Юбилей Джакомо Пуччини в Италии и других странах

Юбилей Джакомо Пуччини в Италии и других странах
Оперный обозреватель

Эта дата памятна всем, кто любит и понимает оперное искусство. Его произведения не сходят со сцен практически всех ведущих музыкальных театров мира. Со временем популярность музыки Пуччини только возрастает. По мнению Франческо Эрнани, известного общественного и музыкального деятеля Италии и президента Национального комитета Италии по празднованию юбилея Джакомо Пуччини, секрет его музыки заключается в том, «что она созвучна духу и стилю современной эпохи, и в то же время полна мелодизма, свойственного итальянской музыкальной традиции».

Возглавляемый Эрнани комитет был образован еще в конце прошлого года и можно сказать, что музыкальная общественность Италии весь уходящий 2008 год отмечала эту годовщину как свой большой национальный праздник. Приуроченные к юбилею композитора оперы были представлены практически всеми музыкальными театрами на его родине. Назову лишь некоторые из них, поставленные в рамках программы и под патронажем юбилейного комитета:

«Мадам Баттерфляй» - музыкальный фестиваль во Флоренции Maggio Musicale

«Манон Леско» - театр Карло Феличе в Гэнуе

Триптих («Плащ», «Сестра Анжелика», «Джанни Скикки»)– Ла Скала (Милан)

«Турандот» - Сан Карло (Неаполь)

Триптих и «Манон Леско» - Массимо (Палермо)

«Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Девушка с Запада» - Оперный театр Рима

«Эдгар» - Театр Реджио в Турине

«Ласточка» и «Мадам баттерфляй» - Театр Верди (Триест)

«Турандот» и «Ласточка» - Ла Фениче (Венеция).

Лукка, Тоскана. Позади памятника Пуччини угол дома, в котором он родился.   Памятник Пуччини в Торре дель Лаго

Самая насыщенная программа, естественно, осуществлена на родине композитора – в городе Лукка, а также в Торре дель Лаго, где он прожил последние тридцать с лишним лет своей жизни. В рамках традиционного оперного фестиваля Пуччини в Торре дель Лаго прошли спектакли «Турандот», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Эдгар».

Там же, а также в Милане, комитетом по проведению юбилея была организована серия конференций, объединенных названием «Джакомо Пуччини 1858-2008», где прозвучали темы: Пуччини и опера в начале 20 века, Пуччини в кино, критика и оперные традиции и др.

Гала-концерты, посвященные композитору, прошли в десятках итальянских городов. Записи некоторых концертов выпущены на компакт-дисках фирмой Casa Ricordi.

Специально к юбилею Почта Италии выпустила памятную марку. Изданы книги, брошюры, фотоальбомы.

Юбилейная дата не осталась не замеченной во многих странах мира. Опера «Ласточка», действие которого происходит на Лазурном побережье Франции, с успехом встречена в Ницце. А премьера этого спектакля состоялась чуть ранее, в Торе дель Лаго.

Многие театры в Европе и США, в том числе провинциальные, отметили годовщину новыми премьерами опер Пуччини. Так, в канадском городе Калгари местный оперный театр поставил «Тоску», пригласив на главную партию Мишель Капальбо, молодую, но уже достаточно известную сопрано, чей дебют на оперной сцене состоялся как раз в этой опере Пуччини.

Оперный театр Лос-Анжелеса для постановки Триптиха пригласил звезд голливудского кино – режиссеров Вуди Алена и Вилли Фридкина (фильм «Экзорсист»). Такой ход не стал сюрпризом для тех, кто знает этот театр. Ранее на той же сцене «Ласточку» ставил другая голливудская знаменитость – Дэвид Кроненберг. Определенный скепсис в отношении интерпретации опер Триптиха мастерами американского кино развеялся после первого же премьерного показа. Как отмечают критики, спектакль получился «не просто хороший, но отличный». Режиссерская работа, по их словам, отмечена продуманностью всех мизансцен вплоть до мельчайших деталей, ничто не выглядело немотивированным, надуманным, искусственным. Приглашенные исполнители – из первого ряда оперных певцов. Достаточно назвать Сальваторе Личитру, регулярно выступающего в лучших театрах Италии и Европы, известного и московским любителям оперы. Критики особо выделяют исполнительницу Анжелики («Сестра Анжелика») Сондру Радвановски и нашу соотечественницу Ларису Дядькову в партии принцессы. Оркестр под управлением Джеймса Конлона соответствовал высокому уровню исполнителей.

Французский телеканал Mezzo показал 22 декабря сразу четыре оперы композитора. Метрополитен дал в этот вечер «Богему» с трансляцией по радио. Ковент-Гарден – «Турандот». Венская государственная опера предложила «Богему».

А что же у нас в России? К сожалению, многие музыкальные театры России не смогли (или не захотели) достойным образом отметить важную дату в мировой музыкальной культуре. В Мариинке вечером 22 декабря – «Травиата». А в декабрьской афише Большого театра вообще не нашлось места ни для одной из трех стоящих в репертуаре опер Пуччини. Та же картина в Геликоне и Новой опере…

Только в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко вспомнили о дате и в декабрьскую юбилейную неделю включили все три оперы композитора, имеющиеся в репертуаре, - «Тоску», «Богему» и «Мадам Баттерфляй».

В формате заметки невозможно перечислить все события в музыкальной жизни уходящего года, посвященные памяти великого композитора. Важно то, что его слушают в самых разных уголках мира. Его музыку переживают, в нее влюбляются и те, кто, казалось бы, совсем далеко от классической оперы. Тот же Франческо Эрнани вспоминает: «Однажды был на спектакле «Мадам Баттерфляй» и рядом сидела известная рок-певица и поэтесса Па?тти Смит (которую принято называть «мамой панка» и «поэтом-лауреатом панк-движения» - прим. В.С.). Во время одного из кульминационных моментов заметил нечто странное в ее поведении. Повернулся и увидел в ее глазах слезы, она дрожала, не в силах скрыть эмоции, нахлынувшие под впечатлением музыки Пуччини».

Иллюстрации:
Джакомо Пуччини
Лукка, Тоскана. Позади памятника Пуччини угол дома, в котором он родился (фотограф - Anne Lawson)
Памятник Пуччини в Торре дель Лаго (фотограф - Anne Lawson)

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ