18 июня в Парижской опере необычная премьера – в первый раз ставится опера К. Шимановского «Король Рогер». Эта опера написана в 1926 году под впечатлением от путешествия композитора на Сицилию и Северную Африку. Ее герой – реальный исторический персонаж, норманнский король Роджер II, правивший Сицилийским королевством в XII веке. В основе сюжета – религиозные искания, борьба христианства и язычества.
В музыке отражены разные культурные эпохи – от аутентичных грегорианских песнопений до влияния импрессионизма. Французские критики отмечают эротизм, и в этом находят «отражение гомосексуальных влечений композитора».
Постановщик Кшиштоф Варликовский считает такой лейтмотив доминирующим: «Это не просто историческое повествование о королевской чете, но, прежде всего, рассказ о том, как человек в зрелой молодости оказывается перед выбором: или следовать своей индивидуальности, своим особенностям, или идти на конформистский компромисс с традициями и принятыми нормами общества, тем самым, растворившись в толпе». (www.operadeparis.com). Акцент на эротическую составляющую, возможно, призван придать премьере пикантность и привлечь французов на оперу двадцатого столетия, совершенно им незнакомую. Кстати, эта опера звучала в Москве несколько лет назад во время гастролей Польской Национальной оперы и в прошлом году в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Звезды белых ночей».
Агентство Блумберг (Bloomberg.com) запросило и получило финансовый отчет Городской оперы Нью-Йорка за прошлый год. Итоги весьма неутешительные. Доходы театра, включающие поступления от продажи билетов, от спонсоров и инвесторов, по сравнению с предыдущим годом сократились на 23%, до $32.9 миллионов. А расходы, напротив, возросли на 11% - до $44.2 миллионов.
Администрация театра стоит перед необходимостью серьезных бюджетных сокращений. Они наверняка затронут зарплаты руководящего состава. По данным агентства Блумберг, в прошлом году самая большая зарплата была выплачена музыкальному директору (главному дирижеру) Джорджу Манехану - $413,300. Джейн Галлонг ушла с поста исполнительного директора, где она получала $254,000.
Напомним, что нынешний руководитель Парижской оперы Ж. Мортье отказался от подписанного ранее с Нью-Йоркской оперой контракта, назвав причиной «ничтожный бюджет театра».
В главной партии выступила русская певица Марина Поплавская, знакомая москвичам по выступлениям в «Новой опере», в Большом театре и Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В последние годы певица много пела в «Ковент-Гарден». По мнению местных критиков, она продемонстрировала «незаурядные вокальные данные». В первых сценах отмечалось вибрато, которое, впрочем, она успешно контролировала. По ходу спектакля тембр голоса приобретал глубокую окраску и верха были превосходны. В то же время критики считают, что представленный Поплавской образ Виолетты был «лишен экспрессии, зачастую выглядел бесстрастным» (operaclick.com).
Партнерами русской певицы были итальянец Массимо Джордано (Альфред), отмеченный критиками за блестящую вокальную технику, и польский баритон Анджей Доббер (Жермон-старший), особенно удачно спевший знаменитую арию Di Provenza.
Наступило лето – время музыкальных фестивалей и летних оперных сезонов в Европе.
Знаменитая на весь мир Арена ди Верона откроет сезон 20 июня оперой «Аида». Всего в афише театра на ближайшие три месяца пять спектаклей. Все - оперные шлягеры, рассчитанные на самый широкий круг зрителей. Тем, кто задумал провести отпуск на Апеннинском полуострове и не прочь послушать хорошую оперу с хорошими исполнителями под открытым небом Италии, есть что выбрать:
«Аида» - 20, 25, 28 июня; 4, 12, 16, 22, 26, 28, 31 июля; 5, 8 ,16, 21, 27, 30 августа.
«Турандот» - 26 июня; 3, 10, 17, 29 июля; 4, 7 августа.
«Кармен» - 19, 27 июня; 2, 9, 14, 18, 23, 30 июля; 2, 13, 20, 23, 25, 28 августа.
«Севильский цирюльник» - 11, 15, 25 июля; 1, 6, 14 августа.
«Тоска» - 15, 19, 22, 26, 29 августа
Можно заранее забронировать билеты заказать на сайтах www.arena-verona.ru, www.arena-verona.com, www.arena-verona.fr, www.arena-verona.teletour.it. Стоимость от 22 до 198 Евро.
Оперный фестиваль во Флоренции намного скромнее, всего один спектакль - «Аида», 15 и 25 июня, 9 и 21 июля. Зато можно также послушать «Реквием» Верди и гала-концерт Оркестра Тосканы.
Подготовил Владимир Светозаров