Неоперные страсти в эпоху кризиса

Жерар Мортье вновь эпатирует

Жерар Мортье вновь эпатирует
Оперный обозреватель

Конец 2008 года ознаменовался сенсацией в музыкальной жизни Запада. Генеральный директор Парижской Национальной Оперы Жерар Мортье заявил об аннулировании контракта с Нью-Йоркской городской оперой (New York City Opera), по которому он должен был возглавить этот театр в наступившем 2009 году.

Появление злополучного контракта полугодом ранее сопровождалось противоречивыми откликами и оценками, отражающими неоднозначность творческой личности 65-летнего Мортье. Художественный руководитель ряда оперных театров и музыкальных фестивалей Европы в разные годы, он приобрел шумную, со скандальным оттенком славу смелого реформатора, сокрушающего оперные устои и традиции.

Сменив в 1991 году скончавшегося Герберта фон Караяна на посту руководителя фестиваля в Зальцбурге, Мортье ошеломил достопочтенную публику моцартовского гнезда поистине революционными новациями, начав с постановки пятичасовой оперы Оливье Мессиана «Святой Франциск Ассизский», продолжив затем премьерами малознакомых австрийцам опусов Монтеверди и Рамо. Особым предметом его гордости стали постановки опер композиторов двадцатого века – Стравинского, Шостаковича, Берга, Яначека.

Моцарта он тоже ставил в Зальцбурге. Но как? В родном городе гения его инновационные постановки были отвергнуты как «модернистский мусор». Выходец из Бельгии, Мортье пренебрежительно отзывался о традициях музыкальной Вены, о творческом наследии Караяна, о местных меломанах. Досталось всем - и австрийским чиновникам от культуры, и венским музыкальным критикам, и даже звукозаписывающим компаниям. После громкого заявления праворадикальной Партии свободы о том, что Зальцбургский фестиваль более «не представляет культуру австрийцев», Мортье в знак протеста покинул свой пост.

Имидж разрушителя традиций, как мне кажется, во многом объясняет тот факт, почему Мортье, придя в восхищение от новой постановки «Евгения Онегина» в Большом театре, организовал ее показ в Париже. Не знаю, как парижане встретили именно этот спектакль, породивший на родине бурю эмоций и споров, но их мнения в целом о творческом почерке пока еще руководителя Парижской оперы звучат подчас очень резко. Комментируя обнародованное в апреле прошлого года объявление Нью-Йоркской оперы о приходе бельгийца, некий житель Парижа Винсент Негре написал в чате: «Лучшая новость 2008 года – наконец-то мы избавляемся от месье Мортье. Его интерпретация «Волшебной флейты» настолько опошлила моцартовское наследие, что даже почитатели Мортье среди столичной интеллигенции были вынуждены пожурить его за эту постановку».

Надо сказать, что и жители Нью-Йорка весьма неоднозначно отреагировали на известие о предстоящем приходе Мортье. Опасения, что Нью-Йоркская Опера может «присоединится к клубу европейского музыкального мусора» («Euro-Trash»), перемежались с робкими надеждами, что внимание нового директора привлекут произведения американских композиторов 20 столетия, и возвращение их незаслуженно забытых шедевров возродит предназначенную Нью-Йоркской Опере роль «промоутера» национальных музыкальных традиций.

Действительно, этот театр в отличие от Метрополитена не пользуется всемирной известностью. Он значительно скромнее по исполнительному составу, по постановочному уровню. Если Метрополитен с самого начала фактически был и остается международным оперным центром, сценой для крупнейших звезд планеты, то нью-йорская городская опера задумана как национальный театр, где преобладают американские певцы, где в репертуаре – много произведений американских авторов. Недаром один из отцов-основателей, бывший в то время мэром Нью-Йорка Фиорелло Ла Гуардия назвал проект «народной оперой», обозначив тем самым роль и место театра в культурной жизни города. Мне довелось слушать там «Кармен». Если память не изменяет, все певцы в тот вечер были американцы. Очень прилично пели, постановка вполне традиционна, декорации и костюмы тоже. Хороший спектакль, который бы мог с успехом идти в любом городе мира.

Финансовый кризис, больно ударивший по многим театрам и оркестрам США, не обошел стороной нью-йоркскую оперу. Собственно, проблемы финансирования и до кризиса преследовали театр. В начале 80-х многодневная забастовка оркестрантов прервала спектакли. Тогда оперу возглавляла Беверли Силс. Позднее, в 1989 году, когда у штурвала стоял Кристофер Кин, забастовка музыкантов сорвала весь сезон.

Летом прошлого года над театром нависла угроза банкротства. Его бюджет в значительной мере формируется за счет частных пожертвований и грантов, как, впрочем, и других оперных трупп Америки. На 2009 год удалось собрать много меньше денег, чем хотелось и планировалось. Председатель правления театра Сьюзан Бейкер отметила в официальном заявлении, что «предпринятые усилия привлечь необходимые для достижения творческих целей средства не дали ожидаемого результата. К сожалению, нам придется иметь дело с урезанным бюджетом». Финансовые проблемы и стали для Жерара Мортье причиной (а может быть, поводом?) отказаться от уже подписанного контракта.

Еще в августе пошли разговоры, что он отправил заявку на пост со-директора вагнеровского фестиваля в Байрёйте (Германия). Тогда же распространились слухи, что импресарио ищет новую работу в Европе, учитывая заканчивающийся в 2009 году контракт с Парижской оперой. Официальное заявление об отказе работать в Нью-Йорке Мортье сделал к концу года. В интервью журналистам он заявил, что вместо оговоренных контрактом 60 миллионов долларов на 2009 год правление Нью-Йоркской оперы утвердило только 36 миллионов бюджета (к слову, бюджет 2008 года - 42 миллиона с дефицитом в 15 миллионов): «Я сказал им, что при всем моем желании с такими деньгами делать нечего. Я не могу управлять оперной труппой с бюджетом меньшим, чем у самого крохотного оперного театра во Франции».

В конце ноября 2008 г. Королевский оперный театр «Реал» в Мадриде объявил, что Ж. Мортье займет через год (январь 2010 г) пост художественного руководителя театра. Любопытно, что новый руководитель совместит в своем лице сразу две, в настоящее время раздельные должности: главного режиссера (сейчас Антонио Морал) и музыкального руководителя, коим в данный момент является Хесус Лопес-Кобос.

Тому могут два объяснения. Мортье поставил в качестве условия передачу ему диктаторских полномочий, что, в общем, понятно, если учитывать его неоднозначный творческий бэкграунд и сильный характер. Но, скорее всего речь идет о банальной экономии. Один из ведущих оперных театров Испании тоже вынужден затягивать пояс, рассчитывая, очевидно, сделать ставку на творческие инновации нового директора, на перетряхивание репертуара с помощью современных произведений, на привлечение новых масс зрителей. Все это, возможно, так и будет. Но как отреагирует на экстравагантные реформы испанский музыкальный истеблишмент? Тем более, что в исторической памяти испанцев, наверное, еще сохранились предрассудки в отношении выходцев из некогда мятежной, отчаянно сражавшейся с испанской короной свободолюбивой Фландрии.

В любом случае, будет весьма интересно наблюдать за изменениями в театре «Реал» под началом скандально известной личности, неутомимого Жерара Мортье.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ