Оперная труппа Большого театра только что вернулась с гастролей в Японии, где представила оперы Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Выезд на большие гастроли оперной труппы, хора и оркестра (а это где-то около 400 человек) очень дорогое удовольствие, и то, что оно состоялось, несмотря на финансовый кризис и затянувшийся ремонт основного здания – немаловажное событие для оперы Большого.
Оперы Чайковского в репертуаре гастролей – вполне предсказуемый выбор японской стороны. «Пиковой дамой» в постановке Валерия Фокина дирижировал Михаил Плетнев. Спектаклем «Евгений Онегин» режиссера Дмитрия Чернякова дирижировал Александр Ведерников.
Тетралогию в постановке Мариинского театра уже восторженно встречали почитатели вагнеровского гения в Европе, Японии, Китае, Корее и США (Нью-Йорк). Теперь возможность посмотреть и послушать полный цикл «Кольца» в исполнении Мариинки под управлением Валерия Гергиева получили и любители оперы в британской столице.
Спектакли пройдут 29 июля («Золото Рейна»), 30 июля («Валькирия»), 31 июля («Зигфрид), 1 августа («Гибель богов»). Пока еще есть в продаже билеты, надо сказать, совсем не дешевые – от 40 (стоячие места) до 840 фунтов стерлингов.
Премьера состоится в Санкт-Петербурге 22 и 23 июля (Александринский театр) и Москве 25 и 26 ноября (Государственный Кремлёвский дворец).
Режиссер-постановщик - Дмитрий Бертман, дирижер-постановщик - Константин Чудовский. Художники-постановщики — Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева. В постановке заняты солисты, хор и оркестр Московского музыкального театра «Геликон-Опера».
Оперу о судьбе величайшей из русских императриц - Екатерине Великой написал Давид Тухманов, либретто — Юрий Ряшенцев в соавторстве с Галиной Полиди. За 2 часа 10 минут перед глазами зрителя пронесется вся история царствования и любви Екатерины на фоне величественных декораций, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца.
Для исполнения ведущих партий во время премьерных показов в Санкт-Петербурге приглашены: на роль графа Орлова —Николай Басков;на роль князя Потемкина-Таврического — Юрий Веденеев; на роль шведского короля Густава IV — обладатель уникального голоса, мужского сопрано, Олег Рябец. Одна из исполнительниц партии Екатерины — Мария Максакова, полная тезка и внучка выдающейся русской меццо-сопрано, известна широкой публике по фильму «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова.
С 25 по 29 июня театр «Новая опера» им. Е. В. Колобова принял участие в Ежегодном оперном фестивале в г. Лимассол (Кипр), представив оперный дивертисмент "Bravissimo!". 10 - 11 июля пройдут гастроли театра в Твери, где «Новая опера» покажет один из лучших своих спектаклей - "Евгений Онегин".
В последний раз эта опера была поставлена в театре Ниязом Даутовым в 1979 году, с тех пор в течение тридцати лет новых постановок «Мадам Баттерфляй» не было.
В качестве режиссера-постановщика премьеры приглашен Михаил Панджавидзе (Москва, Большой театр). Он уже поставил в Казани оперы «Любовь поэта» Р. Ахияровой (2006) и «Риголетто» Дж. Верди (2009). Сценография спектакля доверена театральному художнику Игорю Гриневичу (Новосибирск) и художнику по костюмам Ольге Резниченко (Москва). Премьера спектакля состоится в начале следующего театрального сезона - в двадцатых числах сентября 2009 г. А 8 июля 2009 г. вниманию зрителей театр предлагает концертное исполнение оперы.
Термы Каракаллы (Terme di Caracalla, сооружены в 216-235 н. э.) считаются одним из главных чудес Рима. Когда-то в этом «банном комплексе» могли одновременно мыться 1600 человек. В наше время термы приспособлены под оперную площадку Teatro dell’Opera delle Terme. Оркестр и хор – собственные, солисты приглашаются.
В этом году музыкальный сезон открывается 9 июля оперой «Аида». В афише сезона также «Лючия да Ламмермур» (18-31 июля) и «Мадам Баттерфляй» (27 июля – 31 августа).
Катарина Вагнер, унаследовавшая дом и архивы своего великого предка, объявила о планах открыть для журналистов и ученых документы, связанные с нацистским периодом в истории оперного театра в Байрёйте. Наблюдатели предполагают, что архивы могут вызвать в немецком обществе целую бурю, поскольку всем известна привязанность Гитлера к Байрёйту и его несбывшаяся мечта превратить провинциальный городишко в центр «арийской культуры». Высказывается осторожное опасение, что документами могут воспользоваться неофашисты в непрекращающихся попытках реабилитировать нацистский режим, хотя бы в части культуры.
Подготовил Владимир Светозаров