Иммо Караман поставил «Питера Граймса» в Немецкой опере на Рейне

Иммо Караман поставил «Питера Граймса» в Немецкой опере на Рейне
Оперный обозреватель

Молодой, но уже известный немецко-турецкий режиссер Иммо Караман поставил „Питера Граймса“. Судя по всему Бриттена окончательно и бесповоротно признали классиком: оперы умершего в 1976 году британского композитора испытывают настоящий бум на немецких оперных сценах. Все больше и больше начинают понимать, что опера „Питер Граймс“ - это не «легкий» модерн с романтичным оттенком, а весьма важное произведение с особой чеканкой и новизной.

Начать сезон с этого произведения - довольно смелое решение, тем более, что в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф) эту оперу еще не ставили никогда. Однако премьера удалась и теперь все остальные постановки должны соответствовать заданному тону.

Агрессивный одиночка Питер Граймс — рыбак в маленьком приморском городке на восточном побережье Англии, главный персонаж оперы. Он обвинен в смерти своего мальчика-подручного. Однако доказательств его вины недостаточно и суд выносит оправдательный вердикт, но горожане продолжают подозревать и недолюбливать рыбака. Вдова-учительница Элен Орфорд — одна из немногих, кто относится с симпатией к угрюмому Граймсу. Она находит нового подручного для Питера. Новый мальчик спустя некоторое время весь в синяках, ходят слухи, что и ему угрожает опасность. Несмотря на непогоду и предостережения Элен, видящей, как груб Питер с мальчиком, он решает на ночь глядя отправиться в море. Он велит мальчишке спуститься к лодке, но тот в темноте срывается с обрыва и гибнет. Капитан Бальстроуд советует Граймсу самому покончить с жизнью, во избежании самосуда горожан. Таково официальное либретто оперы.

В день премьеры в Дюссельдорфском оперном театре собрался весь „цвет“ городского общества. Наверное проще было бы назвать того, кто в этот вечер не пришел. Дамы блистали в шикарных вечерних нарядах, мужчины были в строгих костюмах. Здесь все знали друг друга, мило улыбались и здоровались. Не принадлежащих к этой элите обходили стороной, перешептываясь за спиной, обсуждая ту или иную деталь туалета.

То, что происходило в этот вечер на сцене, практический ничем не отличалось от происходившего в фойе театра. То же общество, (разве что без шикарных платьев и костюмов), то же враждебное отношении к „белым воронам“. Иммо Караман постарался в своей постановке довести до публики простые истины о несбывшихся мечтах, о том, что жизнь способна изувечить человека путем цепи несчастий, о „народной массе“, о людской злости и жадности, о том, как человек боится сделать неверный шаг, и быть исключенным из общества. В общем ему это удалось. „Все против одного“, - вот девиз этой постановки. Весьма интересная трактовка, без пошлости и пафоса, современно, но в меру.

Декорации Каспара Цвимпфера поражают точностью образов: на сцене все в серо-голубом цвете. Вместо обычного пола слой окон и дверей, сколоченных как бы из корабельного дерева, все это создает атмосферу бедности, захолустья и полной безысходности. В начале оперы в центре сцены стоит дверь и лежит сундук. Эта дверь „в никуда“ проходит лейтмотивом через всю оперу. То она служит помостом на суде, потом под ней прячется Граймс, то это крышка могилы первому подручному. Во втором акте в хижине рыбака среди полного беспорядка и разрухи мы снова видим эту дверь, за ней обрыв с которого срывается второй подручный Питера. Вообще дверям и окнам в этой постановке отдано очень много внимания - двери и окна в полу, в стенах, дверь и лестница в потолок. Все это должно вероятно иллюстрировать большое количество выходов из сложившегося положения, однако все понимают, есть только один единственный выход - смерть.

В постановке Карамана главный герой не Граймс, а море. В декорациях нет и намека на воду, однако у Бриттена все шесть оркестровых проигрышей изображают морскую стихию, хор поет о шторме, о приливе и о том, что у моря нет человеческой морали. Режиссер Караман и хореограф Фабиан Поска нашли замечательный выход из положения - хористы, одетые в одинаковые серые одежды и рыбацкие куртки с капюшонами, (которые они переодически одновременно одевают или снимают), то подбегают к краю сцены, то отходят назад, таким образом, изображая прилив и шторм. Временами толпа на сцене становится похожей на косяки рыб, следующих то в одну, то в другую сторону за своим вожаком. В некоторых сценах в серой массе людей видятся морские волны, или водоворот, затягивающий в бездну. Хор в этой постановке - это море людей, море безразличия, и море гнева на непохожих на них самих. Собственно, это и есть наше современное общество, которое само порочно, но берет на себя право осуждать. Общество, которое чувствует, что распадается на куски, считающее, что спасение лишь только в том, что бы все были „стадом“, и тогда распад якобы остановится.

Огромная заслуга в том, что хор замечательно справился с такой трудной музыкой, принадлежит хормейстеру Герхарду Михальскому. Вот уже девятый сезон как он работает с певцами в Немецкой опере на Рейне.

В отличие от хористов оркестр слегка разочаровал. Правда никто и не ожидал от Дюссельдорфского симфонического оркестра под управлением нового дирижера Акселя Кобера музыкальных откровений. Уравновешенный звук, иногда несколько "прямолинейный", поддерживал певцов, но не более того. Иногда можно было услышать фальшь у духовиков. Однако в целом Аксель Кобер, столь эмоционально подпрыгивавший из оркестровой ямы, и его музыканты справились с этой не простой партитурой.

Первые бурные аплодисменты раздались в конце первого акта, после сцены в таверне, крики браво относились скорее к солистам и хору, который исполнил сложнейшую песню с очень интересной хореографией, нежели к оркестру.

Вообще сцена в таверне одна из ярчайших в этом спектакле. В ней режиссер выразил всю порочность общества, показал всю истерию, нагнетания недовольства людских масс против одного человека. Вместо доминирующих серо-синих тонов вдруг сцену осветили ярко желтым, местами оранжевым светом. На каждой из хористок была какая-то красная одежда. Главные персонажи в этой сцене - хозяйка корчмы и ее распутные племянницы, кричащие, что шторм всех погубит.

Так же поразила задумка режиссера и хореографа в середине второго действия в сцене, где все жители участвуют в общем споре: как помешать Граймсу исполнить его губительный замысел. Хористы в рыбацких куртках, с накинутыми капюшонами, стоят спиной к публике, кто-то висит на окнах и дверях, все застыли в разных позах, кто-то с протянутыми вперед или поднятыми руками, на лестнице уходящей в потолок поднимаются и застывают два рыбака. Остается впечатление, что смотришь на мрачную фотографию из старого альбома, и только Элен сидит на сундуке лицом к залу, подсвеченная светом, единственный индивидуум в этой серой массе. Занавес.

Солисты в этот вечер пели прекрасно. Прежде всего исполнитель партии Питера Граймса итальянский тенор Роберто Сакка, чей интернациональный прорыв состоялся в 1995 году в опере „Орфей“ Й. Гайдна на Венском фестивале. Хочется отметить сложнейший дуэт в сцене после суда, который он спел a'capella с Гун-Брит Баркмин (Элен), а также их общий дуэт в сцене , когда все жители в церкви, хор прихожан поет молитвы и псалмы, а на сцене в это время Граймс бьет Элен.

Следующий солист, который заслуживает большого внимания это польский баритональный бас Томаш Конечный, исполнитель партии капитана Бальстроуда. С 2005 года он солист Немецкой оперы на Рейне. Его голос звучал мощно, драматично, при этом очень ясно. Походка моряка и другие детали образа морского капитана были хорошо продуманны и исполнены.

Партию Элен Орфорд исполняет молодая немецкая певица Гун-Брит Баркмин. Ее Элен, это молодая вдова, которая видит свою миссию в спасении мальчика из приюта для бедных, нового подручного Граймса. Очень хорошо обыгрывает она и несбывшиеся мечты о счастливой совместной жизни с Питером, и нежность к мальчику. Ее теплый тембр и летящий голос очень подходят для этой роли.

Остальные певцы так же успешно справились со своими партиями, в целом оставляя хорошее впечатление.

В общей сложности можно подвести итог, что это - удавшаяся постановка, интересные режиссерские идеи, хорошие певцы и ансамбль хористов, уникальные декорации и завораживающая хореография.

С сентября по декабрь пройдут в общей сложности одинадцать спектаклей в Дюссельдорфской и Дюйсбургской опере. Не пропустите!

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ