Фьоренца Чедолинс — голос итальянской оперы XXI века

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

2009 год ознаменован рождением нового оперного проекта – совместного творческого детища Государственного комплекса «Дворец конгрессов» (Константиновский дворец в Стрельне) и Культурного центра Елены Образцовой. «Мировые оперные театры в Константиновском», – так называется запланированная серия музыкальных вечеров, представляющих российской публике певческие имена, на сегодняшний день уже успевшие вписать значимо яркие творческие страницы в новейшую историю ведущих оперных домов мира. Среди последних назовем ряд таких известных музыкальных брендов, как миланский театр «Ла Скала», парижская «Гранд-опера», лондонский «Ковент-Гарден», нью-йоркская «Метрополитен-опера». Концерты солистов этих театров будут проходить в Мраморном и Голубом залах Константиновского дворца и преследуют цель не только знакомить меломанов с лучшими оперными голосами планеты, но и открывать новые имена, пока еще не известные широкой отечественной аудитории.

1/4

Предполагается, что подобные мероприятия приобретут периодический характер и будут проходить не менее четырех раз в сезон. Задуманный цикл вечеров призван способствовать возрождению исторических традиций проведения музыкальных салонов в парадных залах Константиновского дворца.

К 230-летию театра «Ла Скала»

В сезоне 2008/2009 года главный музыкальный театр Италии отмечает свой 230-летний юбилей. Открытие сезона в «Ла Скала» не просто очередная премьера, не просто отсчет нового музыкального витка в жизни оперного театра – для Италии это событие поистине государственной важности. На этот раз в качестве инаугурационного названия была выбрана опера Верди «Дон Карлос». В день традиционного открытия сезона 7 декабря место за дирижерским пультом оркестра театра «Ла Скала» занял один из корифеев итальянского музыкального театра Даниэле Гатти, а в партии Елизаветы Валуа триумфально выступила певица, которой и суждено было стать первой гостьей петербургского концертного цикла «Мировые оперные театры в Константиновском».

Наша героиня – итальянское сопрано Фьоренца Чедолинс. Свой последний спектакль премьерной серии в театре «Ла Скала» она спела 11 января, а уже через месяц прилетела в Санкт-Петербург. Этот гастрольный вояж в Россию стал первым за всё время интенсивной оперной карьеры певицы, и по сей день не перестающей набирать свои творческие обороты. Несмотря на то, что Фьоренца Чедолинс – несомненная гордость итальянской вокальной школы, это имя в нашей стране известно не достаточно широко. Февральское выступление певицы в Стрельне, наконец-то, исправило эту досадную несправедливость и, без сомнения, привнесло в заснеженный зимний Петербург оптимистичные ноты итальянского солнечного темперамента.

Автору этих строк посчастливилось присутствовать на событии, которое даже по меркам насыщенной музыкальной жизни Северной Пальмиры, можно отнести к разряду далеко не ординарных. Всю гамму впечатлений можно свести в один емкий тезис: в Константиновском дворце обосновался музыкальный салон итальянской оперы, невероятно элитарный по степени своей эксклюзивности, но в то же время абсолютно демократичный с точки зрения непринужденной и по-особому доброжелательной атмосферы. Закономерно, что радушной хозяйкой этого, скажем прямо, необычного для нашего времени оперного салона, его большой душой и открытым сердцем стала Елена Образцова. Наверное, только художникам подобного ранга удается творить настоящие чудеса! Судите сами. Во-первых, привезти в Петербург Фьоренцу Чедолинс, одно из ярчайших имен итальянской оперы. Во-вторых, «выписать» для концерта Маттео Бельтрами, одного из перспективных итальянских дирижеров молодого поколения, для которого нынешний визит в Россию также стал первым. В-третьих, пригласить главного редактора авторитетнейшего миланского журнала «L’Opera», известного музыковеда и музыкального критика Сабино Леночи, выступить в необычной роли ведущего концерта. Что и говорить, последняя персоналия придала обсуждаемому событию еще большую интернациональную значимость.

Общеизвестно одно философское утверждение, что закономерности пробивают себе дорогу в цепи случайностей. Но скажите, случайно или закономерно то, что первый концерт петербургского цикла, посвященный 230-летию театра «Ла Скала», дала именно Фьоренца Чедолинс, певшая на открытии этого сезона в Милане, а тридцатью годами ранее на открытии 200-летнего сезона «Ла Скала» Елена Образцова также пела в «Доне Карлосе», представив одну из лучших своих ролей в звездном спектакле, за дирижерским пультом которого стоял великий Клаудио Аббадо? Случайно или закономерно то, что в 2003 году на террасе Константиновского дворца по случаю открытия Государственного комплекса «Дворец конгрессов» пел величайший тенор планеты Лучано Паваротти, а спустя почти шесть лет в Мраморном зале Константиновского дворца выступила Фьоренца Чедолинс, важный перелом в карьере которой наступил в 1996 году после победы на конкурсе Лучано Паваротти в Филадельфии? Наконец, случайно или закономерно то, что на наших глазах происходит подлинно творческая эстафета вокальных поколений?

В оперной лаборатории Фьоренцы Чедолинс

Фьоренца Чедолинс родилась в Андуинсе, маленьком городке провинции Порденоне (регион Фриули-Венеция-Джулия). Несомненно, суровая гористая природа родных мест повлияла на то, что двумя определяющими качествами ее сильного и настойчивого характера стали сдержанность и решительность, которые всегда помогали исполнительнице двигаться вперед, преодолевая всё новые и новые рубежи. Но первая же встреча с Фьоренцой Чедолинс на пресс-конференции накануне концерта – теперь уже в ранге признанной звезды мирового масштаба! – однозначно убедила в том, что она к тому же – человек невероятно открытый и искренний. Певица сразу легко расположила к себе незаурядной рассудительностью и ощущавшейся природной скромностью, свойственной лишь натурам высокоинтеллектуальным. Природного обаяния ей совершенно не занимать! Она не только потрясающее сопрано – это изысканная гранд-дама, просто необыкновенно красивая женщина!

Уже в раннем возрасте происходит дебют Чедолинс на профессиональных оперных подмостках (1988 год). Первая ее главная партия – Сантуцца в «Сельской чести» Масканьи (Teatro Carlo Felice в Генуе, 1992 год). Обладая пластично-мягким голосом редкой темной окраски и большого диапазона, а также мощным арсеналом технических средств, позволяющим исполнять как партии лирико-драматического сопрано, так и уверенно чувствовать себя в драматическом (веристском) репертуаре, певица на начальном этапе своей карьеры несколько сезонов подряд успешно сотрудничает в качестве приглашенной солистки с фестивалем в Сплите (Хорватия). Стилистически разнородные партии, которые приходится исполнять в этот период, становятся той отправной базой, на которой можно совершенствовать свои певческие возможности и накапливать артистический опыт. Итак, с завидным усердием Чедолинс осваивает широчайший репертуар от «Поединка Танкреда и Клоринды» Монтеверди до «Carmina Burana» Орфа, от «Моисея» Россини до «Саломеи» Рихарда Штрауса.

Как уже отмечалось, судьбоносный поворот в карьере Чедолинс происходит в 1996 году. В качестве победителя Международного конкурса Лучано Паваротти она получает возможность спеть «Тоску» Пуччини в Филадельфии в одном спектакле с главным тенором планеты. В этом же году у певицы – еще одна Сантуцца на Равеннском фестивале (дирижер – Риккардо Мути). Летом 1997 года фирма KICCO MUSIC записывает на CD «Глорию» Чилеа c Чедолинс в главной партии со спектакля на фестивале в Сан-Джиминьяно. Осенью того же года – снова Сантуцца на фестивале Масканьи в Ливорно. Таким образом, сама природа голоса естественно определяет основу репертуара певицы как «веристско-пуччиниевскую».

Тем не менее, начиная с октября 1997 года, Чедолинс принимает решение подвергнуть свой репертуар тщательно взвешенному пересмотру. Предпочтение теперь отдается, прежде всего, лирическим героиням, а также партиям лирико-драматического амплуа, требующим известной гибкости и подвижности голоса наряду с теплой густой окраской звука и насыщенностью вокальной фактуры. Вылазки в репертуар веризма и «большой оперы» (в данном случае под этим термином понимаются полновесные драматические партии) постепенно начинают утрачивать систематически довлеющий характер.

С этого момента число контрактов Чедолинс растет, как снежный ком. Ей один за другим покоряются крупнейшие оперные сцены мира. Траектории ее ангажементов простираются от нью-йоркской «Метрополитен-опера» до лондонского «Ковент-Гарден», от парижской «Опера-Бастий» до барселонского «Лисео», от цюрихского «Оперн-хаус» до мадридского театра «Реал». Автору этих строк дважды выпадает удача услышать певицу в спектаклях театра «Арена ди Верона»: в операх Верди «Трубадур» (2001) и «Аида» (2002). И, конечно же, маршруты творчества закономерно выводят исполнительницу на широкую священную дорогу театра «Ла Скала» – оперной Мекки, которую мечтает покорить любой певец. Миланский дебют Чедолинс датируется февралем 2007 года: главная партия в «Мадам Баттерфляй» Пуччини (дирижер – Мюнг-Вун Чунг) производит настоящий фурор.

Одна из публикаций восторженной итальянской критики того периода в журнале «Messaggero Veneto», интервью с певицей, так и называется «Имя “Ла Скала” – Фьоренца Чедолинс». Вот что написано в его преамбуле: «Это было настоящее помешательство публики. Храм итальянской оперы, одно из самых почитаемых для любого артиста мест, поднялся на ноги и «вопил» от наслаждения и одобрения. Фьоренца Чедолинс, молодое сопрано, тронула, увлекла, захватила самую привилегированную и искушенную оперную публику – публику миланского театра “Ла Скала” – изумительным исполнением главной партии…» Следующий важный этап сотрудничества с этим театром, как уже отмечалось в начале наших заметок, – открытие нынешнего сезона «Ла Скала». И можно не сомневаться: творческие контакты с этим храмом искусства обязательно продолжатся и в будущем.

Голос певицы настолько типичен для итальянской вокальной школы, что невольно возникают исторические реминисценции с голосом легендарной Ренаты Тебальди. К тому же они вовсе не безосновательны. Сабино Леночи, лично знавший Тебальди, поделился во время пресс-конференции своими воспоминаниями. В одну из встреч с великой примадонной он дал ей прослушать записи Чедолинс – и Тебальди воскликнула: «Наконец-то я нашла свою творческую наследницу!» Нынешний репертуар Фьоренцы Чедолинс весьма внушителен. В нем представлен практически весь Пуччини (восемь из его десяти опер). Огромный его пласт составляют оперы Верди. Назовем лишь некоторые из них. Среди ранних произведений это «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Битва при Леньяно», «Разбойники», «Луиза Миллер». Среди более поздних опусов – «Трубадур», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Сила судьбы». И, наконец, оперы, завершающие творчество маэстро из Буссето, – «Дон Карлос», «Аида», «Отелло» и «Фальстаф».

Пласт романтического оперного бельканто в репертуаре Чедолинс невелик («Норма» Беллини, «Полиевкт» и «Лукреция Борджиа» Доницетти), но это объективно и закономерно. В том случае, когда речь идет об интерпретации репертуара романтического итальянского бельканто XIX века, к его выбору певица подходит наиболее придирчиво и избирательно, строго следя за тем, чтобы ее голос в полной мере соответствовал незыблемым стандартам стиля как по тесситурным, так и по своим инструментальным характеристикам. Как известно, неотъемлемыми составляющими этого изысканно благородного стиля всегда было владение филировкой звука, искусством фиоритуры (колоратуры), развитой техникой mezza voce, свободой регистровых переходов и певческим диапазоном. При разумном и непредвзято объективном анализе своих вокальных возможностей, Чедолинс всегда удается находить убедительно грамотную профессиональную нишу и в подобном репертуаре, который совсем скоро, весной этого года, пополнится еще одной новой ролью – главной партией в опере Доницетти «Мария Стюарт» на сцене венецианского театра «Ла Фениче».

Щедрый дар души поющей…

Для своего первого появления перед российской публикой Фьоренца Чедолинс выбрала арии, которые составили весьма компактную (концерт шел без перерыва), но в то же время очень емкую мини-антологию оперного творчества певицы. Начав с белькантового репертуара Беллини и Доницетти (каватина Нормы и романс Лукреции), исполнительница всего на один номер (мелодия Леоноры из «Силы судьбы») задержалась на мелодраматическом образце позднего Верди, чтобы затем сразу же перейти к Пуччини (молитва Тоски и центральная ария Мадам Баттерфляй) и композиторам веристского толка. В последнем блоке прозвучали романс Валли из одноименной оперы Каталани и выходная ария Адриенны Лекуврер из одноименной оперы Чилеа. Под занавес концерта в дуэте с Еленой Образцовой была исполнена баркарола Никлауса и Джульетты из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Разгоряченная публика долго не хотелось отпускать исполнителей, так что им пришлось бисировать баркаролу из «Сказок Гофмана», а Фьоренце Чедолинс – еще и молитву Тоски.

В концерте принял участие оркестр Государственного Эрмитажа. Дирижер Маттео Бельтрами в паузах между аккомпанементом вокальных номеров вынес на суд публики исполнение увертюр к «Норме» и «Силе судьбы», а также представил два интермеццо – из «Манон Леско» Пуччини и «Сельской чести» Масканьи. Темпераментный итальянский дирижер показал себя отнюдь не просто начинающим дебютантом, а вполне зрелым, уже сформировавшимся мастером со своим собственным полноценным ощущением сути и духа исполненного итальянского оперного репертуара, в который на финальных аккордах концерта произошло изящное мимолетное вкрапление французской музыки.

Но главной героиней вечера, безусловно, остается Синьора Сопрано, госпожа Чедолинс, мощные флюиды артистического обаяния которой сразу же, с первого мгновенья, покорили сердца публики. Трепетно-лирическая меланхоличность нарушившей обет Нормы… Первая романтически идеализированная зарисовка леденящего душу образа Лукреции Борджиа… Сильные императивные струны несгибаемого характера вердиевской Леоноры… В буквальном смысле полные кровавого драматизма образы Тоски и Мадам Баттерфляй… Музыкально аффектированные практически с одинаковой рафинированностью, но совершенно уникальные, не похожие друг на друга вокальные интерпретации оперных портретов Валли и Адриенны Лекуврер… Всё это навечно сохранится в памяти как чудесное воспоминание, как дивный сон, который стал явью. Отныне он всегда со мной – и отнять его у меня никто и никогда уже не сможет!

На фото:
Елена Образцова и Фьоренца Чедолинс на пресс-конференции. Фотография автора
Фьоренца Чедолинс
Фьоренца Чедолинс. Концерт в Константиновском дворце
Елена Образцова и Фьоренца Чедолинс. Концерт в Константиновском дворце
Фотографии предоставлены интернет-сайтом Константиновского дворца

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Фьоренца Чедолинс

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ