Сегодня мы вновь возвращаемся к пуччиниевскому фестивалю в Торре дель Лаго. Этот материал нам прислала Ирина Сорокина. Поскольку в статье Игоря Корябина уже рецензировалась фестивальная «Тоска», предлагаем нашим читателям впечатления Сорокиной о другой постановке этого сезона — «Богеме».
Нынешний, пятьдесят пятый по счету Пуччиниевский фестиваль на берегу любимого великим композитором озера Массачукколи, что неподалеку от Лукки, стартовал в драматичной атмосфере.
В конце июня городок Виареджо, прославленный своим карнавалом и еще одно памятное пуччиниевское место, пережил ужасную железнодорожную катастрофу, повлекшую за собой человеческие жертвы. Перед открывшей фестиваль "Богемой" была исполнена "Lacrimosa" из Реквиема Моцарта.
Нельзя не признать, что на родине Пуччини без отдыха работают в честь автора бессмертных мелодий "Манон Леско", "Богемы", "Тоски", "Мадам Баттерфляй" и "Турандот". С годами афиша расширялась, для постановки опер искали новые идеи, организовывали выставки. Построили даже новый театр: его открытие состоялось в середине июня прошлого года. Можно прийти на спектакли заранее – публике не дадут заскучать. Новый театр располагает разными выставочными пространствами, как под крышей, так и под открытым небом. Внутри театра открыты выставки "E lucean le stelle" Джан Марко Монтесано и "Пуччини и его женщины" Нано Кампеджи. В саду выставлены бронзовые скульптуры Франко Адами: в 2010-ом году пизанскому скульптору доверят постановку празднующей столетие "Девушки с Запада".
Нынешний фестиваль представляет "Манон Леско", "Богему", "Тоску", "Турандот". Оперную программу "разбавляют" балеты: приехавшие в Торре дель Лаго могут увидеть "Жизель" и "Лебединое озеро" в исполнении артистов труппы "La Classique" под руководством Элика Меликова. Не совсем понятно, какое отношение имеют эти спектакли к творчеству Пуччини, но новый художественный руководитель фестиваля Карло Песта утверждает, что классические балеты идеально отвечают пейзажу и атмосфере любимых пуччиниевских мест.
"Богема" в Торре дель Лаго успела стать классикой, но не потому, что это спектакль "с бородой", а благодаря высоким театральным качествам. У этой постановки - премьера состоялась в 2003-ем году - имеется даже премия "Франко Аббьяти", присуждаемая итальянской оперной критикой. Режиссер Маурицио Скапарро сделал прелестный, тонкий, ностальгический спектакль "из ничего". На помощь ему пришел известный бельгийский художник Жан-Мишель Фолон. История "четырех мушкетеров" и двух девушек разыгрывается на наклонно установленной палитре, фоном для которой служит мольберт. Кое-какие предметы мебели в первом действии, разноцветные столики в кафе "Момюс" во втором, дерево и трактир у заставы в третьем – Фолон обходится только самым необходимым, а все очарование озерной Богемы заключено в его акварелях, которые проецируются на холст на мольберте. С помощью специальной компьютерной программы акварели объединены в последовательность, неразрывно связанную с музыкой: трубы парижских каминов, радуга, снегопад… Нежные и прозрачные фолоновские рисунки перемежаются портретами Модильяни и Пикассо: так создается неповторимая пронзительная парижская атмосфера. Режиссеру остается лишь вписать фигуры героев в этот воображаемый, но удивительно узнаваемый мир, а уж в этом музыкальная драматургия Пуччини и детально разработанное либретто Иллики и Джакозы – его лучшие помощники. В Богеме трудно спеть плохо (с этим утверждением автора можно поспорить – прим. ред.), а сыграть плохо почти невозможно. Певцы, ангажированные на Пуччиниевский фестиваль, не наделены исключительными возможностями, но естественны и трогательны, а когда это уместно, забавны: Джанлука Терранова – Рудольф, Майя Ковалевская и Кристина Барбьери – Мими, Лука Сальси и Массимилиано Валледжи – Марсель, Сильвия Далла Бенетта и Алессандра Меоцци – Мюзетта. Бережно и проникновенно вел оркестр дирижер Джузеппе Аквавива.