Джузеппе Синополи: портрет дирижера

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Джузеппе Синополи был человеком, который думал музыкой. Он был одновременно склонен к раздумью и бурным порывам. Радикал, наделенный холодным, порой сюрреальным чувством юмора. Дирижер, врач, автор научных трудов, влюбленный в археологию. “Для меня, - сказал он как-то, - археология – это знание и музыка – выражение. Я не могу вообразить мою жизнь без научных занятий, и обе эти вещи являются частью того, что я изучаю”. Что касается музыки, то пути, по которым он следовал, были малоортодоксальны: Синополи был космополитом в поисках своего собственного Грааля.

Это был сражающийся интеллектуал, отчаянный и порывистый алхимик способный смешать все карты и создать трудноразрешимые ситуации.

В его высказываниях настоящее и прошлое были на равных. Синополи был человек строгих правил, но противоречивый. Все эти качества он продемонстрировал в римский период своей деятельности: от отказа от места постоянного дирижера Оркестром Академии Санта-Чечилия, которому он дал новые импульсы (официальной причиной отказа было данное ему обещание построить новый Аудиториум, которое не сдержали; здание было построено уже после смерти маэстро) до проекта создания частного оркестра Оперы, которая в то время было государственным учреждением. Этот частный оркестр, согласно замыслу Синополи, должен был покинуть привычный ему зал и переехать в другой, гораздо менее значительный: профсоюзы горой встали против этой затеи, известные в музыкальном мире имена поддержали их, и маэстро должен был отказаться от проекта.

Он хотел сделать Римскую Оперу значимой на европейском уровне. Несомненно, его намерения были искренними. Но он вел битву за это согласно ошибочным критериям. В общем, Синополи, как все, не был совершенным. Он был итальянцем нетипичным и немного таинственным, и даже его дирижерское искусство представляет собой не до конца распутанный узел: он не был инстинктивен, подобно Аббадо, не имел его сверкающей легкости. Напротив. Всё для него было завовеванием, его музыка была “отфильтрована”, задумана им самим. Парадокс, но его музыка более подходила читательской, а не слушательской, публике. За его жестом, отмечающим динамические контрасты и так хорошо подходящим музыке второй половины девятнадцатого века, стояло знание.

Его культура была оригинальной и безграничной, его интересы поистине неохватны. Он читал Дьердя Лукаша, который заново интерпретировал марксизм, неоязыческие статьи Джулиуса Эволы, Шопенгауэра с его иррациональным пессимизмом, эзотерического Рене Генона. Но в его библиотеке доминировала книга Эрнста Блоха Почтенная песнь и видение истории.

По происхождению сицилиец, Синополи родился в Венеции в 1946-м году. В 24 года приехал в Вену, после того, как закончил медицинский факультет университета. Особенно любил Малера, потом Рихарда Штауса и Вагнера. Как дирижер, не был наделен увлекательным жестом, был, скорее, интеллектуалом, трезвым и глубоким. Во время репетиций, со своей черной бородой, маленькими и острыми голубыми глазами под круглыми очками, “монтировал” и “размонтировал” кусок, подобно призме. Ему нравилось “раскапывать” музыку, и он был способен понять смысл ее построения. Космополит, Синополи чувствовал себя как дома в Германии.

С Италией у него всегда были трудные, конфликтые отношения. Когда он встал во главе Римской Оперы, то публично выразил свое мнение о состоянии театра, сказав, что слава Римской Оперы равна славе Оперы Тунисской. Но в его биографии значится также “развод” с Флорентийским Музыкальным маем. “В Италии,- сказал Синополи,- я не буду больше дирижировать. Только в Ла Скала. Один Ла Скала гарантирует художественные условия, к которым я привык: профессионализм, эффективность, серьезность”.

Синополи был первым итальянским дирижером, работавшим с Молодежным Симфоническим Оркестром Венесуэлы. В нем играли недавние дети, жившие в бараках в ужасающей бедности: сегодня их взял под свое крыло Клаудио Аббадо. “Я отношусь к ним,- сказал Синополи,- с той же вежливостью и суровостью, с какой работаю со взрослыми оркестрами. Я должен быть очень профессионален, если хочу, чтобы моя работа с ними сослужила им добрую службу”.

В годы учения в Дармштадте, среди эха экспрессионизма и среднеевропейских влияний, Синополи занимался на курсах Лигети, Штокхаузена и Мадерны. Прежде чем посвятить себя дирижированию, он дебютировал как композитор. Музыка не утоляла его жажду знания. “Это искусство, которое страдает ограниченностью, потому что не ставит вопроса знания, но только лишь выразительности”. Так он предался изучению истории религий, философии, общества. Врач по профессии, любил психиатрию и живопись. “Мою первую библиотеку я собрал, приобретая в рассрочку серию классиков издательства Эйнауди. Приходской священник церкви Сан Стае в Венеции давал мне немного денег за мою игру на органе: я тратил их на книги. С какими книгами я бы никогда не расставался? С «Фрагментами» Гераклита, «Молящими» Еврипида, «Эдипом» Софокла, «Раем» Данте и «Улиссом» Джойса”.

Синополи был одержим жаждой знания. “Идея связать музыку с археологией, - сказал маэстро,- рождается из необходимости создать отношения между двумя документами духа: музыка в качестве документации бесконечного поиска между светом и мраком, между интуицией и знанием; археология как поиск не только камней памяти, но также мира, который эти камни высек и расположил их в храмах, которые являются эхом космогонии. Музыка в качестве медитации над священным; археология как след ощутимого проявления священного”.

Университетский диплом археолога был присужден ему ad honorem, дипломная работа опубликована посмертно. Она озаглавлена «Король и дворец» и посвящена зданию Бит Хилани, охватывая три тысячелетия археологической истории Сирии и Месопотамии. Синополи был влюблен в исчезнувшие цивилизации. Известный ученый Паоло Маттиэ, автор монументальной «Истории искусства древнего Востока», который должен был быть его оппонентом на защите, сказал, что страсть маэстро к древнему миру “культивировалась с умом, но также и рафинированностью”. Ритмы Синополи отличались от ритмов “нормальных” студентов, так как он должен был сочетать работу дирижера с обучением в университете. Он был также меценатом, финансировал раскопки в Египте и Сирии.

Синополи принадлежит честь быть первым итальянцем, который дирижировал в Байройте вагнеровской театралогией. Это было в 2000-ом году. Это действительно честь, то Кольцо открывало тысячелетие. Гонка длительностью в пятнадцать часов. Те, кто появлялись в Байройте до него, Тосканини и Де Сабата, дирижировали отдельными операми. Синополи хотел преодолеть “заслуженно выразительный” аспект музыки, его одолевало беспокойство, которое вело к поискам, сродни наваждению, радикальной истины. Истины категоричной, окончательной и, следовательно, неизбежно частичной. ”Культура,- говорил Синополи,- пользуется двумя видами оружия, чтобы идти вперед: один из них – воровство, как повторял Стравинский, другой – гордость. Воровство в том смысле, что все, что ты читал в молодости, становится твоим собственым, когда ты видищь мир сквозь магический кристалл не имеющей границ библиотеки. Гордость в смысле попытки изменить мир, двигаясь и меняя перспективу, переходя порог того, что подвластно нашим чувствам, преодолевая пределы смерти”.

23 апреля 2001-года Синополи должен был защищать свой второй университетский диплом в римской “Сапиенце”. Диплом археолога. Он умер тремя днями раньше, на подиуме, в Бердинской Дойче Опер. Судьбе было угодно прервать его жизнь в 54 года, в тот момент, когда он дирижировал Аидой. Джузеппе Синополи написал послание к берлинской публике. Он принял предложение вернуться в Берлин десять лет спустя в честь Гетца Фридриха, интенданта и режиссера, который точно так же неожиданно покинул этот мир четырьмя месяцами раньше. С Фридрихом его связывала большая дружба.

Трогательные слова: “В тот момент, когда Гетц проводит меня до подиума, мне покажется, что он повторит мне своим нежным и убеждающим голосом, напоминающим момент из трагедии Софокла «Эдип в Колоне», когда Эдип навсегда покидает сцену: “Пусть у тебя и этой страны будет счастливая судьба, и в процветании вспоминайте обо мне, когда я умру”.

Ныне в Таормине, на Сицилии, существует фестиваль, посвященный Синополи. Исполняется его музыка, была представлена его книга «Мой Вагнер, рассказ о тетралогии». Показываются фильмы, инспирированные идеями маэстро: Два глаза Хоруса и Музыка на тропинках мечты от Рейна до Нила с Шуманом, Вагнером и Бетховеном. Демонстрируются экспонаты из его археологической коллекции из Греции, Этрурии, Великой Греции…

Валерио Каппелли
Опубликовано в журнале Amadeus

Перевод с итальянского Ирины Сорокиной

На фото:
Джузеппе Синополи

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ