Вокальные параллели

Вокальные параллели
Оперный обозреватель

Пятый фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» назван юбилейным, хотя, строго говоря, юбилеи начинаются с десятка. Впрочем, стремление ко всякого рода праздникам и «отмечаниям» куда менее круглых дат – примета времени. Да и сам маэстро Спиваков любит устраивать праздники по поводу и без – только что отшумели концерты, посвященные его личному юбилею – и вот новая порция праздничных мероприятий. Как всегда заявленная программа собирает только лучших из лучших, что называется самых-самых – негоже всесоюзной знаменитости, человеку с экрана телевизора, каковым является маэстро, одним из немногих из мира классической музыки, кого знает каждый российский обыватель в лицо, якшаться с не слишком статусными исполнителями. Впрочем, если несколько умерить иронию, то очевидно, что пользы от этого московскому меломану немало – кто ж откажется послушать первачей отечественного и мирового музыкального олимпа, хотя цены на спиваковские мероприятия традиционно кусаются.

1/3

Маэстро Спиваков всегда уделял в своих проектах должное внимание вокальным программам. И на этот раз на двухнедельном фестивале – два полноценных оперных гала-представления. Правда, не обошлось без осечек: легендарный бас Руджеро Раймонди все-таки до России не доедет, гала-концерт, который должен был венчать фестиваль, пройдет без его участия, там выступят итальянские вокалисты другого поколения, тоже именитые Даниэла Десси и Фабио Армилиато.

Первый же вокальный фестивальный смотр прошел в Большом зале консерватории и был отдан молодежи – правда, тоже звездной, преуспевающей: после значительного перерыва перед московской публикой предстала победительница последнего конкурса им. Чайковского и солистка Хьюстонской оперы, башкирская колоратура Альбина Шагимуратова и много поющий в Большом и Новой опере, также лауреат многочисленных конкурсов (в том числе доминговской «Опералии» и конкурса им. Виньяса) баритон Василий Ладюк. Оба молодых певца – воспитанники столичной вокальной школы: Шагимуратова – ученица Галины Писаренко, стабильно поставляющей отечественным и зарубежным театрам певиц качественной выучки, Ладюк – воспитанник модного по нынешним временам педагога Дмитрия Вдовина, ныне возглавившего молодежную программу Большого театра, на его счету тоже немало преуспевающих в России и на европейских сценах вокалистов. Третий заявленный солист, новосибирский тенор Константин Андреев по болезни не смог принять участие в концерте.

Вечер был построен по классической двухчастной форме, присущей таким мероприятиям: в первом отделении – русская классика, прозвучали произведения Римского-Корсакова, Чайковского и Глиэра; во втором – западные хиты от Масканьи, Россини, Верди, Доницетти, Беллини, Гуно и Оффенбаха. Национальный филармонический оркестр России, ведомый самим маэстро, в целом был на уровне, однако нередко злоупотреблял излишней звучностью. Проявилось это с самого первого номера: сюита «Три чуда» из корсаковской «Сказки о царе Салтане», которая открывала концерт, была сыграна ярко, но в то же время с мощью вагнеровского типа (особенно в теме выходящих из морской пучины богатырей), прямо скажем не совсем уместной в музыке абсолютно иного плана. Но если в чисто оркестровых фрагментах (в начале второго отделения оркестр самостоятельно исполнил еще один номер – знаменитое интермеццо из «Сельской чести») это вызывало лишь легкое недоумение, то в аккомпанементе вокалистам мешало изрядно, порой совершенно заглушая их.

Шагимуратова и Ладюк выступали исключительно с сольными номерами, дуэтами в этот вечер публику не побаловали. Каждый из молодых певцов предстал в целом сложившимся артистом, предъявляя неоспоримые достоинства вокализации как таковой и личностной интерпретации, говорящей в пользу их музыкальности. Шагимуратова впервые запомнилась мне на концертном исполнении «Золотого петушка» в 2005 году, когда эту оперу давали «станиславцы» (певица непродолжительное время была солисткой этого театра, покинув его из-за разногласий с главным режиссером) в Концертном зале имени Чайковского: ее блистательная Шемаханка покорила сразу. Вторая встреча с ней произошла там же, но двумя годами позже, на третьем туре Конкурса имени Чайковского, где была совершенно очевидна пропасть между ней и остальными финалистами – настолько мастеровитой артисткой предстала молодая вокалистка. После этого я был наслышан об успехах певицы на Западе: например, ее Царице ночи уже аплодировали в Зальцбурге, Берлине, Хьюстоне, Лос-Анджелесе и нью-йоркской «Метрополитен». Тем более было интересно услышать певицу теперь.

Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Глиэра, прозвучавший в первом отделении, в целом подтвердил статус певицы: чарующий тембр, никакой визгливости, нередко присущей высоким сопрано, мягкая атака, прекрасный, стабильный верх, красивые пиано, вообще тонкая, филигранная нюансировка. Однако нельзя сказать, что произведение прочувствовано, понято певицей: очевидно, что многие грани этой своеобразной, талантливой музыки остались для нее неразгаданными ребусами, спетыми вокалисткой как виртуозные упражнения. По нынешним, весьма сниженным стандартам вокала, спето почти все превосходно (почти – ибо некоторая интонационная неуверенность все же проскальзывала, а финальная высокая нота откровенно не вышла), однако до вершин, каковыми были интерпретации этого произведения легендарными Пантофель-Нечецкой или Казанцевой, еще очень далеко. Особенно стало это очевидно в сравнении с ариями второго отделения, в которых певица чувствует себя как рыба в воде, и именно здесь смогла в полной мере проявить свое мастерство. Эталонной (не побоюсь этого слова) вышла Джильда, уже неоднократно петая на Западе и совершенно очевидно качественно сделанная как по-настоящему осмысленная роль: здесь был не только завораживающий звук, но и подлинное чувство. Чуть менее убедительной, но все же весьма привлекательной оказалась и Амина из беллиниевской «Сомнамбулы». Россыпью колоратур, которыми Шагимуратова владеет в совершенстве, певица блеснула в вальсе Ядвиги из оперетты Оффенбаха «Робинзон Крузо». Общее впечатление от ее пения – безусловное мастерство высокого класса, способное вывести ее, при условии постоянного развития и совершенствования, в самые именитые вокалистки нашего времени. Шагимуратова, с одной стороны, естественная наследница выдающейся виртуозности легендарных колоратур советской Азии, таких как Куляш Байсеитова, Роза Джаманова или Бибигуль Тулигенова, с другой, ее великолепный голос имеет уже европейские огранку и лоск.

Василий Ладюк, хорошо известный Москве, и на этот раз порадовал благородным тембром, полным диапазоном, свободным, уверенным верхом, что с блеском продемонстрировал прежде всего в песне Веденецкого гостя из «Садко». Мастерски, но несколько пресно в эмоциональном плане прозвучала хитовая ария Елецкого из «Пиковой дамы»: к тому же она ему была очевидно низковата. Что касается западного репертуара, то лучше всего была исполнена ария короля Альфонса из «Фаворитки» Доницетти: представляется, что не слишком-то плотный, довольно-таки легкий, изящный и грациозный баритон Ладюка в большей степени подходит именно для репертуара бельканто, чем для русской музыки или верди-веристских страстей. Косвенно это подтвердила и каватина Валентина из «Фауста»: звуковой мощи не хватало ни в кантилене, ни в чеканных героических фрагментах. Правда, напомним, что аккомпанемент оркестра был в данном случае также виной неполной удачи артиста, ибо все сыграно было несколько тяжеловесно. Не раз оркестр топил певца в своем вязком саунде и в каватине Фигаро из «Севильского цирюльника»: россиниевской легкостью здесь и не пахло, поэтому Ладюку фактически вместо демонстрации изящества и вируозности приходилось чрезмерно задействовать свои голосовые ресурсы, соревнуясь с оркестром в звучности, что, конечно, не пошло на пользу исполняемой музыке.

Общее у обоих певцов – это тяготение к белькантовому репертуару, к красоте вокализации как абсолютной ценности – такой подход для них возможен вследствие хорошей технической вооруженности. В этом смысле, несмотря на отсутствие в программе дуэтных номеров, они были достойными партнерами в описываемый вечер. Не столь же радужный вывод – это исполнение русской музыки: западный репертуар оба певца поют однозначно лучше, чем свой родной.

Несмотря на все критические замечания, концерт получился по-настоящему праздничным: мы судили исполнителей по самому высокому классу, в целом же, уровень пения, да и оркестровой игры, были стабильно высокого качества. Но хвалить за это в панегирических тонах – стоит ли? Разве не так и должно быть на фестивале, осененном именем всемирно знаменитого маэстро?

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ