был приглашен главный в то время художник Metropolitan Opera Джон Конклин. Два года назад 32-летний режиссер Георгий Исаакян, незадолго до того принявший пост художественного руководителя Пермского театра, решил осуществить российскую премьеру оперы. И вот, с четырьмя пультами первых скрипок, с возможностями, далекими от благополучных шведов, Пермь вступила в состязание с объективными обстоятельствами, главное из которых - головоломная по сложности партитура. И - выиграла.

В "Лолите" Щедрина от постановщиков требуется многое. Легкое ажурное сопрано с внешностью "маленького демона", как говорится у Набокова. Крепкий, с широким диапазоном звучания баритон Гумберт. Мощное меццо ("слабый раствор Марлен Дитрих") - Шарлотта Гейз, мать Лолиты. Наконец, драматург Клэр Куильти - пронзительный высокий тенор. Помимо квартета основных действующих лиц и второстепенных персонажей, совершенно обязательны хор басов, по замыслу Щедрина - карающий голос судей, и хор мальчиков, символизирующий нежный отзвук потерянного рая детства. Наконец, еще один, главный, а может быть, и просто первый герой - оркестр. И соответственно первая музыкальная победа - за главным дирижером Пермской оперы Валерием Платоновым, сумевшим сделать, казалось бы, невозможное.

Свой вариант "Лолиты" постановщики спектакля объявили в буклете "пермской редакцией оперы", оставив первое действие в неприкосновенности за исключением небольших купюр и объединив в одно - второе и третье. Пролог "Электрический стул" и эпилог "Колыбельная" сохранены полностью. Причем в отличие от шведской постановки, в которой главным стимулом для режиссера Анн-Маргарет Петерсон было осуществление оперной версии романа Набокова, Георгий Исаакян отталкивался от смысла, заложенного в опере. Все нити музыкального повествования в "Лолите" Щедрина, где автор выступил и в роли либреттиста, тянутся к финальной "Колыбельной". Тихая кода-кульминация стала блестящей находкой режиссера. Казнь свершена, очистившийся от земных страстей, коленопреклоненный Гумберт, сияние мягкого света, хор ангельских голосов и будто плывущая над землей то ли Лолита с младенцем на руках, то ли Матерь Божия…

В сценографии Елены Соловьевой активно задействованы светлые цвета, из которых ключевой - желтый ("Не всякий знает, что электрический стул покрашен в желтый…") со всеми его оттенками, вплоть до раскаленного оранжевого. Одна из безусловных удач спектакля - костюмы Татьяны Парфеновой, привнесшие в постановку столичный шик и изысканную простоту.

Лолиту на первом премьерном спектакле исполнила уже принесшая театру "Золотую Маску" Татьяна Куинджи. И пела, надо сказать, превосходно. Особенно удалась ей последняя сцена-дуэт, в которой от ее трагического пианиссимо буквально перехватывало дыхание. Для второй Лолиты, недавней выпускницы Нижегородской консерватории Айсулу Хасановой ее роль - дебют в театре и в искусстве. Причем дебют яркий и запоминающийся.

Партия Гумберта Гумберта в опере Щедрина, пожалуй, самая сложная, прежде всего по протяженности. В определенном смысле "Лолита" - опера-монолог главного героя, практическая реализация набоковской идеи "исповеди светлокожего вдовца". Один из ведущих артистов труппы Александр Агапов от спектакля к спектаклю вносил в свою роль все новые запоминающиеся детали.

Нечасто бывает, чтобы второй состав не уступал первому. Обе Шарлотты - Татьяна Каминская и Надежда Бабинцева, оба Куильти - Сергей Власов и Дмитрий Пономарев - нашли в своих партиях яркие краски, а в публике - ревностных почитателей.

Эта опера трудна не только для сценического воплощения, но и для восприятия. В ней нет вокальных номеров, запоминающихся с лету. Пожалуй, только дуэты рекламисток (стажеры театра Елена Голованова и Аурелия Марчук), написанные композитором в стилистике рекламных клипов, подчеркнуто эпатажным содержанием мгновенно приковывают внимание. Но есть в ней бесконечное разнообразие изысканных деталей ("Сон розы, как говорят в Персии"), продуманный музыкальный и сценический рисунок каждой роли, есть атмосфера неуловимой ускользающей прелести, томления жизни и бесконечной тоски одиночества. Обо всем этом и о многом другом написана опера Щедрина. И Пермский театр дал свою версию убедительного ответа на волнующую загадку "Лолиты".

Екатерина Власова

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ