100 лет со дня рождения Джанандреа Гаваццени

27 июля исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося итальянского оперного дирижера, композитора и музыковеда Джанандреа Гаваццени (1909-1996). Уроженец Бергамо, он прослужил на ниве оперы около 60 лет, оставив заметный след в искусстве 20-го века. Мы предлагаем читателям ознакомиться со словарной статьей Е.Цодокова, посвященной Гаваццени, а также с интервью, которое в 2002 дала журналу l'opera вдова маэстро, певица Дения Маццола.

Итальянский дирижер, композитор и музыковед. Его отец был адвокатом, депутатом парламента. Учился будущий маэстро в римской консерватории Санта-Чечилия, затем с 1925 в Миланской консерватории. В конце 20-х гг. начал сочинять. С 1933 вел также активную дирижерскую деятельность.

В 1935 он написал одноактную оперу «Паоло и Вирджиния» (либретто М.Гизальберти по роману французского писателя 18 в. Б. де Сен-Пьера «Поль и Вирджиния»), мировая премьера которой состоялась в Театре Доницетти в Бергамо под его управлением. Это выступление стало дебютом Г. как оперного дирижера. Именно эта стезя и сделала его знаменитым.

Основные достижения дирижера связаны с Ла Скала, где он дебютировал в 1944 («Перекресток» Вольфа-Феррари). В 1945 исполнил здесь же Мавру Стравинского. С 1948 регулярно выступал на этой сцене, в 1958 участвовал в мировой премьере оперы «Убийство в соборе» Пиццетти. В 1965-68 он – музыкальный руководитель театра. Среди лучших работ в Ла Скала историческая постановка Анны Болейн Доницетти с Каллас в заглавной партии (1957, режиссер Висконти), Бал-маскарад (1957, солисты Каллас, Ди Стефано, Бастианини, Симионато), Эрнани Верди (1959), Тоска (1959, солисты Тебальди, Ди Стефано, Гобби), блестящая постановка Гугенотов Мейербера (1962, с уникальным составом солистов: Сазерленд, Симионато, Корелли, Гяуров, Тоцци, В.Ганцаролли), Трубадур (1964, режиссер Висконти), Турандот (1964, солисты Б.Нильсон, Корелли, Вишневская), Хованщина (1967, с участием Гяурова, Архиповой). Среди других спектаклей на миланской сцене вердиевская опера «Битва при Леньяно» (1961), редкая постановка «Лорелеи» Каталани (1968), Альцеста Глюка и Линда ди Шамуни Доницетти (обе 1972), Луиза Миллер Верди (1976) и др.

Кроме выступлений на главной итальянской сцене дирижер ставил спектакли и в других театрах. На фестивале в Бергамо, посвященном 100-летнему юбилею со дня смерти Доницетти (1948), он исполняет его комическую оперу «Ночной колокольчик» и «Реквием». В 1950 маэстро возрождает в римском театре Элисео очень давно не шедшую на сцене оперу Россини Турок в Италии. В этом спектакле участвовали Каллас, Брускантини, Валетти, Стабиле. В 1954 он с блеском повторяет ее в Ла Скала. В 1951 в Неаполе исполняет Сомнамбулу Беллини, в 1955 в Риме оперу Генделя Юлий Цезарь. В 1961 маэстро дирижирует на Зальцбургском фестивале оперой Симон Бокканегра Верди, в 1963 на фестивале Флорентийский музыкальный май участвует в мировой премьере оперы Ф.Тести «Челестина», в 1965 дирижирует на Глайндборнском фестивале «Анной Болейн». Среди других постановок также Любовный напиток (1961, Бергамо; 1967, Флоренция), «Мария ди Роган» Доницетти (1974, Венеция) и др.

В 1957 состоялось первое выступление Г. на американском континенте – в Чикаго он исполнил Богему. В дальнейшем дирижер еще несколько раз выступал в США. В 1976 дебютировал в Метрополитен, продирижировав «Трубадуром», а в 1977 в Сан-Франциско (Адриенна Лекуврёр Чилеа, Аида).

Творческая деятельность маэстро отличалась завидным долголетием. В 1983 он дирижирует Триптихом Пуччини в Ла Скала, в 1984 здесь же «Разбойниками» Верди, в 1987 Балом-маскарадом (дебют Гулегиной). В 1987 в венском Концертхаузе участвует в концертном исполнении оперы Сальери «Аксур, Царь Ормуза» (солисты Варгас, Гаванелли и др.), в 1989 в Ла Скала исполняет «Адриенну Лекуврер». В 1992, в возрасте 83 лет, маститый мастер исполнил в Палермо Лукрецию Борджиа Доницетти (в заглавной роли выступала его молодая жена Д.Маццола), в Болонье Роберто Деверо Доницетти (солисты Алиберти, Ла Скола и др.).

Г. принадлежит к славной плеяде блестящих итальянских мастеров оперного дирижирования середины 20 в., тонко чувствующих и хранящих классические традиции оперного искусства. Русская публика могла познакомиться с его интерпретациями на гастролях Ла Скала в Москве в 1964 («Трубадур», «Турандот») и 1989 («Адриенна Лекуврёр»).

Г. – автор многочисленных трудов по вопросам музыкального искусства. Среди них монография о Доницетти (1937), труды «Мусоргский и русская музыка 19 века» (1943), «Смерть оперы» (1954) и др.

Среди многочисленных записей Пират Беллини (EMI, Б.Марти, Кабалье, Каппучилли), «Адриенна Лекуврёр» (Dec., Дель Монако, Тебальди, Бастианини), Друг Фриц Масканьи (EMI, Паваротти, Френи).

Евгений Цодоков

Судьба вдовы Гаваццени. Дения Маццола

Сопрано Дения Маццола неизвестна в нашей стране. Или, может быть, немного известна как супруга скончавшегося шесть лет назад великого дирижера Джанандреа Гаваццени, за которого она вышла замуж в 1991 году и который был старше ее на сорок четыре года. После смерти мужа Дения Маццола почти исчезла c итальянской сцены,* и вот не так давно дала интервью журналу l’opera, где поведала о том, как сложились ее жизнь и карьера после смерти знаменитого мужа. С Денией Маццолой беседует Сабино Леночи.

Почему Дения Маццола почти исчезла со сцены после того, как осталась вдовой маэстро Гаваццени?
Дения Маццола не исчезла, ее вынудили исчезнуть. Чего только не говорили обо мне, в чем только не обвиняли. Как верно говорил мой муж, мне не могли простить акт свободы: я уступила любви, которую испытывала по отношению к нему. Это был антиконформистский поступок. Джанандреа мне всегда говорил: “Дорогая Дения, когда я умру, для тебя закроются двери всех итальянских театров”.

Так и случилось?
Так и случилось. За очень редкими исключениями, такими, как театр Беллини в Катании, театры Пизы, Ливорно, Лукки и Сассари и Итальянского Радио и Телевидения, двери для меня закрылись. Те, кого я перечислила, решились смотреть на меня, как на певицу, а не как на “чудовище”, которое нарушило правила, осмелившись выйти замуж за одного из самых значительных представителей музыкального мира“. Никто или почти никто не верил, что я могла любить Джанандреа: но это не моя, а их проблема, проблема их нечистого воображения. Они не могли примириться с тем, что женщина тридцати восьми лет могла влюбиться в мужчину восьмидесяти двух. “За эту любовь ты заплатила тем, что тебя удушили“, - сказал мне Джанандреа в ночь 4 февраля 1996-го года, за несколько часов до смерти. Он умер на следующий день.

Вы, однако, продолжали работать…
Когда я заметила, что Италия не хотела слышать обо мне, по причинам мне неизвестным (хотя их легко вообразить), я возобновила привычные маршруты между Европой и Америкой, контакты с зарубежными театрами. Эти контакты я прервала, потому что предпочитала Италию и потому что хотела быть рядом с Джанандреа, который не очень любил ездить за границу, чтобы дирижировать. Ему больше нравилось роль туриста. Когда Гаваццени не стало, только пение продолжало интересовать меня. Возобновив контакты с зарубежными театрами, я мало-помалу отвоевала собственное пространство. Театры признали, что мой голос изменился. Я оставила их в качестве Амины, Джильды, Эльвиры, то есть как лирико-колоратурное сопрано, а вернулась с такими операми, как "Паризина" Масканьи, "Кассандра" Ньекки, "Медея" и так далее. Я достигла вокальной зрелости, и театры были этим удовлетворены.

Зрелость, признаки которой ощущались и раньше. Вас помнят как исполнительницу ролей Ирис, Заза, Недды, Эсклармонды в опере Массне…
В самом деле, в начале 90-х годов, когда я последний раз спела с Джанандреа "Лючию ди Ламмермур" в театре Ла Фениче в Венеции, и после "Пуритан", я и мой муж решили, что не только голос, но и мой естественный темперамент вели меня к иным персонажам. Благодаря Джанандреа, который преподал мне незабываемые уроки, я начала исполнять музыку Рихарда Штрауса, Бузони и даже Вагнера в концертах. Должна заметить, что мне очень подходит тот репертуар, в котором я выступаю сейчас. Мой муж был прав, говоря, что я буду чувствовать себя очень удобно “в коже” этих персонажей. Либретто этих произведений основано на драгоценных текстах, а для меня текст действительно является частью драматургии.

В минувшем году Вы были в Мексике с целой серией сольных вердиевских концертов. Успех у публики и критики был огромный…
Да, я была в Мексике в турне, целиком посвященном музыке Верди. Это композитор, чью музыку я много пою и буду петь в ближайшем будущем: "Сицилийская вечерня" на французском языке в Германии, "Жанна д’Арк" на фестивале в Сен Дени в Париже, "Разбойники" в Вене и так далее.

В последний период Вы сделали немало вылазок на мало исследованные музыкальные территории…
Мне нравится вспоминать о недавнем прошлом: в то время, как в Италии меня считали исчезнувшей бесследно, я пела в "Любви трех королей" Монтемецци в Брегенце, в "Медее" Керубини и "Паризине" Масканьи на Французском Радио, в "Кассандре" Ньекки в Монпелье, в оригинальной версии "Турандот" Бузони в Сассари, - моей первой опере на немецком языке. Все это принесло мне огромное удовлетворение. В моих планах "Саломея", "Мадам Баттерфлай", две Сельских чести - Масканьи и Монлеоне, Воскресение Альфано, а также "Человеческий голос" Пуленка и "Наваррка" Массне. 2001-й год я завершила исполнением "Марион Делорм" Понкьелли и "Воскресения Господа Нашего" Перози. Ко всему этому прибавьте сольные концерты в Европе, Америке и Южной Африке...

Подобная лихорадочная деятельность ожидает Вас и в 2002-ом году?
"Дон Карлос", "Медея" в итальянской версии во Франции, так же "Медея" во французской версии в Берлине и многое другое, что удовлетворяет мое любопытство и мое желание попробовать себя в новых и интересных операх. После Маццолы - певицы бельканто, исполнительницы опер Доницетти, французского репертуара, для нее пришло время “перерождения”. Ныне это “интеллектуальная” певица, вся в поиске. Я чувствую себя польщенной, когда меня так называют, для меня больше нет необходимости бегать за контрактами в так называемых больших театрах. Там, где мне предлагают программу, которая возбуждает мою фантазию, мое любопытство и мое желание превзойти самое себя, там, где художественное качество гарантировано, я принимаю предложения. Говорю это с чувством скромности и преклонения: я пою в честь композиторов, музыка которых мало исполняется или забыта. Музыка в любом случае - эмоция, даже когда речь идет о произведениях менее известных или с недостатками.

Думаю, что нам еще раз придется задержаться на маэстро Гаваццени. В 2001-ом году исполнилось пять лет со дня его смерти и театр Ла Скала организовал презентацию прекрасной книги, в которой рассказывается о периодах работы дирижера в миланском театре. Вы не присутствовали на презентации. Почему?
Я узнала об этом мероприятии из газет. Я не была на презентации книги, ибо я порядочный человек. Театр не счел нужным ни пригласить меня, ни даже уведомить о мероприятии, которое хотел осуществить, хотя бы в соответствии с правилами хорошего воспитания. Я думаю, что этот факт говорит об отсутствии уважения к маэстро Гаваццени, ибо я есть и остаюсь госпожой Гаваццени, которая ныне несет свое артистическое достоинство, не обращая внимания на сплетни и недоброжелательность, которые были написаны и сказаны на мой счет. Не поставить меня в известность относительно того, что имеет отношение к Джанандреа, и я не говорю о приглашении, но всего лишь о письме, обычной форме любезности, наносит вред не мне, а инициатору подобного поступка, потому что раскрывает его подлинное, неблагородное лицо.

Интервью с Денией Маццола опубликовано в журнале l’opera
Перевод с итальянского Ирины Сорокиной

Примечание:
* Оперная карьера певицы началась в 1982 г.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ