Итальянскому тенору Николе Мартинуччи, можно сказать, не повезло. Он начинал карьеру оперного певца, когда на мировых сценах еще блистали Корелли, Дель Монако, Ди Стефано. А в его поколении певцов теноровый пьедестал прочно заняли Паваротти, Каррерас, Доминго.
Но Мартинуччи не затерялся в их тени. Он, безусловно, занял достойное, высокое место в летописи мировой оперы последней трети ХХ столетия, особенно прославившись великолепным исполнением партий Радамеса, Туридду, Манрико, Андре Шенье. Его мощный, красивый голос звучал в основном в вердиевском репертуаре со сцен Арены ди Верона (дебют в 1982 г.– прим. ред.), Ла Скала (дебют в 1983 г. – прим. ред.) и других знаменитых театров.
Многие российские любители музыки наверняка запомнили его по записи оперы «Аида» (Арена ди Верона), которая транслировалась по нашему телевидению в девяностые годы.
Недавно певец дал большое интервью Глории Беллини, опубликованное на сайте liricamente.it. Он рассказывает, как пришел в оперу, у кого учился, что думает о профессиональной подготовке певцов.
Никола Мартинуччи родился городе Таранто (в 1941 г. – прим. ред.) в семье потомственных мастеров кузнечного дела. У родителей - небольшая мастерская и лавка. Еще в школьном возрасте заслушивался пластинками Джильи и Карузо: «Если я долго не возвращался после школы, то родители хорошо знали, где меня найти - на тротуаре возле одного и того же дома, где часто из открытого окна звучали записи Джильи».
После школы Никола работал с отцом в мастерской. Его судьба
изменилась, когда в город приехал Марио Дель Монако, чтобы спеть в
«Норме». Певец поселился в гостинице прямо напротив мастерской
Мартинуччи. Никола вспоминает:
«Один из моих дядюшек работал в баре неподалеку от мастерской и
часто слышал, как я за работой пел изо всех сил. Он попросил Дель
Монако меня послушать. И вот однажды вечером, после репетиции
«Нормы», я спел ему «Nessun dorma» из «Турандот» и «Сhe gelida
manina» из «Богемы». Когда закончил, маэстро попросил бумагу и
ручку, набросал записку, отдал мне и порекомендовал обратиться к
своему брату Марчелло Дель Монако».
Отец ни за что не хотел отпускать от себя старшего сына и наследника. Даже купил ему автомобиль. Но и это не помогло. После шести месяцев учебы у Марчелло Дель Монако Никола победил на конкурсе молодых певцов в Teatro Nuovo (Милан) и там же дебютировал в «Трубадуре» (в 1966 г. – прим. ред.). После чего в течение 10 лет выступал в небольших, мало известных театрах.
У него было несколько учителей, которым он благодарен за то, что не только поставили голос, но и отучили от подражания Марио Дель Монако, помогая найти собственное лицо, стать певцом Мартинуччи, каким его сегодня все знают и помнят.
Пик карьеры пришелся на восьмидесятые годы. Никола триумфально дебютировал на сцене Ла Скала в опере «Турандот» (партия Калафа – прим. ред.). Всего в этом театре он пел в 16 операх на протяжении более тридцати лет. По числу выступлений в партии Радамеса на этой сцене ему не было, и пока нет равных. И всю долгую профессиональную карьеру (43 года) он не переставал учиться и совершенствоваться. «Ныне многим молодым певцам не хватает настоящей школы, - говорит Никола, - Поучатся немного и затем думают только о гонорарах. Я же поначалу пел за гроши, но постепенно пришел к тому, что имею».
Вопрос Глории Беллини:
«Сколько времени требуется, чтобы в совершенстве овладеть техникой
пения?»
Н. Мартинуччи:
«Целая жизнь! И даже ее одной мало: нужна одна жизнь, чтобы
учиться, и вторая – чтобы петь. Что нужно для пения? Голос. Но и
его недостаточно. Иметь голос – отправная точка, не более. Надо его
поставить, надо овладеть музыкальным мастерством, учить партитуру,
не ошибиться с репертуаром. Нет большей ошибки, чем полагать, что
если сегодня спел в «Любовном напитке», то завтра можешь выступить
в «Трубадуре». Не буду называть имен, но некоторые мои современные
коллеги на протяжении не одного года выступали в репертуаре
лирического тенора, а сегодня пытаются освоить партии
драматического тенора и тем самым предопределяют преждевременный
конец своей карьере! Тому, кто бегает на стометровку, не под силу
побеждать на километровых дистанциях!... Хочу вновь повторить: если
у тебя голос создан для «Любовного напитка», не пытайся выйти за
пределы своего репертуара, в противном случае тебя ждет крах…
Вам известно, кого я очень уважаю за умение правильно выбрать и неукоснительно следовать определенному репертуару? Это Альфредо Краус. Он для меня настоящее чудо, необыкновенное чудо! Он всегда оставался в рамках «своего» репертуара. Когда ему стало не под силу брать верхнее «ре» в «Пуританах», он просто перестал петь в этой опере. Выступал в других операх, но всегда соотносил репертуар со своими возможностями и особенностями».
Г. Беллини:
«Кто Ваши любимые певцы?»
Н. Мартинуччи:
«Очень люблю Марио Дель Монако. Конечно, и Карузо. Когда его
слушаю, мне хочется биться головой о стену, приговаривая: как
вообще можно петь после Карузо!.
Назову еще одного певца. Думаю, никто из моего поколения не сделал
в опере так много и так хорошо, как он. Это Пласидо Доминго.
Уверен, что все мы вместе из этого поколения не смогли свершить
все, что он один совершил».
Г. Беллини:
«Кого бы Вы отметили из числа своих партнеров?»
Н. Мартинуччи:
«Первое имя, которое Вам назову – Димитрова. Кроме нее в моем
сердце также Мария Кьяра, Райна Кабайванска, Ева Мартон, Фьоренца
Коссото, Федора Барбьери.
Что касается мужчин, то выделю Каппучилли, вместе с которым я очень
много пел».
Комментарий редактора:
Среди важнейших дебютов тенора также отметим выступления в
Ковент-Гардене с 1985 (Дик Джонсон в «Девушке с Запада» Пуччини),
Венской опере с 1982 (в партиях Радамеса, Андре Шенье в одноименной
опере Джордано и др.), Метрополитен с 1988 (партия Калафа). Певец
неоднократно пел в Термах Каракаллы, выступал на фестивале
Флорентийский музыкальный май (с 1974) и других сценах мира. Среди
лучших партий Калаф, Радамес, Андре Шенье, Манрико.
В 1989 артист гастролировал в Москве с Ла Скала, где исполнил свою
коронную партию Калафа.