На днях в журнале «Эксперт» опубликовано интервью с музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра Александром Ведерниковым, заявившем о своем уходе из театра и его причинах. Так и хочется воскликнуть – «Опять скандал!». Сколько уж их было в истории нашего главного «храма искусств», который, впрочем, давно потерял это звание, если называть вещи своими именами. Достаточно вспомнить истории с Ю. Григоровичем, В. Васильевым, А. Лазаревым, Г. Рождественским, и о том, как происходили смены «власти» в Большом, чтобы убедиться, что «воз и ныне там». По сути, претензии, высказанные Ведерниковым к административному руководству театра точь-в-точь повторяют то, что говорил при своей отставке Рождественский восемь лет назад. Эта бюрократическая машина непобедима, что заметно и по другим признакам. Например, как проходит «исторический» ремонт театра.
Сколько иронии было в нашей прессе в адрес «Ла Скала», когда там были некоторые неурядицы такого же плана. Только старый «Ла Скала» успешно возрожден в довольно сжатые сроки (и «Ковент-Гарден», кстати, также), чего не скажешь о Большом. К сожалению, между успешным освоением денег и эффективным строительством дистанция большого размера. Особую обеспокоенность вызывает вопрос акустики в театре после реконструкции: если верить Ведерникову, дела до этого, по большому счету, никому нет и наиважнейшая при ремонте музыкального театра проблема отдана на откуп людям, которые уже сумели «подарить» Москве акустически профнепригодные Светлановский зал Дома музыки и новую сцену того же ГАБТа.
Но не хочется разбираться с тем, что заявил А. Ведерников. Да простому смертному это и не под силу, так как непрозрачность в этом деле достигла невиданных высот. Важнее другое - все происходящее сопровождается высокой степенью кризиса в опере Большого. Отсутствие новых постановок, да просто текущего оперного репертуара на афише – тому свидетельство. Видимо, разброд и шатания в руководстве не очень благоприятная среда для оперного творчества. Только балет уверенно вертит свои фуэте. Но одной «фуэтой» сыт не будешь!
Впрочем, все это довольно банально. Менее банально то, что другая крайность, которую мы видим в практике Мариинского театра, уверенно претендующего на отечественное лидерство, также не убеждает в безоговорочном успехе. Здесь оперные спектакли пекут «как блины», что не может не сказаться на их качестве. Кроме того, существует значительная художественная дистанция между премьерными постановками с участием «первых лиц» и рядовыми спектаклями.
Все это заставляет еще раз задуматься об эффективности главного принципа организации музыкально-театрального дела, сохраняющегося с советских времен – принципа репертуарного театра, который до сих пор господствует на всей территории России. Где же найти «золотую середину». Кто бы подсказал? Репертуарный театр существует и в Европе (например, в Германии, некоторых странах Восточной Европы), но, как правило, это удел – малых городов, провинциальных театров. Современный оперный театр уже выработал более эффективную модель, пригодную для обеспечения высокого качества спектакля как минимум на ведущих сценах – это система «стаджионе» в плане проката спектаклей и отсутствия штатных единиц для вокалистов на первые партии, то есть - контрактная система. Возможны и какие-то смешанные варианты. Об этом же, о необходимости новой модели для Большого в бытность того же Ведерникова у руля говорилось не раз. Ничего нового здесь нет. Только вот практически ничего не сделано для этого до сих пор – театр в очередной раз увяз во внутренних дрязгах и проблемах.
Редакция