2009 год ознаменован рождением нового оперного проекта – совместного творческого детища Государственного комплекса «Дворец конгрессов» (Константиновский дворец в Стрельне) и Культурного центра Елены Образцовой. «Мировые оперные театры в Константиновском», – так называется запланированная серия музыкальных вечеров, представляющих российской публике певческие имена, на сегодняшний день уже успевшие вписать значимо яркие творческие страницы в новейшую историю ведущих оперных домов мира. Среди последних назовем ряд таких известных музыкальных брендов, как миланский театр «Ла Скала», парижская «Гранд-опера», лондонский «Ковент-Гарден», нью-йоркская «Метрополитен-опера». Концерты солистов этих театров будут проходить в Мраморном и Голубом залах Константиновского дворца и преследуют цель не только знакомить меломанов с лучшими оперными голосами планеты, но и открывать новые имена, пока еще не известные широкой отечественной аудитории.
Предполагается, что подобные мероприятия приобретут периодический характер и будут проходить не менее четырех раз в сезон. Задуманный цикл вечеров призван способствовать возрождению исторических традиций проведения музыкальных салонов в парадных залах Константиновского дворца.
В сезоне 2008/2009 года главный музыкальный театр Италии отмечает свой 230-летний юбилей. Открытие сезона в «Ла Скала» не просто очередная премьера, не просто отсчет нового музыкального витка в жизни оперного театра – для Италии это событие поистине государственной важности. На этот раз в качестве инаугурационного названия была выбрана опера Верди «Дон Карлос». В день традиционного открытия сезона 7 декабря место за дирижерским пультом оркестра театра «Ла Скала» занял один из корифеев итальянского музыкального театра Даниэле Гатти, а в партии Елизаветы Валуа триумфально выступила певица, которой и суждено было стать первой гостьей петербургского концертного цикла «Мировые оперные театры в Константиновском».
Наша героиня – итальянское сопрано Фьоренца Чедолинс. Свой последний спектакль премьерной серии в театре «Ла Скала» она спела 11 января, а уже через месяц прилетела в Санкт-Петербург. Этот гастрольный вояж в Россию стал первым за всё время интенсивной оперной карьеры певицы, и по сей день не перестающей набирать свои творческие обороты. Несмотря на то, что Фьоренца Чедолинс – несомненная гордость итальянской вокальной школы, это имя в нашей стране известно не достаточно широко. Февральское выступление певицы в Стрельне, наконец-то, исправило эту досадную несправедливость и, без сомнения, привнесло в заснеженный зимний Петербург оптимистичные ноты итальянского солнечного темперамента.
Автору этих строк посчастливилось присутствовать на событии, которое даже по меркам насыщенной музыкальной жизни Северной Пальмиры, можно отнести к разряду далеко не ординарных. Всю гамму впечатлений можно свести в один емкий тезис: в Константиновском дворце обосновался музыкальный салон итальянской оперы, невероятно элитарный по степени своей эксклюзивности, но в то же время абсолютно демократичный с точки зрения непринужденной и по-особому доброжелательной атмосферы. Закономерно, что радушной хозяйкой этого, скажем прямо, необычного для нашего времени оперного салона, его большой душой и открытым сердцем стала Елена Образцова. Наверное, только художникам подобного ранга удается творить настоящие чудеса! Судите сами. Во-первых, привезти в Петербург Фьоренцу Чедолинс, одно из ярчайших имен итальянской оперы. Во-вторых, «выписать» для концерта Маттео Бельтрами, одного из перспективных итальянских дирижеров молодого поколения, для которого нынешний визит в Россию также стал первым. В-третьих, пригласить главного редактора авторитетнейшего миланского журнала «L’Opera», известного музыковеда и музыкального критика Сабино Леночи, выступить в необычной роли ведущего концерта. Что и говорить, последняя персоналия придала обсуждаемому событию еще большую интернациональную значимость.
Общеизвестно одно философское утверждение, что закономерности пробивают себе дорогу в цепи случайностей. Но скажите, случайно или закономерно то, что первый концерт петербургского цикла, посвященный 230-летию театра «Ла Скала», дала именно Фьоренца Чедолинс, певшая на открытии этого сезона в Милане, а тридцатью годами ранее на открытии 200-летнего сезона «Ла Скала» Елена Образцова также пела в «Доне Карлосе», представив одну из лучших своих ролей в звездном спектакле, за дирижерским пультом которого стоял великий Клаудио Аббадо? Случайно или закономерно то, что в 2003 году на террасе Константиновского дворца по случаю открытия Государственного комплекса «Дворец конгрессов» пел величайший тенор планеты Лучано Паваротти, а спустя почти шесть лет в Мраморном зале Константиновского дворца выступила Фьоренца Чедолинс, важный перелом в карьере которой наступил в 1996 году после победы на конкурсе Лучано Паваротти в Филадельфии? Наконец, случайно или закономерно то, что на наших глазах происходит подлинно творческая эстафета вокальных поколений?
Фьоренца Чедолинс родилась в Андуинсе, маленьком городке провинции Порденоне (регион Фриули-Венеция-Джулия). Несомненно, суровая гористая природа родных мест повлияла на то, что двумя определяющими качествами ее сильного и настойчивого характера стали сдержанность и решительность, которые всегда помогали исполнительнице двигаться вперед, преодолевая всё новые и новые рубежи. Но первая же встреча с Фьоренцой Чедолинс на пресс-конференции накануне концерта – теперь уже в ранге признанной звезды мирового масштаба! – однозначно убедила в том, что она к тому же – человек невероятно открытый и искренний. Певица сразу легко расположила к себе незаурядной рассудительностью и ощущавшейся природной скромностью, свойственной лишь натурам высокоинтеллектуальным. Природного обаяния ей совершенно не занимать! Она не только потрясающее сопрано – это изысканная гранд-дама, просто необыкновенно красивая женщина!
Уже в раннем возрасте происходит дебют Чедолинс на профессиональных оперных подмостках (1988 год). Первая ее главная партия – Сантуцца в «Сельской чести» Масканьи (Teatro Carlo Felice в Генуе, 1992 год). Обладая пластично-мягким голосом редкой темной окраски и большого диапазона, а также мощным арсеналом технических средств, позволяющим исполнять как партии лирико-драматического сопрано, так и уверенно чувствовать себя в драматическом (веристском) репертуаре, певица на начальном этапе своей карьеры несколько сезонов подряд успешно сотрудничает в качестве приглашенной солистки с фестивалем в Сплите (Хорватия). Стилистически разнородные партии, которые приходится исполнять в этот период, становятся той отправной базой, на которой можно совершенствовать свои певческие возможности и накапливать артистический опыт. Итак, с завидным усердием Чедолинс осваивает широчайший репертуар от «Поединка Танкреда и Клоринды» Монтеверди до «Carmina Burana» Орфа, от «Моисея» Россини до «Саломеи» Рихарда Штрауса.
Как уже отмечалось, судьбоносный поворот в карьере Чедолинс происходит в 1996 году. В качестве победителя Международного конкурса Лучано Паваротти она получает возможность спеть «Тоску» Пуччини в Филадельфии в одном спектакле с главным тенором планеты. В этом же году у певицы – еще одна Сантуцца на Равеннском фестивале (дирижер – Риккардо Мути). Летом 1997 года фирма KICCO MUSIC записывает на CD «Глорию» Чилеа c Чедолинс в главной партии со спектакля на фестивале в Сан-Джиминьяно. Осенью того же года – снова Сантуцца на фестивале Масканьи в Ливорно. Таким образом, сама природа голоса естественно определяет основу репертуара певицы как «веристско-пуччиниевскую».
Тем не менее, начиная с октября 1997 года, Чедолинс принимает решение подвергнуть свой репертуар тщательно взвешенному пересмотру. Предпочтение теперь отдается, прежде всего, лирическим героиням, а также партиям лирико-драматического амплуа, требующим известной гибкости и подвижности голоса наряду с теплой густой окраской звука и насыщенностью вокальной фактуры. Вылазки в репертуар веризма и «большой оперы» (в данном случае под этим термином понимаются полновесные драматические партии) постепенно начинают утрачивать систематически довлеющий характер.
С этого момента число контрактов Чедолинс растет, как снежный ком. Ей один за другим покоряются крупнейшие оперные сцены мира. Траектории ее ангажементов простираются от нью-йоркской «Метрополитен-опера» до лондонского «Ковент-Гарден», от парижской «Опера-Бастий» до барселонского «Лисео», от цюрихского «Оперн-хаус» до мадридского театра «Реал». Автору этих строк дважды выпадает удача услышать певицу в спектаклях театра «Арена ди Верона»: в операх Верди «Трубадур» (2001) и «Аида» (2002). И, конечно же, маршруты творчества закономерно выводят исполнительницу на широкую священную дорогу театра «Ла Скала» – оперной Мекки, которую мечтает покорить любой певец. Миланский дебют Чедолинс датируется февралем 2007 года: главная партия в «Мадам Баттерфляй» Пуччини (дирижер – Мюнг-Вун Чунг) производит настоящий фурор.
Одна из публикаций восторженной итальянской критики того периода в журнале «Messaggero Veneto», интервью с певицей, так и называется «Имя “Ла Скала” – Фьоренца Чедолинс». Вот что написано в его преамбуле: «Это было настоящее помешательство публики. Храм итальянской оперы, одно из самых почитаемых для любого артиста мест, поднялся на ноги и «вопил» от наслаждения и одобрения. Фьоренца Чедолинс, молодое сопрано, тронула, увлекла, захватила самую привилегированную и искушенную оперную публику – публику миланского театра “Ла Скала” – изумительным исполнением главной партии…» Следующий важный этап сотрудничества с этим театром, как уже отмечалось в начале наших заметок, – открытие нынешнего сезона «Ла Скала». И можно не сомневаться: творческие контакты с этим храмом искусства обязательно продолжатся и в будущем.
Голос певицы настолько типичен для итальянской вокальной школы, что невольно возникают исторические реминисценции с голосом легендарной Ренаты Тебальди. К тому же они вовсе не безосновательны. Сабино Леночи, лично знавший Тебальди, поделился во время пресс-конференции своими воспоминаниями. В одну из встреч с великой примадонной он дал ей прослушать записи Чедолинс – и Тебальди воскликнула: «Наконец-то я нашла свою творческую наследницу!» Нынешний репертуар Фьоренцы Чедолинс весьма внушителен. В нем представлен практически весь Пуччини (восемь из его десяти опер). Огромный его пласт составляют оперы Верди. Назовем лишь некоторые из них. Среди ранних произведений это «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Битва при Леньяно», «Разбойники», «Луиза Миллер». Среди более поздних опусов – «Трубадур», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Сила судьбы». И, наконец, оперы, завершающие творчество маэстро из Буссето, – «Дон Карлос», «Аида», «Отелло» и «Фальстаф».
Пласт романтического оперного бельканто в репертуаре Чедолинс невелик («Норма» Беллини, «Полиевкт» и «Лукреция Борджиа» Доницетти), но это объективно и закономерно. В том случае, когда речь идет об интерпретации репертуара романтического итальянского бельканто XIX века, к его выбору певица подходит наиболее придирчиво и избирательно, строго следя за тем, чтобы ее голос в полной мере соответствовал незыблемым стандартам стиля как по тесситурным, так и по своим инструментальным характеристикам. Как известно, неотъемлемыми составляющими этого изысканно благородного стиля всегда было владение филировкой звука, искусством фиоритуры (колоратуры), развитой техникой mezza voce, свободой регистровых переходов и певческим диапазоном. При разумном и непредвзято объективном анализе своих вокальных возможностей, Чедолинс всегда удается находить убедительно грамотную профессиональную нишу и в подобном репертуаре, который совсем скоро, весной этого года, пополнится еще одной новой ролью – главной партией в опере Доницетти «Мария Стюарт» на сцене венецианского театра «Ла Фениче».
Для своего первого появления перед российской публикой Фьоренца Чедолинс выбрала арии, которые составили весьма компактную (концерт шел без перерыва), но в то же время очень емкую мини-антологию оперного творчества певицы. Начав с белькантового репертуара Беллини и Доницетти (каватина Нормы и романс Лукреции), исполнительница всего на один номер (мелодия Леоноры из «Силы судьбы») задержалась на мелодраматическом образце позднего Верди, чтобы затем сразу же перейти к Пуччини (молитва Тоски и центральная ария Мадам Баттерфляй) и композиторам веристского толка. В последнем блоке прозвучали романс Валли из одноименной оперы Каталани и выходная ария Адриенны Лекуврер из одноименной оперы Чилеа. Под занавес концерта в дуэте с Еленой Образцовой была исполнена баркарола Никлауса и Джульетты из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Разгоряченная публика долго не хотелось отпускать исполнителей, так что им пришлось бисировать баркаролу из «Сказок Гофмана», а Фьоренце Чедолинс – еще и молитву Тоски.
В концерте принял участие оркестр Государственного Эрмитажа. Дирижер Маттео Бельтрами в паузах между аккомпанементом вокальных номеров вынес на суд публики исполнение увертюр к «Норме» и «Силе судьбы», а также представил два интермеццо – из «Манон Леско» Пуччини и «Сельской чести» Масканьи. Темпераментный итальянский дирижер показал себя отнюдь не просто начинающим дебютантом, а вполне зрелым, уже сформировавшимся мастером со своим собственным полноценным ощущением сути и духа исполненного итальянского оперного репертуара, в который на финальных аккордах концерта произошло изящное мимолетное вкрапление французской музыки.
Но главной героиней вечера, безусловно, остается Синьора Сопрано, госпожа Чедолинс, мощные флюиды артистического обаяния которой сразу же, с первого мгновенья, покорили сердца публики. Трепетно-лирическая меланхоличность нарушившей обет Нормы… Первая романтически идеализированная зарисовка леденящего душу образа Лукреции Борджиа… Сильные императивные струны несгибаемого характера вердиевской Леоноры… В буквальном смысле полные кровавого драматизма образы Тоски и Мадам Баттерфляй… Музыкально аффектированные практически с одинаковой рафинированностью, но совершенно уникальные, не похожие друг на друга вокальные интерпретации оперных портретов Валли и Адриенны Лекуврер… Всё это навечно сохранится в памяти как чудесное воспоминание, как дивный сон, который стал явью. Отныне он всегда со мной – и отнять его у меня никто и никогда уже не сможет!
На фото:
Елена Образцова и Фьоренца Чедолинс на пресс-конференции. Фотография автора
Фьоренца Чедолинс
Фьоренца Чедолинс. Концерт в Константиновском дворце
Елена Образцова и Фьоренца Чедолинс. Концерт в Константиновском
дворце
Фотографии предоставлены интернет-сайтом Константиновского дворца