Любите ли вы музыку Рихарда Вагнера? Если любите, то, скорее всего, думаете, что ваш путь прямиком лежит в Байройт, святилище немецкого гения. Ошибка: не столь уж далеко от Байройта более десяти лет существует другое святилище. Привет из Австрии, небольшой страны в самом сердце Европы, а именно из региона Тироль, в который трудно не влюбиться за его высокие полные гармонии горы, открыточные альпийские лужки, бархатных ухоженных буренок и приветливость трудолюбивых жителей.
Буренки и контрабасы — визуальный символ Тирольского фестиваля, который принято неофициально называть «Вагнер среди коров». Вот уже более десяти лет Густав Кун, ученик великого Караяна, в течение трех июльских недель дирижирует обширными концертными программами и вагнеровскими операми в здании Пассионшпильхауса, предназначенный для пасхальных представленй Страстей Христовых. Здание, которое отнюдь не является театральным, напоминает белую улитку и живописно расположено у подножия Кайзеровой горы в деревушке Эрл с населением две тысячи душ.
Качество музыки и ее исполнения в деревушке высочайшие. Cо временем горизонты фестиваля расширились. Каждый день слушателю дарят встречи не только с Вагнером, но с Бетховеном, Брукнером, Рихардом Штраусом. В нынешнем году Кун — дирижер и режиссер в одном лице — представляет две премьеры: «Фиделио» Бетховена и «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера.
Театральные возможности зала в Эрле крайне ограниченны, так что речь может идти о полусценических версиях опер. Кресла в зале крайне неудобны, но полусценические версии Куна заставляют превратиться четыре-пять часов в несколько счастливых мгновений.
В «Фиделио» обошлись наклонной платформой и поставили по стулу на каждого героя оперы. Ддя камеры Флорестана открыли «дыру» в полу. Мужчин и женщин одели одинаково: в жакеты и брюки серо-серебристого цвета, небольшая разница лишь в фасонах. Отпев и отыграв сцену, артисты преспокойно сходили с возвышения и устраивались на стульях в ожидании следующего куска. В этой немыслимой простоте, чуть ли не бедности Владычица Опера справляла торжество. Оркестр в Эрле помещен сзади певцов и, следовательно, является участником представления (на память приходит театр в Байройте, в котором все наоборот: музыканты полностью скрыты от зрителей). Кун никогда не тянет одеяло на себя, но его личность художника по-настоящему грандиозна, а его пламенная отдача музыке создает в публике просто-таки ощущение опьянения, так что он поневоле становится участником представления.
Рядом с Куном всегда поразительная команда, в которой нет ведущих сопрано, теноров, басов и скромных компримариев. Многих из певцов он вырастил сам: его школа под названием «Академия Монтеграль» давно существует в Италии, в Тоскане. Среди исполнителей «Фиделио» Беттине Кампп в роли Леоноры — подлинное чудо, маленькая некрасивая женщина, вдохновенная актриса со стальным горлом. Почти столь же чудесны Карстен Виттмозер — тюремщик Рокко и Аннет Фитш — его грациозная дочка Марцеллина. Томас Газели просто как громом поражает в роли злодея Пизарро, а вот тенор, как это часто бывает, подкачал — партия Флорестана не по плечу Йону Вилларсу.
Слова бессильны, чтобы воспеть хвалу этому «Фиделио»: захватывающий темпоритм, до мельчайших деталей проработанная фразировка, идеально сбалансированное и какое-то райское звучание всех оркестровых групп. Во время исполнения ансамблей так и тянет закрыть глаза. Чудо вдохновенного музицирования, чудо, которое может сотворить только выдающаяся личность за пультом...
Если «Фиделио» настраивает на возвышенный лад, то на «Нюрнбергских мейстерзингерах» не грех поразвлечься самым невинным и законным образом. Но прежде слушателя ждет еще один драгоценный момент музыкального опьянения, а именно прославленная увертюра. Удивительная гибкость многочисленных мелодических линий сочетается у Куна с предельной ясностью. И снова вас тянет закрыть глаза...
Наклонный помост в Мейстерзингерах остается, не обошлись без простых предметов мебели и аксессуаров: табуретки, стол, пара деревьев. Для редкой у Вагнера комедии Кун приберег простую, но счастливую находки: все герои у него одеты в современные костюмы, поверх которых наброшены наряды по моде высокого Возрождения, сшитые, однако, из прозрачных струящихся тканей. В первом действии, когда мейстерзингеры не принимают новаторской поэзии Вальтера, они из вполне современных достойных господ превращаются в персонажей картин Гольбейна и Кранаха, а в третьем действии, признавая победу молодого героя, принимают знакомый нам облик.
Совершенно великолепный состав (дело на Тирольском фестивале самое обычное) поет и в самом высоком смысле этого слова развлекает публику над подмостках мрачноватого Пассионшпильхауса. Хотелось бы назвать всех, но придется ограничиться исполнителями главных ролей: очень известные в Австрии и Германии басы Оскар Хиллебрандт и Франц Хавлата в ролях Ганса Сакса и Фейта Погнера, бесподобный и уморительный Мартин Кронталер в роли тупицы и филистера Бекмессера. Второй акт стал его триумфом! Дамы — Мария Гесслер в роли Евы и Хермине Хазельбек в роли Магдалены — впечатляют менее. Михаэль Баба в центральной теноровой партии Вальтера кажется, скорее, отцом романтического рыцаря, а, если бы осудившие его за новаторство в поэзии мейстерзингеры были бы еще и членами жюри вокального конкурса, они имели бы все права «провалить» его... Зато «второй» тенор Андреас Шагерль, показал себя настоящим молодцом: и красив, и забавен, и наделен звонким соловьиным голосом.
Три недели музыкальных наслаждений, двадцать девять концертов и спектаклей, двадцать две с половиной тысячи зрителей — отличный результат для когда-то регионального проекта. Густав Кун forever! До встречи, Рихард Вагнер, коровы и контрабасы.