Вячеслав Иванович Сук — 150 лет со дня рождения

Евгений Цодоков
Главный редактор

16 ноября 1861 года родился выдающийся русский дирижер чешского происхождения Вячеслав (Ваша) Иванович Сук (1861-1933). Уроженец города Кладно, он в 1879 году окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки. После окончания консерватории служил скрипачом в оркестре. Гастролировал по Польше и Украине. С 1880 до конца жизни жил в России. В 1880-82 работал в Киеве в оркестре известной в то время частной оперной антрепризы И.Я. Сетова. В 1882-85 был скрипачом оркестра Большого театра.

В 1885 началась карьера Сука как оперного дирижера. В течении 20 лет (до 1904) он сотрудничал с частными труппами в Харькове, Киеве, Одессе, Казани, Саратове, Москве, Петербурге и др. В Киеве он исполнил впервые в России знаменитую в те времена оперу К.Гольдмарка «Царица Савская». Особенно плодотворной была его деятельность в оперных труппах антрепренера А.Церетели.

Так, например, в его харьковской труппе он был участником первой русской постановки оперы «Андре Шенье» Джордано (1897), а в петербургской «Новой опере» Церетели под управлением Сука состоялась мировая премьера «Пана воеводы» Римского-Корсакова (1904). Работа дирижера в этой постановке заслужила высокую оценку великого композитора.

Наконец, в 1906 Сук дебютирует в Большом театре вердиевской «Аидой». С этих пор его творческий путь до самой смерти неразрывно связан с прославленным московским театром. И хотя в эти годы в Большом театре официально отсутствовала должность главного дирижера, он фактически выполнял эту функцию, став преемником И.Альтани. Первой самостоятельной постановкой маэстро стала опера «Садко» (1906). А 19 декабря того же года Сук продирижировал премьерой «Каменного гостя» Даргомыжского в новой редакции и инструментовке Римского-Корсакова.

Деятельность Сука в Большом театре была плодотворной и очень интенсивной. В 1907 он осуществил постановки «Осуждения Фауста» Берлиоза (эта сценическая версия драматической легенды шла в театре под названием «Гибель Фауста»), «Нерона» Рубинштейна, «Руслана и Людмилы», «Снегурочки». В 1908 увидели свет новые постановки «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (московская премьера), «Евгения Онегина» и Лоэнгрина». 1909 год ознаменовался постановками «Майской ночи» и «Золотого петушка» (вскоре после мировой премьеры в Оперном театре Зимина). В том же году впервые на русской сцене под управлением Сука прозвучала опера Гольдмарка «Зимняя сказка».

В 1910-12 гг. Большой театр предпринял впервые в своей истории постановку полного цикла вагнеровского «Кольца нибелунга». Операми «Валькирия» (1910) и «Зигфрид» (1912) дирижировал Сук (две других части тетралогии прошли под управлением Э.Купера).

В 1911 маэстро вновь обращается к «Снегурочке». Среди его дальнейших работ в театре, наряду с текущим репертуаром, новые постановки опер «Манон» Массне (1915) и «Чародейки» Чайковского (1916), новые версии «Китежа» (1916), «Аиды» (1917).

После Октябрьского переворота Сук остается на своей новой родине и принимает участие в дальнейшей деятельности Большого театра. В числе новых постановок дирижера «Дубровский» Направника (1918), «Валькирия» (1919), «Осуждение Фауста» (1921), «Кармен» (1922), «Аида» (1922), «Лоэнгрин» (1923), «Саломея» Р.Штрауса (1925), еще один «Китеж» (1926), «Пиковая дама» (1927). Последней постановкой дирижера в Большом театре стала «Хованщина» (1928).

В 1924 году Сук, продолжая свою творческую деятельность в Большом театре, получил приглашение в Оперную студию имени К.С.Станиславского. В 1925-33 гг. маэстро был главным дирижером коллектива (в 1926 студия получила статус Студии-театра, а в 1928 переименована в Государственный оперный театр).

С первых дней работы в Студии дирижер начал работу совместно со Станиславским над оперой «Царская невеста». 28 ноября 1926 года состоялась премьера этой постановки. Это был первый спектакль в новом помещении Студии-театра – Дмитровском театре (Большая Дмитровка, 17).

В 1927 году Сук исполняет здесь же «Богему», в 1928 «Майскую ночь» (обе постановки Станиславского). В качестве музыкального руководителя Сук ставит также оперы «Борис Годунов» (1929, дирижер М.Жуков), «Пиковая дама» (1930, дирижер Б.Хайкин). Последней постановкой маэстро стал «Золотой петушок» (1932, дирижер Жуков).

Вячеслав Иванович Сук был также крупным симфоническим дирижером. В дореволюционные годы проводил концерты РМО, выступал с оркестрами Московской консерватории, Большого театра. В 1926-29 был дирижером Московской филармонии. Вел педагогическую деятельность, был профессором Московской консерватории (1925-26).

Пробовал свои силы и как композитор. Автор оперы «Лесной царь» (1900), сочинений для симфонического оркестра, камерного ансамбля и др.

Творчество В.И.Сука сыграло большую роль в развитии Большого театра. Его трактовки опер обладали единством музыкального и драматургического начал. Особенно преуспел мастер в исполнении сочинений Чайковского и Римского-Корсакова, став признанным интерпретатором русской оперной классики.

Скончался В.И.Сук 12 января 1933 года в Москве.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Вячеслав Сук

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ