Отработав на премьере «Тоски», открывшей новый сезон «Метрополитен-опера», музыкальный директор театра (а по совместительству и Бостонского симфонического оркестра) Джеймс Ливайн лег на операцию позвоночника в надежде избавиться от грыжи межпозвоночного диска.
Врачи надеются, что дирижер вернется в строй к 3 декабря, чтобы продирижировать премьерой «Сказок Гофмана». А пока все его выступления отменены.
В «Тоске» его уже заменил Джозеф Коланери. Пока не ясно, кто встанет у дирижерского пульта на премьере «Кавалера розы», запланированной на октябрь.
Две недели прошло после первого представления скандальной постановки шведского режиссера, а страсти все не утихают. Пресса продолжает негодовать. Число негативных рецензий, кажется, перевалило за сотню. В дискуссию включаются и участники спектакля. 47-летний аргентинский тенор Марсело Альварес, прекрасно спевший партию Каварадосси, в интервью журналисту агентства АП заявил, что все происходящее вокруг постановки напоминает ему «уличное происшествие»: люди говорят, что не желают этого видеть, но при этом «прут», так как любят смотреть, как льется кровь…
Альварес отчасти вступился за постановщика Бонди, заявив, что «шведский режиссер необычайно талантлив, что, работая с ним, он многому у него научился». Но и исполнитель заглавной роли согласен, что многие идеи режиссера не работают. Так, обстановка в римском дворце Фарнезе (второй акт), по его мнению, более напоминала «военный бункер где-нибудь в Германии».
«Бонди увлекся собственными фантазиями, вместо того, чтобы дать музыке говорить за себя, - отметил Альварес, - Он отбросил чуть ли не все, что задумал и написал композитор для второго действия оперы. А то, что придумал режиссер, никак не совпало с музыкальной тканью. Мне, кажется, он не нашел верной концепции».
При всей высказанной им критике, аргентинский тенор уверен, что спектакль сыграл для него и театра положительную роль в плане обретения опыта и привлечения зрителей: «Новый руководитель Мета Питер Гелб взял курс на поиски новых стилей, заменив классическую постановку «Тоски» Франко Дзеффирелли модернистской режиссурой Бонди. В конце концов, самое главное, чтобы зрители покупали билеты и шли в театр. В противном случае, искусство обречено. Питер сделал это: плохо или хорошо, но возник ажиотаж. Публика возвращается в театр».
«Это все равно, что быть женатым на женщине, которая все еще прекрасна в ваших глазах, но, однако, вы ей предпочли другую». Так отозвался на «новаторскую» постановку «Тоски» на сцене Мета 86-летний маэстро, чья классическая режиссура «Тоски» двадцать лет назад на этой же сцене помнится до сих пор любителям оперы.
Пребывая в своем доме в Риме, Дзеффирелли в телефонном интервью корреспондентке газеты «Нью-Йорк Таймс» Кэтрин Кук заявил, что реакция публики на премьеру (которую он, кстати, не видел) его радует: «Меня ободряет, что, освистав постановку «Тоски», зрители тем самым продемонстрировали, что дело, за которое я боролся и продолжаю бороться уже столько лет – правое дело».
«Зрители приходят в театр не для того, чтобы поглазеть на что-то революционное, - продолжает великий режиссер, - они приходят, чтобы погрузиться в грезы, чтобы наслаждаться культурным наследием прошлого».
Крепко досталось от маэстро и Ливайну: «Это обязанность дирижеров – быть на страже авторских произведений. Господину Ливайну следовало бы понять, что постановка Бонди – преступление, если он не хочет впасть в старческий маразм. То, что сделал Бонди, противоречит музыке, той самой музыке, которой дирижирует Ливайн».
Случайно или нет, но саммит двадцатки в Питтсбурге совпал с премьерой «Евгения Онегина» в местной опере. Спектакль удался, прежде всего, благодаря замечательному составу исполнителей, пишет обозреватель «Трибюн-Ревью» Марк Кенни.
«Опера целиком захватила, как только запела Анна Самуил (Татьяну Анна поет давно и с успехом). Она была великолепна и в этом великолепии не одинока. Вскоре к ней присоединилась в ансамбле Линдсей Амман в партии Ольги. Пение Амман, включая сольную арию, заслуживает особого внимания: она является штатной солисткой Питтсбургской оперы. Опера набрала хороший ход с выходом на сцену Сьюзен Менцер (Ларина старшая), Сюстан Тоз (няня), других исполнителей. Голос Раймонда Вери прекрасно подходит к партии Ленского. Ему удалось убедительно раскрыть не только любовь к капризной Ольге, но и поэтический характер персонажа… Дуайн Крофт – просто великолепный Онегин. В сцене дуэли мы верим, что его герою совсем не хочется убивать недавнего друга, что он колеблется, но эгоистический страх за свою жизнь заставляет сделать роковой выстрел».
Спектакль поставлен Сэмом Хелфричем. За дирижерским пультом – Энтони Уолкер. Как пишет критик, «оркестр играл хорошо, учитывая, что опера в этом театре звучала впервые с 1991 года». Сомнения у него вызвали декорации, особенно первого действия – «так до конца я и не понял, что за растения изображены на сцене, надо думать, фруктовые деревья». Но, кажется, это совсем не испортило его впечатления от спектакля.
Рене Флеминг выпустила новый CD альбом - “Verismo” - арии из опер Пуччини и других композиторов эпохи веризма. Это довольно представительное собрание партий сопрано в произведениях веристов. Однако, как замечает сама певица, далеко не все партии она готова воспроизвести на сцене. В интервью газете «Чикаго Трибьюн» она замечает: «Я пою только то, что поддается возможностям моего голоса, без насилия над ним. Сопрановые партии в «Турандот», в операх Масканьи и Каталани не подходят моему более лирическому голосу. Вот Мими в «Богеме» или, например, Магду в «Ласточке» я бы спела с удовольствием. Вопрос только, где?». Вопрос поставлен, что называется, ребром – обе оперы входят в текущий репертуар родного для певицы Мета.
Хотя оперная дива по собственному признанию находится на пике своей формы («я рада, что могу успешно петь все, что пела еще 10 лет назад»), она строго ограничивает расписание своих выступлений, стремясь больше времени уделять двум дочерям-подросткам. По этой причине старается как можно реже покидать Нью-Йорк – к огорчению ее многочисленных поклонников в разных странах мира, и, конечно, в России, где ее помнят и любят.
Некоторое время назад мировые агентства сообщили о том, что знаменитая новозеландская сопрано готовится попрощаться с оперной сценой, ссылаясь на ее собственные слова. И мы тоже в наших новостях об этом писали.
Однако, на днях Кири Те Канава опровергла эти сообщения. В интервью ABS News в Австралии она заявила, что у нее нет пока планов «скоропостижно скончаться». Она подтвердила свои выступления весной следующего года в операх «Дочь полка» (Мет) и «Кавалер розы» (Кельн), но подчеркнула, что надеется еще петь и в других операх, продолжая сценическую карьеру.