«Только первые». Итоги викторины

Евгений Цодоков
Главный редактор

Сегодня мы подводим итоги нашей очередной викторины "Только первые". Надо признать, нынешняя викторина не удалась. Активность читателей была чрезвычайно низка, редакция получила всего 5 ответов. Ни один соискатель призов не смог правильно ответить на все задания. Но обо всем по порядку. Прежде всего, даем ответы.

Ответы:

  1. Назовите первую исполнительницу на русской сцене заглавной партии в опере "Мария Стюарт" Доницетти? (1 балл)
    Виктория Лукьянец.
  1. Кто сделал первый перевод на русский язык либретто оперы "Кармен"? (2 балла)
    Александра Сантагано-Горчакова.
  2. В каком году была осуществлена первая запись "Паяцев"? Назовите дирижера этой записи. (2 балла)
    1907 г., Карло Сабайно.
  3. Кто автор первой оперы на сюжет "Севильского цирюльника" Бомарше и в каком году она создана? (2 балла)
    Фридрих Людвиг Бенда, 1776 г.
  4. Назовите первую исполнительницу партии Офелии в "Гамлете" Тома. (2 балла)
    Кристина Нильсон.
  5. Назовите первую оперу, написанную специально для показа по ТВ, и ее автора? (2 балла)
    "Амал и ночные гости" Джан-Карло Менотти.
  6. Назовите первую итальянскую оперу, исполненную в Париже, и кто был ее автором? (2 балла)
    "Мнимая сумасшедшая" Франческо Сакрати.
  7. Назовите первую оперную партию, написанную специально для контратенора в 20 веке. (1 балл)
    Оберон в опере Бенджамина Бриттена "Сон в летнюю ночь".
  8. Где и когда состоялась первая постановка "Евгения Онегина" на немецкой сцене? (2 балл)
    Гамбург, 1892 г.
  9. Кто был первым исполнителем на американской сцене заглавной партии в "Дон Жуане", в каком году состоялась эта премьера? (2 балла)
    Мануэль Гарсиа-старший, 1826 г.
  10. Назовите имя известного скрипача, композитора, оперного дирижера, впервые ставшего за пульт с дирижерской палочкой? (1 балл)
    Луи Шпор.
  11. Назовите известную русскую певицу, участницу мировой премьеры оперы Массне "Рим". Какую партию она исполняла? (2 балла)
    Мария Кузнецова (Кузнецова-Бенуа), партия Фаусты.

Надо сразу отметить, что среди вопросов были весьма трудные, требовавшие исчерпывающей точности. Например, было два Габриэля Гарсиа и требовалось указать, что здесь речь идет об Гарсиа-отце (добавим, что вопрос содержал подвох - Гарсиа-старший был тенором, но пел иногда и баритональные партии, более того, в те времена партия Дон Жуана считалась вполне доступной тенорам). Такая же точность требовалась при ответе на 4-й вопрос, ибо семейство богемских музыкантов Бенда было большим, и даже имя Фридрих имели двое композиторов - Фридрих Вильгельм и Фридрих Людвиг.

В почте было также одно интереснейшее письмо, в котором на 7-й и 10-й вопросы давались ответы, не совпадающие с редакционными, тем не менее, претендовавшие на правильность. Так, автору письма удалось "раскопать" в интернете сведения о сочинении, якобы исполнявшемся в Париже в феврале 1645 года на 10 месяцев ранее "Мнимой сумасшедшей" Сакрати (именно это произведение указывается в оперных энциклопедиях как первое) - это "Каприччио" Марко Мараццоли (1602-1662). В редакции, признаемся, не слышали ранее о нем. Дополнительные исследования (вот как полезно проводить викторины!) показали, что действительно, такие предположения существуют, но они пока могут считаться только версией. Ни одно солидное справочное оперное издание (в т. ч. последний 4-х томный оперный словарь Гроува) этого факта не подтверждает. Неясно также, что это за опера, была ли она исполнена целиком? Впрочем, кто знает, возможно, вскоре мы услышим что-то новое по этому поводу, ведь музыкально-историческая наука постоянно развивается). Считалось же ранее, что первой итальянской оперой в Париже был "Орфей" Росси (этот факт приведен, например, в 6-ти томной отечественной Музыкальной энциклопедии).

Еще интереснее ответ на 10-й вопрос. Читательница утверждает, что еще ранее знаменитого представления "Дон Жуана" в 1826 году во время первых гастролей итальянской труппы Гарсиа в Америке, на котором присутствовал моцартовский либреттист Да Понте, его ставили в Филадельфии в 1818 году. Однако и этот факт нельзя считать доказанным, ибо даже в американских энциклопедиях он не отмечен (с другой стороны есть ряд трудов и диссертаций, где подтверждено первенство Гарсиа-отца). Действительно, следы упоминаний о филадельфийском "Дон Жуане" есть, но при этом указывается, что речь идет о переработанной английской версии Генри Бишопа (1786-1855), имеющей другое название (The libertine), и в которой даже действующие лица не совпадают. Популярный в те времена английский композитор и музыкально-общественный деятель Бишоп, автор знаменитой песни "Дом, милый дом", известен как мастер многочисленных вольных обработок опер Моцарта, Россини. Что в них осталось от оригинала - трудно сказать!

Тем не менее, мы благодарим автора столь подробного и, можно сказать, дотошного ответа Инессу Чилингарян за пытливость, расширившую горизонты наших знаний, и засчитываем ей ответы на эти вопросы. Более того, именно она и оказалась победительницей викторины, несмотря на то, что не на все другие вопросы ответила правильно. Других призовых мест мы решили не присуждать, так как остальные участники викторины допустили ошибки в большинстве вопросов.

Редакция

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ