Оперная труппа американского города Балтимор (Baltimore Opera Company) инициировала процесс банкротства. Насчитывая почти 60 лет существования, поставив и сыграв более 200 спектаклей, Балтиморская опера столкнулась сегодня с непреодолимыми финансовыми трудностями. При 6-миллионном годовом бюджете дефицит достиг 800 тысяч долларов. Одна только «Аида», премьера нынешнего сезона, принесла 200 тысяч убытка, сообщает "Baltimore Sun". Примерно на эту сумму остались не распроданными билеты. Покрывать дефицит нечем. Отменены объявленные премьеры «Севильского цирюльника», «Порги и Бесс». Как отмечается в официальном сообщении администрации театра, банкротство – единственный оставшийся способ его сохранить.
Не самая знаменитая в Америке оперная труппа, этот коллектив, тем не менее, достигал немалых творческих высот. В спектаклях, поставленных в Балтиморе, выступали Пласидо Доминго, Анна Моффо, Биргит Нильсон, Тереза Стратас, другие всемирно известные певцы, что уже говорит о многом.
Балтиморская опера – не единственная жертва финансового кризиса. Один за другим отменяют премьеры, сокращают репертуар оперные труппы в американской провинции. Кризис не щадит и столичные театры. Национальная Вашингтонская опера вынуждена пересмотреть творческие планы, вычеркнув из них вагнеровский цикл «Кольцо нибелунга». Об этом сообщает "The Washington Times", впрочем, не преминув упомянуть, что и такая, казалось бы, незыблемая скала в оперном мире как Метрополитен-опера не сумела избежать воздействия кризиса: отложено долгожданное возобновление оперы Дж. Корильяно «Призраки Версаля».
А что в Италии, оперной альма-матер? Там каждый четвертый театр перешел черту банкротства и управляется кризисным менеджментом. Для страны, где оперные труппы имеются чуть ли не во всех городах и населенных пунктах городского типа, это огромное число театров. Их общая задолженность, пишет "The Guardian", достигает 50 миллионов евро. Последняя по времени жертва финансового кризиса – знаменитая Арена ди Верона. Уже несколько месяцев управляется кризисным менеджером театр, входящий в дюжину ведущих в стране – Карло Феличе в Генуе.
Тяжелое положение в итальянской опере нельзя объяснять одним только нынешним мировым кризисом. В прошлом году банкротом был объявлен такой известный театр как Сан-Карло в Неаполе. Местные наблюдатели связывают проблемы в любимом итальянцами виде искусства с политикой правительства Берлускони, которое еще в предыдущий период правления (до 2006 года) урезало расходы на культуру. А в последнее время к этому добавилось резкое снижение спонсорской поддержки. Так, например, банк "Banca di Verona" вчетверо урезал субсидии Арене ди Верона с 2 миллионов до 500 тысяч евро.
Между Берлускони, грозящим на треть урезать расходы на культуру в следующем году, и музыкальной общественностью страны развернулась настоящая война. Надо экономить, настаивает премьер: «Ла Скала насчитывает тысячу человек, когда можно вполне обойтись четырьмястами». «Это ложь, - отвечает директор прославленного миланского театра Стефании Лисснер (кстати, из Франции), – в штате театра 800 человек и половина из них – музыканты, танцоры, хористы» (news.bbc.co.uk).
Совсем недавно театральная общественность Италии совместно с кинематографистами провела однодневную забастовку, выразив тем самым свой протест против политики правительства. Отмечены случаи голодовки. Неделю голодал баритон из Флоренции Клаудио Фантонио. Объявили голодовку девять хористов оперного театра в Турине.
Еще большую драматичность ситуации придает угроза министра культуры Рокко Буттильоне уйти в отставку, если правительство не отменит планируемые в бюджете сокращения на культуру.
Оперная жизнь в Италии, однако, еще весьма далека от финансового паралича. Идут спектакли, ставятся премьеры. Случаются творческие и закулисные скандалы, без которых не обходится ни один сезон итальянской оперы. Последний по времени – в Ла Скала. Исполнитель заглавной роли в «Дон Карлосе», премьере этого года, 34-летний тенор Джузеппе Фильяноти был заменен в последнюю перед спектаклем минуту на 43-летнего американца Стюарта Нейла, первоначально заявленного во второй и третий составы. Официальная причина – ошибки, допущенные певцом, во время оркестровой репетиции в костюмах. Мне пока не довелось ознакомиться с пением Фильяноти, который, кстати, не согласился с решением театра и заявил газете "Corriere della Sera", что ему «нанесли удар в спину», отстранив от роли в последний момент: «Я нахожусь в отличной форме, и не чувствую себя слабым для этой партии, к тому же это была репетиция и я пел вполголоса».
В этой истории меня удивило другое: приглашение Нейла на второй состав. Я слушал его в «Пуританах» на сцене Метрополитен в конце девяностых, и его исполнение одной из труднейших теноровых партий бельканто мне показалось вполне приличным, все верхние ноты в последнем акте брал легко, свободно. Конечно, можно предполагать, что американский тенор на пятом десятке жизни уже не тот, каким был 10 лет назад (век теноров короткий). Но, скорее всего, Нейл и сегодня в хорошей форме, заслужив, как пишет Corriere della Sera, «щедрые аплодисменты публики» вечером 7 декабря, когда он вышел на сцену Ла Скала в первом премьерном спектакле неожиданно для самого себя.
На фото: Baltimore Lyric Opera House