Могут ли люди, профессионально не занимающиеся культурой, быть культурными людьми? Что за глупый вопрос, воскликнет читатель, разумеется, могут! Мы сплошь и рядом видим приятных и культурных людей, из различных слоев общества и сословий, разных профессий. А наоборот? То есть, если человек работает в области культуры, может ли он быть бескультурным? Казалось бы, маловероятно! Однако это не так. И сегодня мы вкратце коснемся этой темы.
Посещая многочисленные спектакли, концерты, фестивали мы постоянно общаемся с работниками культурных организаций, которые занимаются аккредитацией журналистов, критиков, для того чтобы последние смогли выполнить свою работу: отрецензировать то или иное мероприятие по заданию редакции. Надо признать, что в большинстве организаций мы встречаем радушный и культурный прием.
Все прекрасно понимают, как важно внимание общества к разного рода культурным событиям, в том числе и в сфере музыки. Кроме того, все отлично знают, что такое внимание «работает» на организаторов, повышает престижность и популярность их деятельности на ниве культурного просвещения, более того, если уж говорить языком «грубой» экономики, увеличивает доход от мероприятия!
Так, например, наш журнал никогда не знал проблем с аккредитацией во всех московских оперных театрах, начиная с Большого. Привечают нас и в Филармонии. Нам всегда рады и на «Золотой маске», и на «Чеховском фестивале» и в музее Останкино, где также проходят музыкальные форумы. Не было у нас проблем и в Петербурге (Мариинский и Михайловский театры).
Более того, наши корреспонденты были без бюрократических проблем аккредитованы на крупнейших зарубежных форумах – Зальцбургском и Байрёйтском фестивалях, в «Ла Скала», Пезаро, Арене ди Верона и др. Особенно поразило нас внимание Байрёйта. Форум, куда билеты раскуплены на несколько лет вперед, был гостеприимен к нашему журналу абсолютно наравне с крупнейшими музыкальными изданиями.
Однако, как говорится, «в семье не без урода». Есть печальные случаи вопиющего равнодушия к критикам, если не сказать грубее. Так, например, чиновники Московского Пасхального фестиваля стали выдвигать нам какие-то несуразные требования, чинить препятствия и, в итоге, хоть и аккредитовали нас, но далеко не на все мероприятия. Есть факты и более скандальные! Дом музыки довольно беспардонно отказал нам в посещении юбилейного концерта Спивакова 12 сентября, а некая фирма «ЛаЛиРа», организовавшая июньский концерт Флореса, вообще заявила устами своих представителей, что их интересует только продажа билетов и прибыль, а рецензии и освещение в прессе не волнуют. И этот список можно было бы продолжить.
Зачем мы все это пишем? А затем, как говорится, что «страна должна знать своих героев». Пускай наш голос не так уж и громок. Дело не в этом. Дело в принципе! Пусть хотя бы некоторые любители музыки знают, с кем они имеют дело в лице предпринимателей «от культуры», как в хорошем смысле, так и в дурном.
Редакция