Художественный руководитель Саратовского академического театра оперы и балета Ю. Кочнев рассказал журналистам о творческих планах театра. Откроется новый сезон 1 октября «Большим концертом русской музыки», посвященным Международному Дню Музыки и 20-летию Российской Национальной газеты «Музыкальное обозрение».
С 21 по 29 ноября в Саратовском театре пройдет уникальный фестиваль, организованный московской Академией искусств «Новое передвижничество». Оригинальную программу фестиваля «Звезды Москвы в городах России» составят лучшие творческие силы столицы, которые представят на суд саратовской публики разнообразные симфонические, ораториальные и театральные произведения.
В частности, запланировано выступление солистов балетной и оперной труппы Большого театра России.
В мае ожидается премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Сценическая версия режиссера-постановщика В. Милкова и художника-постановщика Ю. Харикова будет решена в новом формате, не в сказочном, а в эпическом.
Очередной ХХIII Собиновский музыкальный фестиваль пройдет с 25 мая по 6 июня. Он будет посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне. На открытии фестиваля прозвучат кантатно-ораториальные произведения, имеющие отношение к этой знаменательной дате: кантата «Иоанн Дамаскин» С. Танеева, «Уцелевший из Варшавы» А. Шенберга, кантата «Александр Невский» С. Прокофьева. В рамках фестивальной программы состоится концертное исполнение оперы А. Бородина «Князь Игорь» с участием приглашенных вокалистов-гастролеров.
Открытие 98-го театрального сезона состоится 24 сентября. В партии Графа Альмавивы - солист Мариинского и Большого театров и по совместительству президентский советник по культуре Юрий Лаптев.
Первой премьерой сезона станет опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста», которую подготовит команда из Большого театра России – дирижер Павел Клиничев, режиссер Михаил Панджавидзе, а сценическое оформление доверено Игорю Оганову, который восстановит живописные декорации Федора Федоровского полувековой давности. Премьера пройдет в самом конце ноября.
Вашингтонская Опера открыла сезон бессмертным шлягером Россини - «Севильским цирюльником». Местные обозреватели отмечают, что постановка Дэвида Гейтли заслуживает внимания прежде всего попыткой восстановить первоначальный замысел композитора. Так, в спектакле вновь звучит ария Альмавивы Cessa di piu resistere. Как пишет биограф Россини Ричард Осборн, премьера оперы в римском театре Teatro Argentina в 1816 провалилась во многом по вине слабой певческой подготовки солистов. Действительно, эта ария настолько сложна, что впоследствии дирижеры и постановщики, как правило, ее купировали, за очень редким исключением. Композитор против этого не возражал, но использовал тему в других своих операх, например, в финале «Золушки» (Non piu mesta).
Критики отмечают, что, слушая арию в исполнении Лоуренса Броунли, начинаешь понимать, почему Россини поначалу предложил иное название оперы – «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Именно эта ария делает графа главным героем спектакля, и на долю его исполнителя заслуженно выпадают самые продолжительные аплодисменты. Голос Броунли, не очень сильный, но приятного, мягкого тембра, с виртуозными верхами, легко достигал самых отдаленных уголков зала. Хорошую компанию ему составили другие исполнители: Эрик Оуэнс (Дон Базилио), испанская меццо-сопрано Сильвия Тро Сантафе (Розина), Симоне Альбергини (Фигаро), Донато Ди Стефано (доктор Бартоло). Еще одной звездой спектакля стал дирижер Мишель Мариотти, дебютировавший в Вашингтонский опере.
Это был риск – представить зрителям малоизвестную, с прекрасной драматургической основой оперу в концертном исполнении, к тому же идущую более 4 часов. Но те, кто пришел сентябрьским вечером в «Ковент-Гарден», разочарованы не были. Опера Доницетти именно в таком формате доставила огромное удовольствие слушателям благодаря прекрасным исполнителям, настоящим мастерам бельканто.
Поначалу голос исполнительницы главной роли Э. Гутьеррес – темной окраски и достаточно мощный - не очень вязался с предложенным композитором характером деревенской девушки-подростка. Но постепенно голос певицы высветлялся, приобретал нежный тембр и окончательно покорил публику в любовном дуэте ближе к концу первого акта.
Все рецензенты отмечают блистательное пение тенора Стефана Костелло (партия Карло), чей голос даже в самых высоких нотах легко перекрывал хор и оркестр, а также Марианну Пицолатто, Людовика Тезье, Элизабет Сикору, Алессандро Корбелли, и дирижера Марка Элдера.
Сезон открылся «Любовным напитком» - скромнее, чем планировалось. Заявленный первоначально Роландо Виллазон, как известно, перенес операцию и до конца года не выйдет на оперную сцену. Другая знаменитость, Руджеро Раймонди, порвал сухожилие во время репетиции и тоже был заменен. Спектакль прошел без звезд. Зрители отреагировали отсутствием вечерних фраков и платьев, обычных для оперных гала-представлений. Кое-кто вообще явился в джинсах.
Но в целом спектакль имел большой успех. Поставленный Стивеном Лойлессом еще в 1996 году, он не утратил ни своей прелести, ни свежести. Может быть, во многом благодаря вводу молодых талантливых певцов. Хотя Джузеппе Фильяноти, заменившего Виллазона, таковым уже не назовешь. Сегодня он – один из самых востребованных в мире теноров, имеющий на руках контракты с лучшими театрами на несколько лет вперед. А вот грузинская сопрано Нино Махаидзе впервые предстала перед американскими меломанами и оставила самое хорошее впечатление, свободно владея, по выражению одного из обозревателей, «серебристым низом и золотым верхом». Спектаклем уверенно продирижировал знаменитый Джеймс Конлон.
Опера чешского композитора открыла не просто очередной сезон, но и, по мнению местных критиков, новый этап в истории Норвежской национальной оперы. Славянский опус поставил ее новый директор, шотландец Поль Каррен, выступающий здесь в двух ипостасях – административной и творческой.
Трудно найти более подходящий театр для «Русалки», чем только что отстроенное новое здание Норвежской оперы, как бы выступающее из воды. Каррен представил сказку Андерсена как волшебное путешествие обычной, простой девушки в «страну чудес» - прямой намек на всемирно-известный сюжет. Но разница очевидна - путешествие завершается печально: утратой любви, невинности и веры.
В спектакле собран крепкий состав, в котором выделяются норвежская сопрано Сольвейг Кринглебон и словацкий тенор Мирослав Дворски. Дебют молодого норвежского дирижера показался обозревателями весьма многообещающим.
Президентский дворец в Никосии недавно превратился в концертную площадку. Там собрались около 700 человек - максимальное число людей, которое он может вместить, - для участия в третьем Кипрско-российском гала-концерте. Среди них - хозяин дворца, президент республики Димитрис Христофиас и его супруга Эльзи, под патронатом которой уже третий год подряд проводится гала-концерт, члены правительства, творческая элита республики, российские и кипрские бизнесмены.
Этот концерт - одно из крупнейших событий в культурной жизни Кипра в нынешнем году. На подмостках Президентского дворца блистали такие "звезды" классической сцены и эстрады России, как ведущая солистка Мариинского театра Татьяна Павловская, выдающийся баритон Сергей Лейферкус и знаменитая эстрадная певица Лариса Долина. В программе также выступления самых популярных на Кипре и в Греции исполнителей Янниса Коцираса, Раллиа Христиду и Миронаса Стратиса.
В исполнении Лейферкуса и Павловской на Кипре впервые прозвучали арии из оперы Рахманинова "Алеко". Помимо этого в сопровождении Кипрского симфонического оркестра они представили любимые сцены из "Евгения Онегина" Чайковского и номера из традиционного западного оперного репертуара.
В Вене, на 88 году жизни после продолжительной болезни скончался дирижёр и композитор Эрнст Мерцендорфер. Об это сообщила пресс-служба Венской государственной оперы. Директор Государственной оперы Роберт Мейер назвал Мерцендорфера "живым музыкальным лексиконом" и указывал на то, что дирижёр являлся не только выдающейся музыкальной личностью, но и великолепным педагогом по вокалу.
Мерцендорфер родился в 1921 году в Оберндорфе, недалеко от Зальцбурга. Обучался сначала в академии "Моцартеум" в Зальцбурге, затем в Граце. С 1940 года он работал в Граце оперным капельмейстером. 11 лет спустя последовало назначение в Зальцбургский «Моцартеум», где он преподавал дирижёрское искусство. С 1953 года Мерцендорфер возглавил Оркестр «Моцартеума». Одновременно с этим он выполнял дирижёрские обязанности в Граце и в театре «Колон» в аргентинском Буэнос-Айресе. С 1954 по 1978 годы дирижёр принимал участие в художественном руководстве Зальцбургского фестиваля. Регулярно выступал в Венской государственной опере и венской «Фольксопер», в обоих театрах дирижировал более 200 представлениями. В конце мая 2009 года он в последний раз вышел на сцену «Фольксопер».
Опера известного композитора, певца и поэта Александр Градского, которую он создал по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", появится в продаже на компакт дисках в ближайшее время.
Первое прослушивание этой оперы состоится 23 сентября в Театре Александра Градского, куда он пригласил всех тех, кто участвовал и помогал ему в работе. Среди них многие известные артисты, такие как Олег Табаков, Алексей Петренко, Валерий Золотухин, Лариса Голубкина, Леонид Ярмольник, Геннадий Хазанов, Владимир Маторин, Любовь Казарновская и другие.
«Я начинал работать над этой оперой лет 30 тому назад, когда еще никаких попыток снимать роман в кино или на телевидении, не было. Я знал только произведения композиторов Сергея Слонимского и Андрея Петрова, но они работали в чисто академическом плане. Я же создал оперу, в стилистическом отношении похожую на роман Булгакова, которого часто обвиняли в эклектике».
По его словам, опера "Мастер и Маргарита" получилась как эклектическое произведение, «настоящий "компот" из разных стилей, жанров, своих собственных тем и подделок и переделок музыкальных тем и стихотворных образов 40-х-50-х годов. По сути здесь смешались классика, джаз, рок-н-ролл, канкан, эстрада».
Запись продолжалась шесть лет. Александр Градский создавал эту оперу за свой счет, без спонсоров. Все вокалисты, а их было задействовано более полусотни, хор ансамбля имени Александрова, детский хор "Мандрагора" из города Клин, оркестранты и вокалисты работали безо всякой оплаты.
"Пятьдесят шесть человек, занятых в этой опере, - это мои близкие друзья, коллеги, моя дочь Мария Градская, но есть и такие знаменитости как Владимир Маторин и Любовь Казарновская, которых я давно знаю и люблю", - отметил композитор.
Как рассказал Градский, опера "Мастер и Маргарита" не будет поставлена на сцене, поскольку, по его мнению, это невозможно осуществить. "Таких денег у меня нет. А найти тех, кто бы мог вложиться в этот проект, я считаю утопией", - пояснил он.
Сроки ввода в эксплуатацию некоторых театров, строящихся в настоящее время в столице, будут сдвинуты из-за кризиса, сообщил руководитель Департамента городского заказа Москвы Леонид Моносов.
"Например, театр Градского должен был быть построен в конце 2009 года, а будет сдан в эксплуатацию в мае 2010 года, то есть задержка составит пять месяцев. Театр "Геликон-опера" должен был открыться в конце 2010 года, а теперь срок его открытия перенесен на середину 2011 года", - цитирует чиновника РИА "Новости".
Антон Гришанин официально утвержден в должности художественного руководителя Челябинского театра оперы и балета имени М. И. Глинки. Его кандидатуру рассмотрели члены областного правительства. Антону Гришанину 33 года. Он окончил Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского, еще студентом работал в Екатеринбургском театре оперы и балета ассистентом главного дирижера. В 2002 году принял приглашение Челябинского оперного. С 2007 года является в театре главным дирижером. Теперь эту работу он будет совмещать с обязанностями художественного руководителя театра.
Под руководством экс-директора Одесского национального академического театра оперы и балета Сергея Проскурни в Одессе на этой неделе прошел цикл закрытых для широкой публики (и открытых для прессы и критиков) показов новаторской постановки оперы Моцарта «Дон Жуан». Автор постановки – немецкий режиссер Франк Бернд Готтшалк. Вскоре после этого спектакль уехал на европейские гастроли. Премьера состоится 22 сентября в Гааге.
По словам продюсера, опера «Дон Жуан» «стала первым и пока единственным пунктом в уставном фонде «Новой одесской оперы» - больше у нее ничего нет». Вообще, как утверждает Проскурня, «эту постановку создали лучшие деятели мирового оперного искусства». В спектакле были задействованы голоса из Австрии, Голландии, Польши, Америки, Финляндии и Украины.
Постановка «Дон Жуана» должна стать доказательством возможностей нового предприятия продюсера. После европейских гастролей, Проскурня обещает вернуть оперу в Одессу хотя бы с двумя показами. «Надеюсь, тогда мы с вами уже будем представлять ее на сцене Национального театра. Заседание суда по моему увольнению состоится в ноябре».
Если продюсер вернется в театр, он обещает включить «Новую одесскую оперу» в его состав, на правах структурного подразделения. Она должна выполнять функции экспериментальной сцены, где могут ставиться неклассические спектакли.
Этот театральный сезон в Пскове пройдет под знаком 200-летия театральной традиции города, 500-летия присоединения Пскова к Московскому княжеству, 150-летия со Дня рождения А.П. Чехова и 65-летия Великой Победы.
После долгого перерыва в древнем русском городе прозвучит полноценный оперный спектакль. В этом году исполняется 65 лет Псковской областной филармонии. Именно по этому случаю планируется сценическая постановка оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка».
Подготовили Владимир Светозаров, Александр Матусевич