«Соловьиный» старт Пасхального фестиваля

«Соловьиный» старт Пасхального фестиваля
Оперный обозреватель

На следующий день после торжественной церемонии награждения победителей, ознаменовавшей закрытие 15-го театрального фестиваля «Золотая маска», в Москве стартовал 8-й Пасхальный фестиваль. В этом году уже ставший традиционным музыкальный форум имеет еще большую региональную компоненту, чем прежде, причем если прошлый фестиваль затронул в основном крупные российские провинциальные центры, то в этом существенное внимание уделено малым городам. Кроме того, фестиваль впервые пересечет границы России – несколько концертов пройдут в Ереване, что неудивительно, поскольку с Арменией Валерия Гергиева многое связывает. Впрочем, и Москве в этот раз достанется немало интересных программ.

1/2

Прежде всего, это колоссальная реперезентация очень разных хоровых коллективов, помимо лучших российских хоров можно будет вновь услышать гостей из Украины, Армении, Эстонии, Литвы, Болгарии, Сербии, а также из двух новых стран на политической карте – Абхазии и Южной Осетии, в судьбе становления независимости которых, как известно, маэстро Гергиев принял самое живое участие, за что получил немалую порцию критики и откровенной недоброжелательности на Западе.

OperaNews.Ru естественным образом сосредоточится на оперной программе фестиваля. В этом году она не столь разнообразна и обширна. Достаточно сказать, что в отличие от прошлых лет, в Москве не будет показано ни одного полноценного спектакля, что, конечно, очень жаль. В то же время в концертном варианте прозвучат оперные произведения, которые совсем нечасто появляются на сценических площадках. Это «Соловей» Игоря Стравинского, «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока и по одному акту из двух великих мистерий – «Парсифаля» Рихарда Вагнера и «Сказания о невидимом граде Китеже» Николая Римского-Корсакова.

На открытии фестиваля, случившемся по традиции в первый пасхальный день, прозвучало три произведения. Оперу «Соловей» обрамляли «Симфонический диптих» Родиона Щедрина и 2-я симфония Сергея Рахманинова. Опус Щедрина написан в этом году, на Пасхальном фестивале состоялась его мировая премьера. Лаконичное десятиминутное произведение формально не делится на две части, как то можно было бы предположить из названия: диптихом свое новое детище композитор назвал в силу противопоставления в нем двух музыкальных тем – легкой, мелодически причудливой и очень красивой, распевной первой и жесткой, динамичной, даже несколько буйной второй. Симфония Рахманинова – дань классике, той классике, которую любят и понимают почти все, для восприятия которой не нужно иметь консерваторское образование и годы слушательского опыта за плечами. Оба симфонических произведения были сыграны интересно – и лиризм, и контрастность, и динамическое разнообразие, и собственно мастерство оркестра Мариинского театра были здесь предъявлены в полной мере и не вызывали никаких вопросов: сиди и слушай.

Первая опера Игоря Стравинского – произведение необычное во всех отношениях. Заявленное как трехактная сказка, длится оно всего-то около часа. Музыкальный язык сложен, изощрен, но не лишен своей странной, несколько искусственной красоты. Здесь искусно переплетены никогда не написанная 16-я опера Римского-Корсакова, учителя Стравинского (особенно это чувствуется в первом акте, как известно, написанном в 1909 году, в то время как два других – в 1912-м: контраст между ними разительный; влияние «корифея оркестровки» наиболее заметно в обрисовке природного ландшафта китайского садика, где колористически богатая и в то же время тонкая звукопись является очевидной аллюзией на лучшие страницы творчества самого плодовитого из кучкистов), новомодные по тем временам искания музыкального экспрессионизма и импрессионистические, словно затуманенные, неброские краски. Вокальные партии по-модернистски сложны, но они поются, поскольку мелодичны: центральная из них (Соловей) написана для сверхумелой колоратуры – здесь Стравинский пользуется этим типом голоса так же смело и, я бы сказал, экстремально, как Корсаков в «Петушке» или Рихард Штраус в «Ариадне на Наксосе»: на пределе его возможностей, насыщая вокальную линию хроматизмами, скачками, заоблачными высотами, справиться с которыми под силу только очень мастеровитой певице.

И такая певица у Гергиева есть. Ольга Трифонова не только справилась с труднейшей партией: ее исполнение без натяжки можно охарактеризовать как пение экстракласса. Не просто все ноты на месте, все математически точно исполнено, все верхи взяты безупречно: Трифоновой удалось при этом не утерять округлости звука, красоты собственного тембра и что может быть самое удивительное – у высокого сопрано, да еще в такой мудреной партии, был понятен текст, что и при более комфортных условиях в опере, согласитесь, большая редкость. Давно слежу за творчеством этой мариинской дивы: Трифонова не удостоилась такой мощной раскрутки как Анна Нетребко, но все виденные мною ее работы – Снегурочка, Шемаханка, Антонида, Прилепа, Нанетта – говорят за то, что из многообещающего дарования конца 1990-х она выросла в настоящего мастера вокала. Если добавить к этому, что певица наделена прекрасными внешними данными и выглядит, будто с обложки дорогого журнала, то портрет примадонны будет вполне завершенным.

Достойную пару Трифоновой составил Николай Путилин в партии Китайского императора: мощный, красивый голос, в хорошей вокальной форме позволил создать образ настоящего восточного деспота. Чистым, ясным тембром, хорошей дикцией отличалось и исполнение Людмилы Дудиновой (Кухарочка). В то же время Злате Булычевой, обладательнице густого, вязкого контральто не удалось продемонстрировать всех его достоинств в партии Смерти в полной мере: образ получился проходным, совсем не страшным. Дмитрий Воропаев (Рыбак) неплохо справился с обоими ариозо своей партии, но в голосе уж слишком много характерного звучания. Бледноватыми получились обе второстепенные мужские роли – Юрий Воробьев (Камергер) и особенно Эдуард Цанга (Бонза) отличились неярким, «глухим» вокалом. О коллективах Мариинского театра можно сказать, что их исполнение в целом не вызывало нареканий. В хоре лишь несколько жидковатыми оказались тенора, а в оркестре медные духовые были не всегда точны. В то же время в целом импрессионистски-модернистская партитура оказалась Гергиеву и его подопечным вполне по плечу: можно было услышать, что это не только сложная, но и красивая музыка.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ