«Фабрика звезд» на премьере «Нюрнбергских мейстерзингеров»

«Фабрика звезд» на премьере «Нюрнбергских мейстерзингеров»
Оперный обозреватель

На съездах Национал-социалистической рабочей партии Германии до 1939 года „Нюрнбергских мейстерзингеров“ показывали для избранной публики в первый вечер съезда. В сентябре сего года премьеру оперы в Кёльне смогли посмотреть все те, кто купил билеты, а так же приглашенные, избранные гости и пресса.

Это сочинение – одно из самых длинных и наиболее оптимистических у Вагнера. На пресс-конференции перед премьерой новый интендант и одновременно режиссер постановки Уве Эрик Лауфенберг заметил, что „там никто не умирает“. Во время Третьего Рейха „имидж“ произведения значительно пострадал, но музыка Вагнера пережила все режимы, благополучно появляясь после второй мировой войны на различных театральных сценах мира.

Лауфенберг не случайно открывает новый сезон „Мейстерзингерами“. Как он объяснил журналистам, в день окончания школы он посетил постановку этой оперы и был под большим впечатлением от увиденного. С тех пор прошло 30 лет, и став интендантом он решил начать свой первый сезон именно с этого произведения Вагнера, тем более, что последний раз на сцене Кельнской оперы „Мейстерзингеры“ ставились в далеком 1986 году.

Молодой рыцарь Вальтер Штольцинг, влюбленный в дочку ювелира Погнера, попадает в средневековый, богатый традициями и законами, мир мейстерзингеров, объедененных вокруг поэта - сапожника Ганса Сакса.

В спешке Вальтер должен научится искусству мейстерзингеров. У него нет другого выхода, и если он хочет жениться на Еве, женщине своей мечты, то он должен выиграть конкурс, где Ева – приз для победителя.

Но никто из мейстерзингеров не оценивает по достоинству талант молодого рыцаря, и уж точно не городской писарь Сикстус Бекмессер, который сам мечтает жениться на дочери ювелира.

Единственный, кто становится на сторону Вальтера – это Ганс Сакс. Он распознает талант в молодом человеке и пытается убедить в этом своих коллег по цеху.

Идеи режиссера Лауфенберга воплощались в реальность в течении последних полутора лет его помощником Тобиасом Хохайзелем, сделавшим интересные декорации и красивые костюмы. А последние шесть недель над оперой работали солисты, оркестр и хор. Получилась комедия, впрочем, как и задумывалось изначально у Вагнера.

Весь спектакль разделен на три акта и три временных эпохи: в первом акте певцы одеты в яркие наряды средневековья. По словам Лауфенберга идеи для костюмов были почерпаны из картин Кранаха и Дюрера. Действие происходит в 1550 году, в церкви в Нюрнберге. Если бы не красочные декорации и костюмы и не пара комичных сцен, как то появление Вальтера Штольцинга с мобильным телефоном в руках, в современном костюме, в зале перед началом увертюры, или сцена, где он ходит по церкви и делает фотографии с помощью телефона, можно было бы заснуть от бездействия на сцене на протяжении всех полутора часов. Во втором акте действие переносится во времена Вагнера, так как эта часть оперы по режиссерской концепции насыщенна романтикой и „сиренью в музыке“. Драка в конце второго акта слегка оживляет действие оперы.

Третий акт переносит нас из Нюрнберга в Кельн 50-х годов 20-го века, а в конце оперы герои и вовсе попадают в наше время, и учавствуя в программе „Шоу талантов“, где сидит жюри, и где, якобы, публика решает, кто победит, хотя все давно и так знают, что победитель заранее предопределен. Все это очень напоминало „Фабрику звезд“, эквивалент которой проходит регулярно на всех частных немецких каналах телевидения, да и не только в Германии.

Конечно же все ждали, как режиссер обыграет знаменитую речь Ганса Сакса в конце третьего акта. То самое место, так горячо любимое Гитлером и Геббельсом, многие режиссеры стараются скорее „пролететь“, дабы не „будить“ воспоминаний.

Здесь же было иначе. В то время, как Ганс Сакс поет „Народ! Туч мрачных берегись! Распад нам и стране грозит! В величьи ложном стран чужих князья с народом врозь идут: романский чад, мишурный блеск осели на земле родной! А добрый наш немецкий дух жив только в наших мастерах!" (Перевод Виктора Коломийцова), за спиной артиста на стене показывали фотографии Гитлера, посещающего Кельн!

Партию Ганса Сакса исполнил знаменитый голландский бас Роберт Холл. Его дебют в этой партии состоялся на фестивале в Байройте в 1999 году. По словам Холла, лишь в свои 50 лет он почувствовал, что может петь Вагнера, и прежде всего эту роль.

Так же хочется отметить Йоханнеса Мартина Кренцле, спевшего партию Бекмессера. Его актерский талант и прекрасный баритон позволили закрыть глаза на легкие погрешности в дикции.

Явные сложности возникли у исполнителя партии Вальтера Штольцинга. Молодой тенор Марко Ентш не справился с труднейшей партией - были отчетливо слышны проблемы с верхами. Да и плохая дикция, и слабая актерская игра не создали должного впечатления. Да и как можно было ожидать другого? Ентш получил образование воспитателя детского сада, и только благодаря конкурсу певцов в Рейнсберге (Германия) в 2003 году о нем узнали, как о певце. Тут уместно вспомнить слова самого Лауфенберга, который заметил, что несмотря на то, что на сегодняшний день Марко приглашен петь еще несколько опер Вагнера, именно в опере „Нюрнбергские мейстерзингеры“ он еще только должен доказать всем, что способен стать „вагнеровским“ тенором. Пока веских аргументов он не предъявил.

У кельнской публики премьера вызвала бурную реакцию, хлопали долго, крики „браво“ получили в основном исполнители партий Ганса Сакса и Бекмессера, а так же кельнский оркестр под управлением главного дирижера Маркуса Штенца.

В общей сложности спектакль покажут еще шесть раз с сентября по апрель 2010 года.

Подводя итоги можно сказать только одно: что бы посетить эту постановку, надо очень любить Вагнера и иметь в запасе свободных шесть часов.

Информация о спектакле:

Дирижер - Маркус Штенц
Режиссер - Уве Эрик Лауфенберг
Драматург - Георг Керен
Художник по сцене и костюмам - Тобиас Хохайзель
Хормейстер - Эндрю Оливан

Премьера – 20 сентября 2009 года
Спектакль идет с 2 антрактами, продолжительность - 5 часов 45 минут

Главные исполнители:
Вальтер Штольцинг - Марко Ентш
Ганс Сакс - Роберт Холл
Бекмессер - Йоханнес Мартин Кренцле
Ева - Астрид Вебер

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ